Часть II. Методы и формы преподавания истории. Технологии, применяемые на уроках истории 1 страница
Е.Ю. Навойчик
Теория и практика современного исторического и обществоведческого образования
Учебное пособие
Омск 2013
Печатается по решению редакционно-издательского совета ОмГПУ
Рецензенты:
к. пед. н. Макарова Н.С.
к. ист. н. Черненко Е.В.
Учебное пособие по теории и методике преподавания истории и обществознания рассчитано на профильную подготовку студентов педагогических ВУЗов обучающихся по направлению «педагогическое образование». Основные разделы учебного пособия позволяют последовательно организовывать подготовку студентов от бакалавриата до магистратуры с учетом требований современного образования. Учебные темы представлены в виде разделов, содержащих комплекс базовых положений и практических заданий, тестов, программы итоговой аттестации.
Оглавление
Раздел I.Теория и методика обучения истории (бакалавриат)
Пояснительная записка
Содержание курса:
Теоретический блок
Часть 1. Цели и содержание современного исторического образования
Тема № 1. Предмет ТиМОИ
Тема № 2. История становления исторического образования и методической мысли
Тема № 3. Цели исторического образования
Тема № 4. Содержание исторического образования
Тема № 5. Структурно-функциональный анализ содержания исторического образования
Итоговый тест
Часть 2. Методы и формы преподавания истории. Технологии, применяемые на уроках истории
Тема № 1. Система методов и приемов в процессе изучения истории
Тема № 2. Формы обучения история. Урок как основная форма организации обучения.
Тема № 3. Подготовка учителя к уроку истории
Тема № 4. Педагогические технологии в обучении истории
Итоговый тест
Практический блок
Занятие № 1. Практическая работа по истории становления исторического образования
Занятие № 2. Сравнительный анализ стандартов I и II поколения
Занятие № 3. Практическая работа по анализу проблемы целей исторического образования
Занятие № 4.Анализ современных учебников истории
Занятие № 5. Структурно-функциональный анализ содержания темы урока
( СФА)
Занятие № 6. Моделирование ситуации урока с применением конкретного методического приема изучения фактов
Занятие № 7. Моделирование ситуации урока с применением конкретного приема изучения теории
Занятие № 8.Подготовка фрагмента блочно-тематического планирования
Занятие № 9. Подготовка сценария урока
Раздел II.Теория и методика обучения обществознанию (бакалавриат)
Пояснительная записка
Содержание курса:
Теоретический блок
Тема № 1. Методика обществознания как наука
Тема № 2. Цели обществоведческого образования в современной школе
Тема № 3. Содержание и структура обществоведческого образования
Тема № 4. Структурно-функциональный анализ содержания обществознания
Тема № 5. Методы и приемы обучения обществознанию
Практический блок
Занятие № 1. Анализ целей обществоведческого образования
Занятие № 2. Сравнение стандартов I и II поколения
Занятие № 3. Анализ учебника обществознания
Занятие № 4. Структурно-функциональный анализ содержания темы по обществознанию
Занятие № 5. Моделирование ситуации урока с применением приема работы с фактами социальной реальности
Занятие № 6. Моделирование ситуации урока с применением приема работы с теорией
Занятие № 7. Подготовка фрагмента блочно-тематического планирования
Занятие № 8. Подготовка плана-конспекта урока
Раздел III.Теория и практик современного исторического образования (магистратура)
Пояснительная записка
Содержание курса:
Теоретический блок
Тема № 1. Основные проблемы современного исторического образования
Тема № 2. Содержание современного исторического образования
Тема № 3. Современные методы и технологии, применяемые в историческом образовании
Тема № 4. Современные подходы к оцениванию компетенций
Практический блок
Занятие № 1. Сравнительный анализ стандартов I и II поколения
Занятие № 2. Анализ современной цели исторического образования
Занятие № 3. Определение предметных компетенций
Занятие № 4. Моделирование программ по стандартам II поколения
Занятие № 5. Блочно-тематическое планирование по стандартам II поколения
Занятие № 6. Постановка целей урока в технологии, отвечающей требованиям стандарта II поколения
Занятие № 7. Подготовка фрагмента блочно-тематического планирования
Занятие № 8. Разработка групповых проектов по обоснованию проблем исторического образования и поиску путей их решения
Программа итоговой аттестации
Раздел IV.Теория и практика современного обществоведческого образования (магистратура)
Пояснительная записка
Содержание курса:
Теоретический блок
Тема № 1. Цели обществознания в стандарте II поколения
Тема № 2. Компетентностный подход в обществоведческом образовании: ключевые и предметные компетенции
Тема № 3. Проектирование образовательного процесса по обществознанию
Практический блок
Занятие № 1. Сравнительный анализ стандартов I и II поколения
Занятие № 2. Анализ современной цели обществоведческого образования
Занятие № 3. Определение предметных компетенций
Занятие № 4. Моделирование программ по стандартам II поколения
Занятие № 5. Блочно-тематическое планирование по стандартам II поколения
Занятие № 6. Постановка целей урока в технологии, отвечающей требованиям стандарта II поколения
Занятие № 7. Подготовка фрагмента блочно-тематического планирования
Занятие № 8. Разработка групповых проектов по обоснованию проблем обществоведческого образования и поиску путей их решения
Программа итоговой аттестации
Раздел I.Теория и методика обучения истории (бакалавриат)
Пояснительная записка
ТиМОИ – дисциплина, содержание и способы преподавания которой, направлены на формирование профессиональных компетенций учителя истории. Теоретическая часть направлена на формирование представлений о закономерностях процесса преподавания истории: целях, содержании, методах и результатах исторического образования. В рамках изучения дисциплины каждая тема рассматривает данные факторы обучения последовательно, как отдельно, так и в процессе их взаимодействия. Кроме того, на каждом теоретическом занятии мы выявляем особенности функционирования каждого фактора в классическом традиционном образовании и определяем специфику изменений, связанную с переходом на ФГОС II поколения.
