Практическая работа №5 ВЫЧИСЛЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЯ ОСНОВНОГО ОБМЕНА ОТ ДОЛЖНОГО У ЧЕЛОВЕКА ПО ФОРМУЛЕ РИДА
Необходимы: сфигмоманометр, фонендоскоп, секундомер, объект исследования — человек.
Цель работы: научиться определять процент отклонения основного обмена от должных величин.
Формула Рида основана на взаимосвязи между теплопродукцией организма, артериальным давлением и пульсом у человека. Расчет по этой формуле дает только приближенные значения процента отклонения основного обмена от должного.
Ход работы: У испытуемого при соблюдении условий, необходимых для определения основного обмена (натощак, в положении лежа, при максимальном расслаблении скелетных мышц, в состоянии психического покоя, при температуре комфорта), измерить систолическое и диастолическое давление в плечевой артерии по способу Н.С. Короткова и частоту пульса на лучевой артерии три раза с интервалом в 2 мин. Затем рассчитать средние значения изучаемых показателей гемодинамики.
Процент (величину) отклонения (ПО) основного обмена от нормы подсчитать по формуле Рида:
ПО = 0,75 ■ (частота пульса + пульсовое давление • 0,74) — 72,
где ПО — процент отклонения основного обмена от должного. В норме составляет ±10%.
Практическая работа №6. СОСТАВЛЕНИЕ ПИЩЕВОГО РАЦИОНА
На практическом занятии эту работа выполняется с применением компьютерной программы «Рацион» на компьютерах в учебных комнатах.
При нехватке учебного времени рекомендуется дать это задание на дом.
Итоговый контроль знаний. Решение ситуационных задач.
1. Рассчитайте расход энергии за час, если испытуемый поглощает в минуту 0,3 л кислорода, а дыхательный коэффициент равен 1.
2. Рассчитайте энергетические затраты у испытуемого, если по данным непрямой калориметрии установлено, что МОД - 10 л, состав вдыхаемого воздуха: 21% кислорода и 0,03% углекислого газа, состав выдыхаемого воздуха: 16% кислорода и 4,03% углекислого газа.
3. У женщины ростом 150 см и весом 60 кг основной обмен оказался равным 1600 ккал. Определите, соответствует ли это норме.
4. У больного мужчины ростом 180 см и весом 100 кг основной обмен равен 1900 ккал. Соответствует ли норме эта величина, если поверхность тела равна 2,18 кв.м.?
5. Может ли ДК быть меньше 0,7? Если да, то в каком случае?
6. В каком случае у человека ДК может быть больше 1? Почему?
7. Испытуемый поглощает за 1 минуту 300 мл кислорода. ДК равен 1. Сколько калорий за минуту тратит организм?
8. С мочой выделилось в сутки 12 г азота. Сколько белка распалось в организме?
9. Взрослый человек принял в сутки 70 г белка, 300 г углеводов, 100 г жиров. Соответствует ли это суточной потребности человека в питательных веществах?
10. Какие условия необходимо учитывать при составлении пищевых рационов, кроме соответствия калорийности пищи суточным затратам энергии?
Домашнее задание. Составление пищевого рациона по таблицам
Цель работы: составить суточный пищевой рацион для удовлетворения потребностей своего организма в энергии и пищевых веществах по физиологическим нормам питания. Учтите, что студенты относятся к 1 профессиональной группе по энергозатратам
Ход работы:
Для определения суточных энергозатрат и состава пищевого рациона воспользуйтесь соответствующей таблицей.
Повторите расчеты с использованием программы «Рацион» на компьютере и сравните результаты.
