Определение должного основного обмена.

13. Расчёт процента отклонения основного обмена от нормы по формуле Рида.

14. Составление пищевого рациона.

Термометрия.

16.Определение остроты зрения.

17. Определение полей зрения.

18. Исследование костной и воздушной проводимости звука.

19. Определение порога различения веса.

20. Локализация вкусовых рецепторов на языке.

21. Ассоциативный эксперимент.

22. Реакция выбора.

23. Объём кратковременной памяти.

24. Исследование переключения внимания в условиях активного выбора информации.

25. Ферментативные свойства слюны у человека.

26. Пристеночное пищеварение.

Изучение функций органов полости рта (мастикациография, гнатодинамометрия).

28. Определение СОЭ.

29. Определение количества гемоглобина по методу Сали.

30. Определение группы крови.

31. Определение резус-принадлежности крови.

32. Пальпация сердечного толчка.

33. Аускультация сердца.

34. Запись и анализ ЭКГ.

35. Опыт Гольца.

36. Опыт Данини-Ашнера.

Измерение артериального давления по методу Короткова.

Пальпация артериального пульса.

Спирометрия.

Пневмотахометрия.

41. Определение минутного объёма дыхания.

5. Методы обучения и преподавания:

Зачетное занятие по практическим навыкам по курсу физиологии проводится в два этапа. На первом этапе оценивается знание сущности методик исследования различных функций здорового организма: каждый студент должен ответить на билет, содержащий 2 вопроса. На втором этапе контроля оценивается степень освоения практических навыков, приобретенных при изучении физиологии.

Таким образом, в ходе зачетного занятия студент получает 2 оценки: 1) оценку за знание теоретического материала; 2) оценку за практические навыки.

6. Литература:

Основная:

  1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
  2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.
  3. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В. Наточина, В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.
  4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.
  5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.

Дополнительная:

13. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.

14. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.

15. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.

16. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.

17. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.

18. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.

Тема: Итоговое занятие по разделам: «Физиология пищеварения», «Физиология

обмена веществ и энергии» и «Физиология выделения».

2. Цель:

- закрепить знания основных закономерностей функционирования систем терморегуляции, обмена веществ и энергии и выделительной системы и механизмов их регуляции;

- закрепить знания основных физиологических характеристик вышеперечисленных систем, их половых и возрастных особенностей;

- закрепить определенные типовой программой дисциплины обязательные навыки по исследованию функций данных систем;

- закрепить знания цели, хода, ожидаемых результатов практических работ, выполненных при изучении данных разделов.

3 Основные вопросы темы:

1. Функции пищеварительной системы и методы изучения пищеварения.

2. Пищеварение в полости рта, функциональная характеристика жевательного аппарата,

мастикациограмма при приеме пищи и при нарушении целостности зубных рядов.

3. Состав и физиологическая роль слюны. Методы обследования слюнных протоков и

слюнных желез у человека.

4. Механизм слюноотделения, его регуляция.

5. Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока, регуляция желудочной сек-

реции.

6. Пищеварение в 12-перстной кишке. Состав и свойства желчи, кишечный сок.

7. Всасывание: виды и механизмы.

8. Моторная деятельность ЖКТ, её регуляция. Особенности пищеварения в толстой кишке.

9. Понятие об обмене веществ в организме.

10. Питательные вещества: их роль, суточная норма и механизм регуляции их обмена.

11. Основной обмен: определение, условия для определения, величина.

12. Рабочий обмен. Энерготраты организма при разных видах труда.

13. Физиологические основы рационального питания. Особенности пищевого рациона и

питания челюстно-лицевых больных с нарушением нормальных условий приёма пищи.

14. Органы выделения, их участие в поддержании постоянства параметров внутренней среды,

участие слюнных желез и слизистой ротовой полости в поддержании гомеостаза организма.

15. Нефрон, механизмы образования мочи, регуляция деятельности почек.

16. Кожа: значение, функции, чувствительность, возрастные изменения функции.

17. Потовые железы. Регуляция потоотделения.

18 .Виды и механизмы терморегуляции .

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:

1. Ферментативные свойства слюны у человека.

2. Пристеночное пищеварение.

3. Определение должного основного обмена по таблицам.

4. Расчет процента отклонения основного обмена от нормы по формуле Рида.

5. Составление пищевого рациона.

6. Термометрия.

7. Мастикациография.

8. Гнатодинамометрия.

5. Методы обучения и преподавания:

Итоговое занятие по разделам: «Физиология пищеварения», «Физиология обмена веществ и энергии» и «Физиология выделения» проводится в два этапа. На первом этапе контроля оценивается знание теоретического материала: каждый студент должен ответить на билет, содержащий 3 вопроса. На втором этапе контроля оценивается степень освоения практических навыков, приобретенных при изучении данных разделов. На данном этапе контроля осуществляется также проверка протоколов практических работ с целью оценки умения формулировать выводы.

Таким образом, в ходе итогового занятия студент получает 3 оценки: 1) оценку за знание теоретического материала; 2) оценку за практические навыки; 3) оценку за оформление протоколов.

Наши рекомендации