Практические занятия направлены на углубление понимания данных положений и на формирование основных компетенций педагога. Во время проведения занятий мы отрабатываем навыки выступления, работы с интерактивной доской. Выполнение основных видов деятельности позволит студентам подготовиться к практике: понимать требования к современному учителю истории, конструировать процесс обучения, применять принципы компетентностного подхода к организации уроков.
Цель студента в ходе выполнения заданий - приобрести опыт применения новых ФГОС к постановке целей урока, определению способов педагогической интеракции. Для этого необходимо планировать деятельность учащихся параллельно с деятельностью учителя, предусматривать самостоятельную работу учеников, учитывать особенности возраста и специфику содержания.
Наибольшую сложность представляют такие виды деятельности как СФА: здесь необходимо выделять эмпирический и теоретический уровни в содержании, а потом соответственно с ними планировать интегрированное формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
Теоретический блок
Часть I. Цели и содержание современного исторического образования
Тема 1. Предмет ТиМОИ
1. Место ТиМОИ в системе педагогических наук может быть рассмотрено:
· через призму педагогики, где любая методика – частная дидактика;
· в рамках утилитарного подхода к методике, где она – технология, позволяющая повысить эффективность процесса преподавания;
· как самостоятельная наука, имеющая свои закономерности и понятийный аппарат.
2. Связь методики с другими науками
Дидактические и психологические основания методики очевидны. Необходимо так же рассмотреть связь методики с исторической наукой. Она развивалась и менялась по мере развития и изменения принципов истории. Так естественноисторический подход в истории закрепил репродуктивные методы преподавания, а культурологический позволил изменить отношения в рамках педагогической интеракции на субъет-субъектные.
3.Основные факторы (закономерности) обучения истории
· Классическая модель: Цели, содержание, методы, возрастные познавательные возможности учащихся, методы и результаты. Мы рассматриваем связь данных факторов в процессе обучения и зависимость результата от соблюдения принципов интеграции между факторами.
· Современная модель: Отношения между факторами строятся не только на принципе линейности, где факторы не только взаимообусловлены, но имеют определенную иерархию от целей к результату, что определяет ведущее место фактора содержания и ставит результат и методы в зависимость от него. Синергетический принцип обеспечивает динамическую и многоуровневую систему связей и позволяет отталкиваться при проектировании процесса обучения от результата.
Задания к теме:
Распределите факторы обучения в соответствии с двумя моделями – линейной (традиционной) и синергетической (инновационной), результаты оформите в виде схемы. Подготовьте рассуждение на основе схем, об изменениях в преподавании истории в связи с переходом на ФГОС II поколения.
Литература:
1. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.
2. Студеникин С.Т. Методика преподавания истории. М., 2000.
3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М, 2003.
Тема 2. История становления исторического образования и методической мысли
Основные периоды в истории исторического образования:
· XVIIIв. – начальный период становления исторического образования, отсутствие четких целей, учебников истории, кадров (учителя иностранцы, история часто сочетается с другими предметами, четкого представления о содержании нет);
· Конец XVIII в. – реформа образования 1886года (Ф.И.Янкович) начинает период существования истории как самостоятельного учебного предмета, «воспитание в духе преданности престолу» – цель сформулированная Екатериной II определяет принцип отбора содержания и организации учебников, начало систематической подготовки учительских кадров, появление первых учебников истории (И.К. Кайданов, С. Смарагдов);
· XIX – начало XX в. – этап развития исторического образования и методической мысли в рамках монархического подхода, только в конце этого периода начинает развиваться буржуазная историография и соответственно возникают условия для изменения цели и содержания истории. Н.М.Карамзин, С. М.Соловьев, Н.О.Ключевский – их исследования представляют последовательную трансформацию не только методов исторической науки, но и истории как учебного предмета. Постепенно в изучении истории, кроме деятельности монархов (биографический метод, метод рифмования, учебник Д.И. Иловайского), появляется попытка ее анализа (реальный метод М.М.Стасюлевича и его хрестоматия) и наконец, проблемный подход к истории (метод реферирование и исследовательский метод, методика Л. Ломовицкого).