Таблица 1
Групп-па физической активности | Возраст, годы | Энергия, ккал | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | ||
Всего | Животные белки | ||||||
I Мужчины | 18-29 30-39 40-59 | 2275 - 625 2145 - 2475 2015 - 2325 | |||||
I Женщины | 18-29 30-39 40-59 | 1800-2070 1740-2010 1690-1950) | 274 257 | ||||
Таблица 2. Состав пищевых продуктов и их энергетическая ценность
наименование продукта | Содержание пищевых веществ | Энергетическая ценность 100г г продукта ккал | ||||||
Белки | Жиры | Угле-воды | ||||||
Гречневая крупа | 12.5 | 2.5 | 67,4 | 350,8 | ||||
Манная крупа | 11.2 | 0.8 | 73,3 | 353,9 | ||||
Пшенная крупа | 12,0 | 2.5 | 69,6 | 357,8 | ||||
Рис | 7,6 | 1,0 | 75,8 | 351,3 | ||||
Макароны | 11.0 | 0.9 | 74,2 | 357,7 | ||||
Горох | 22,4 | 2.4 | 54,1 | 335,9 | ||||
Фасоль | 23,2 | 2.1 | 53.5 | 335,2 | ||||
Хлеб ржаной | 6,9 | 0,9 | 42,8 | 222,2 | ||||
Хлеб пшеничный | 8.1 | 0,9 | 47,0 | 234,2 | ||||
Батоны | 8,2 | 1,1 | 50,2 | 249,7 | ||||
Булочки городские | 7,7 | 2.5 | 49,2 | 259,4 | ||||
Картофель | 2.0 | - | 20.0 | 90,2 | ||||
Морковь | 1,3 | - | 8,7 | 41,0 | ||||
Свекла | 1,5 | — | 10,4 | 48,8 | ||||
Капуста свежая | 1,8 | - | 5,3 | 29,1 | ||||
Капуста квашеная | 1,0 | — | 2,1 | 12,7 | ||||
Лук зеленый | 1,3 | — | 4,4 | 23,4 | ||||
Лук репчатый | 2,5 | - | 10,5 | 53,3 | ||||
Арбузы | 0,6 | - | 9,0 | 39,4 | ||||
Дыни | 0,7 | - | 11,3 | 49,2 | ||||
Огурцы | 1,0 | - | 2,4 | 13,9 | ||||
Огурцы соленые | 0,5 | - | 1,2 | 7,0 | ||||
Томаты | 1,0 | — | 3,8 | 19,7 | ||||
Апельсины | 0,9 | — | 9,1 | 41,0 | ||||
Виноград | 0,7 | - | 16,2 | 69.3 | ||||
Вишня | 1,0 | — | 14,3 | 62.7 | ||||
Лимоны | 0,6 | - | 10,3 | 44,7 | ||||
Мандарины | 0,9 | - | 10,0 | 44,7 | ||||
Яблоки | 0,5 | — | 11,2 | 48,0 | ||||
Сахар-рафинад | - | - | 99,9 | 409,6 | ||||
Шоколад | 6,3 | 37.2 | 53,2 | 589,9 | ||||
Какао | 23,6 | 20.2 | 40,2 | 449,4 | ||||
Масло подсолнечное | _- | 99,8 | — | 928,1 | ||||
Молоко коровье | 3,4 | 3,7 | 0,5 | 66,8 | ||||
Масло сливочное | 0,5 | 83.5 | 0.5 | 780,7 | ||||
Масло топленое | - | 99.0 | - | 920,7 | ||||
Кефир | 3,5 | 3.5 | 4.3 | 64.5 | ||||
Простокваша | 3.5 | 3,5 | 4.3 | 64.5 | ||||
Сметана | 3,0 | 30,0 | 2.5 | 301.6 | ||||
Творожная масса | 52.5 | 16,0 | 15,0 | 261,6 | ||||
Творог жирный | 15,0 | 18.0 | 1.0 | 233,0 | ||||
Мороженое | 4,0 | 10.0 | 17.0 | 179,1 | ||||
Сыр | 22,5 | 25,0 | 3,5 | 339,1 | ||||
Сыр плавленый | 22,5 | 20,0 | 3.0 | 290,6 | ||||
Мясо говяжье | 20,0 | 10,7 | — | 181,5 | ||||
Мясо баранина | 19,0 | 5/ | - | 132.8 | ||||
Мясо свинина, | 23-5 | 10,0 | - | 189,4 | ||||
Гусь | 16,5 | 23,0 | — | 337,4 | ||||
Курица | 20,0 | 5,0 | - | 128,5 | ||||
Колбаса: | ||||||||
любительская | 12,5 | 15,1 | 1,2 | 196,6 | ||||
чайная | 12.3 | 11,5 | 1,2 | ' 162,3 | ||||
краковская | 15,6 | 35.3 | - | 392.3 | ||||
Сосиски | 12,4 | 19.4 | 0,4 | 232.3 | ||||
Яйца | 12,5 | 12,0 | 0, 5 | 164,9 | ||||
Сало | 2,0 | 91,0 | - | 854,5 | ||||
Вобла вяленая | 45,1 | 6,4 | 12,7 | 244,4 | ||||
Морской окунь | 17,8 | 3-2 | 1,2 | 124,2 | ||||
Лещ | 16,8 | 7,6 | 1,0 | 139,6 | ||||
Судак | 19,0 | 0,8 | 1,3 | 85.3 | ||||
Треска | 17,6 | 0,4 | 1,2 | 75,9 | ||||
Икра красная | 31.6 | 13,8 | 7,7 | 257,9 | ||||
Сельдь полярная | 19,6 | 24,5 | 12,4 | 308,2 | ||||
Судак (консервы в томате) | 22,8 | 2,4 | 0.2 | 116,6 | ||||
Икра баклажанная | 1,7 | 13,0 | 7,5 | 158,6 | ||||
Перец фаршированный | 1,6 | 6,6 | 11,6 | 115,5 | ||||
3. Произведите выбор продуктов в соответствии с принципами составления пищевых рационов. По ходу выполнения работы заполните таблицу. В графе «Наименование продукта» указать название блюда, а затем перечислить входящие в это блюдо продукты. Например: «суп куриный, состоит: крупа, картофель...». Табл. завершается (последняя горизонтальная строка) итоговыми численными значениями, характеризующими суточный рацион питания.
