Требования к результатам освоения дисциплины. Место дисциплины в структуре ООП
Место дисциплины в структуре ООП
Уголовный процесс относится к базовой части С.3.1. профессионального цикла и изучается после прохождения таких учебных дисциплин как Философия (С.1.1.2), Логика (С.1.1.3), Профессиональная этика и служебный этикет (С.1.1.5), Теория государства и права (С.3.1.1), Конституционное право России (С.3.1.4.), Правоохранительные органы (С.3.1.21), Уголовное право (Общая часть) (С.3.1.14). Это предполагает следующие требования к входным знаниям, умениям и компетенциям курсантов (слушателей, студентов), необходимым для изучения Уголовного процесса:
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии, владеть культурой научного мышления, анализировать логику рассуждений и высказываний (Философия, Логика);
- наличие у обучающихся теоретических знаний о природе и сущности государства и права; о системе права, механизме государства; о механизме и средствах правового регулирования, реализации права; о сущности и содержании правовых норм и правовых институтов (Теория государства и права); об основных направлениях (функциях) правоохранительной деятельности, о понятии, системе, структуре и полномочиях правоохранительных органов (Правоохранительные органы); конституционные положения и правах и свободах человека и гражданина, конституционные положения о судебной власти (Конституционное право России); о признаках преступления, составе преступления, видах освобождения от уголовной ответственности и освобождения от наказания; обстоятельствах, исключающих преступность и наказуемость деяния (Уголовное право (Общая часть);
- наличие навыков по оперированию юридическими понятиями и категориями, работе с законодательными и другими нормативными правовыми актами (Теория государства и права, Правоохранительные органы);
- стремление быть нетерпимым к любому нарушению закона в профессиональной деятельности, бережно относиться к чести и достоинству гражданина, быть ответственным за судьбы людей и порученное дело (Профессиональная этика и служебный этикет).
Уголовный процесс предшествует изучению дисциплин: Криминология (С.3.1.17), Судебная медицина (С.3.1.19), Судебная психиатрия (С.3.1.20), Предварительное следствие в органах внутренних дел (С.3.1.24.01), Расследование преступлений против личности и собственности (С.3.1.24.02), Прокурорский надзор (С.3.1.24.09), Уголовно-исполнительное право (С.3.1.24.10).
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Уголовный процесс» направлен на формирование следующих компетенций:
- способности действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
- способности понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5) – в части способности понимать социальную значимость своей будущей профессии;
- способности проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);
- способности логически мыслить, анализировать, систематизировать, обобщать, критически осмысливать информацию, ставить исследовательские задачи и выбирать пути их решения (ОК-9) – в части, регламентированной уголовно-процессуальным законодательством;
- способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способности анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-3) – в части, регламентированной уголовно-процессуальным законодательством;
- способности обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-4) – в части, регламентированной уголовно-процессуальным законодательством;
- способности принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5) – в части регламентированной уголовно-процессуальным законодательством;
- способности квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-6) - в части, регламентированной уголовно-процессуальным законодательством;
- способности разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7) – в части, регламентированной уголовно-процессуальным законодательством;
- способности квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-8);
- способности обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства (ПК-10) – в части, касающейся обеспечения законности и правопорядка;
- способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);
- способности выявлять и предупреждать угрозы безопасности личности, общества и государства (ПК-12) - в части, регламентированной уголовно-процессуальным законодательством;
- способности выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-13) – в части выявления, раскрытия и расследования преступлений;
- способности реализовать мероприятия по получению юридически значимой информации, анализировать, проверять и оценивать ее, использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, обеспечения безопасности личности, общества, государства (ПК-15);
- способности осуществлять деятельность в сфере международного сотрудничества правоохранительных органов (ПК-17) – в части, регламентированной уголовно-процессуальным законодательством;
- способности правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-18) - в части, регламентированной уголовно-процессуальным законодательством.
В результате изучения дисциплины «Уголовный процесс» обучающийся должен:
знать:
- уголовно-процессуальный закон и иные нормативные правовые акты, регламентирующие уголовное судопроизводство (ОК-1, ПК-6, ПК-8);
- требования правовых норм о назначении, принципах, участниках уголовного судопроизводства, доказательствах и доказывании, мерах процессуального принуждения и иных положениях уголовного процесса (ОК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-15, ПК-17);
- порядок производства по уголовным делам (ОК-9, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-13).
уметь:
- анализировать положения уголовно-процессуального закона и иных нормативных правовых актов (ОК-1, ПК-2, ПК-3);
- определять компетенцию и полномочия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство (ОК-1, ОК-5, ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПК-10);
- работать с заявлениями, иными процессуальными документами, принимать различные процессуальные решения (ОК-5, ОК-6, ОК-9, ПК-7, ПК-10, ПК-17, ПК-18).
владеть:
- навыками производства следственных и иных процессуальных действий (ОК-1, ОК-5; ОК-6, ПК-7, ПК-18);
- навыками принятия процессуальных решений, составления протоколов, постановлений и иных процессуальных документов (ОК-5, ПК-7, ПК-18).
- Объем и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры | ||
Аудиторные занятия (всего) | ||||
В том числе: | - | - | - | - |
Лекции (Л) | ||||
Семинары (С) | ||||
Практические занятия (ПЗ) | ||||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | - | - |
Контрольные работы (КР) | - | - | - | - |
Самостоятельная работа (всего) | ||||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: | ||||
Подготовка к семинарам и практическим занятиям | ||||
Практикум | - | - | - | - |
Подготовка к контрольной работе | - | - | - | - |
Другие виды самостоятельной работы: | ||||
Курсовая работа | - | - | ||
Реферат | - | - | - | - |
Подготовка к промежуточной аттестации – зачет экзамен | - | - | - | |
Промежуточная аттестация зачет экзамен | - | - | - | |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||||
Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов, тем дисциплины «Уголовный процесс»
О Б Щ А Я Ч А С Т Ь
Раздел 1. Общие положения
Т е м а 1. Понятие, сущность и значение уголовного судопроизводства (уголовного процесса)
Понятие уголовного судопроизводства (уголовного процесса), его правовая регламентация и научные определения. Уголовный процесс и уголовное судопроизводство. Уголовное судопроизводство и правосудие.
Назначение уголовного судопроизводства.
Система уголовного судопроизводства. Досудебное производство и судебное производство. Стадия уголовного процесса: понятие и признаки. Виды стадий уголовного процесса.
Исторические формы уголовного процесса, их понятие. Уголовно-процессуальные функции, их понятие и виды. Уголовно-процессуальная форма, её единство и дифференциация. Уголовно-процессуальные отношения (правоотношения): понятие, специфика, момент возникновения и элементы. Уголовно-процессуальные гарантии, их понятие и значение.
Уголовный процесс как вид государственной деятельности. Соотношение уголовно-процессуальной деятельности с оперативно-розыскной деятельностью, административной деятельностью.
Уголовный процесс как наука: её предмет, система, методы и задачи в современных условиях.
Уголовный процесс как учебная дисциплина: её предмет, система и взаимосвязь с другими курсами.
Т е м а 2. Уголовно-процессуальное право.