Набор продуктов пищевого рациона человека
Наименование продукта | Количество продукта | Содержание во взятом количестве продукта. в гр. | Энергетическая ценность, ккал. | ||||
белков | жиров | углеводов | |||||
завтрак | |||||||
итого | |||||||
второй завтрак | |||||||
итого | |||||||
обед | |||||||
итого | |||||||
ужин | |||||||
Итого | |||||||
Итого за сутки | |||||||
Дайте кратки ответы на следующие вопросы:
1. Что называют обменом веществ?
2. Что называют питательными веществами? Перечислите их.
3. Что называют усвояемостью питательных веществ, чему она равна в процентах?
4. В чем состоит пластическая роль белка?
5 Что называют азотистым равновесием? Как оно изменится при увеличении содержания белка в пище?
6. Что понимают под положительным азотистым балансом? В каких случаях он наблюдается?
7. Что понимают под отрицательным азотистым балансом? В каких случаях он наблюдается?
8. Что называют белковым минимумом, чему он равен в условиях покоя?
9. Что такое белковый оптимум, чему он равен?
10. Какие белки и почему называют неполноценными? Животные или растительные белки считаются полноценными для организма, почему?
11. Какова роль печени в обмене белков?
12. Какова роль жиров в организме?
13. От чего зависит биологическая ценность жиров, поступающих в организм?
14. Каково должно быть соотношение в пищевом рационе жиров животного и растительного происхождения? Какая часть энерготрат организма (в процентах) должна покрываться за счет жиров ?
15. Какую функцию выполняют углеводы в организме? Какова роль целлюлозы (клетчатки)?
16. В чем заключается пластическая роль углеводов?
17. Как изменяется состояние организма при недостатке и резком снижении глюкозы в крови?
18. Какие изменения наступают в организме при избыточном поступлении углеводов?
19. Каким главным требованиям должен отвечать пищевой рацион?
20. Перечислите функции (значение) воды в организме.
21. Как наиболее целесообразно распределить в процентах пищевой рацион при четырехразовом питании?
22. Сколько тепла освобождается при сгорании в калориметре 1 г белков, жиров и углеводов?
23. Сколько тепла освобождается при окислении в организме 1 г белков, 1 г жиров и 1 г углеводов?
24. Как рассчитать приход энергии в организм с пищей?
25. На чем основан принцип непрямой (косвенной) калориметрии?
26. Что называют дыхательным коэффициентом?
27. От чего зависит величина дыхательного коэффициента?
28. Чему равен дыхательный коэффициент при окислении в организме до конечных продуктов белков, жиров и углеводов?
29. Что называют калорическим эквивалентом кислорода?
30. Чему равен калорический эквивалент кислорода при окислении в организме (в процессе диссимиляции) белков, жиров и углеводов?
31. Что называют основным обменом?
32. На какие процессы расходуется энергия основного обмена в организме?
33. Какие факторы определяют величину должного (среднестатистического) основного обмена здорового человека?
34. Что называют рабочим обменом?
36. Что называют специфически-динамическим действием пищи?
37. На сколько процентов увеличивается расход энергии организмом после приема белковой и смешанной пищи, жиров и углеводов?
7. Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (уирс) или курсантов:
Темы рефератов:
1. Распространение заболеваний желудочно-кишечного тракта и образ жизни.
2. Влияние вредных привычек на изменение функций пищеварительной системы.
3. Возрастные особенности пищеварения и питания.
4. Физиологические основы голода и насыщения.
5. Влияние жевательной резинки на секрецию и защитные свойства слюны.
6. Как питаться правильно?
7. Актуально ли применение диет, для снижения массы тела?
8. Что же делать, чтобы снизить вес?
9. Изменение основного обмена от функционального состояния систем организма.
10. Особенности обмена энергии у детей в различные возрастные периоды.
1. Тема занятия 22 «ФИЗИОЛОГИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ».
2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.
3. Значение темы. Температура тела является одним из важных параметров гомеостаза. Нормальная внутренняя температура в среднем равна 37 C c возможными колебаниями в пределах 0,6°C. Поддержание этого оптимума температуры гомойотермного организма (вопреки колебаниям температуры окружающей среды) — необходимое условие эффективного функционирования физиологических систем и, главным образом центральной нервной системы, как наиболее чувствительной даже к незначительным изменениям температурного оптимума. Знание механизмов поддержания изотермии и регуляции температуры тела является важным для понимания физиологических изменений происходящих в организме в различных условиях окружающей среды и при состояниях нарушения баланса между теплопродукцией и теплоотдачей.
4. Цели обучения:
Общая цель: Сформировать представление о механизмах поддержания температурного гомеостаза в человеческом организме и организации функциональной системы терморегуляции.
Учебная цель: обучающийся должен иметь представление о механизмах поддержания изотермии, возможных последствиях изменений температурного оптимума, об использовании гипотермии в медицинской практике.
Психолого-педагогическая цель: необходимо прививать студентам чувство гуманности к людям, доброе, чуткое, щадящее, внимательное отношение к ним, особенно к страдающим различными недугами. Воспитательная цель сводится и к тому, чтобы сформировать у студентов стремление к аккуратности, честности, добросовестному выполнению порученной им работы.
План изучения темы