· XX век – с 20-х годов, начинает формироваться советская система исторического образования. Трудовая школа (20-е – начало 30-х годов) разрушает систему исторического образования (отказ от учебников, программ, классических методов). Трудовой метод становится основным, а история входит наравне с другими предметами в комплексные программы. С 1934 года вплоть до начала 90-х годов формируется советская система исторического образования с его стабильной структурой: история преподается линейно, однократно с 4- по 10(11) класс, причем наблюдается тенденция к увеличению доли отечественной истории в общем курсе. Отечественная и Всеобщая истории преподаются параллельно. Создаются стабильные учебники истории, специфика которых состоит в том, что они пишутся одновременно с новой советской историей видными учеными. Программы по истории являются обязательными для выполнения учителями и фактически играют роль I стандарта. В конце 70-х годов бурно начинает развиваться методически мысль (И.Я. Лернер, Ю. Бабанский, Н.Г. Дайри), тогда как кризис советской системы обуславливает проблемы в историческом образовании.
· Конец XX-начало XI в. – сложный период реформирования системы исторического образования. В нем можно выделить ряд этапов:
1) 90-е годы – разрушение советской системы образования, плюрализм в программах, появления альтернативы в выборе учебников истории, попытка применения разных подходов к изучению истории. Как результат – разрушение единого образовательного пространства. Проблему временно решили введением временных стандартов.
2) 2000-2010 – период модернизации системы образования. Смысл концепции модернизации в сохранении фундаментальности образования и вместе с тем его трансформации в соответствии с запросами современного общества. Появляются идеи компетентностного подхода, начинается критика знаниевого. Начинается работа над стандартами второго поколения.
Задания к теме:
Рассмотрите применительно к данной теме взаимоотношение факторов обучения (целей, содержания, методов, результатов). Объясните их трансформацию в зависимости от исторических факторов. Раскройте необходимость перехода на стандарты II поколения, используя логику развития исторического образования.
Литература:
1. Студеникин С.Т. Методика преподавания истории. М., 2000.
2. Вяземский Е.. Система школьного исторического образования в современной России: становление, развитие, модернизация. М., 2004.
Тема 3. Цели исторического образования.
1. Цель как основной фактор обучения. Место цели в системе факторов обучения.
Цель – планируемый результат обучения, то чего мы хотим достичь. Цель связана со всеми факторами обучения.
В традиционной модели (знаниевой) цель исторического образования определяется как система знаний, умений и качеств личности. Но ее реализация оказывается напрямую связана с изучением и изложением содержания, тогда как задачи развития и воспитания, получают подчиненный характер. Соответственно и методы здесь имеют преимущественно репродуктивный характер.
В современной модели (деятельностной) цель определяется через результат. Это значит, что в результате обучения ученик должен быть способен определять личностные ценности на основе изучения исторического прошлого в процессе самоидентификации. Очевидно, что содержание здесь становится средством развития, а не итогом образования.
2.Принцип постановки общей (стратегической цели образования):
При традиционном подходе к постановке цели ее определяет государство (власть, субъект), подчиняя тем самым педагога, ученика (объекта) тем задачам, которые накладывают на него идеологические и политические функции. Именно поэтому патриотическое воспитание сегодня, многими понимается как формирование неких качеств личности в интересах власти, а не индивида.
При современном подходе к постановке цели образования достигается соглашение между всеми субъектами общественного договора (семьей, учеными, школой) по вопросу результата образования. В данном случае цель возникает как результат общественного договора, и индивид имеет возможность, как реализовывать личные цели, так и согласовывать их с целями общества.
3. От общих целей образования к целям урока:
Можно говорить не только об общей цели образования, но и целях отдельных образовательных ступеней:
· Пропедевтика – формирование интереса к истории и первоначальных навыков исторической хронологии, исторических представления. История на микроуровне, ризомный подход: семья, традиции, обычаи, экземпляристский подход – на примере великих личностей в истории.
· Основная школа (I концентр) – естественноисторический подход: здесь предполагается сформировать основу предметных компетенций по работе с историческими фактами, теорией, умением работы с историческими источниками, картографией и хронологией в соответствии с логикой развития в рамках социально-политической истории. С целью реализации интересов личности на уроке и в истории (культурологический подход), мы применяем к изучению истории в событийно-хронологическомконтексте цивилизационный и антропологический подход. Здесь история предстает через призму сознания человека, выявляется ценность отдельных цивилизаций.
· Профильная школа (II концентр) - проблемно-тематический подход, позволяет организовать обучение в рамках самостоятельной, исследовательской и проектной деятельности. Целью данного этапа является обеспечение условий для применения полученных в первом концентре знаний и умений.
Задание к теме:Проследите изменение целей обучения и способов ее постановки на основных этапах исторического образования.
Литература:
1. Вяземский Е.. Система школьного исторического образования в современной России: становление, развитие, модернизация. М., 2004.
2. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Образовательный стандарт: российский и зарубежный опыт. М., 2002.
3. Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации // Преподавание истории в школе. -2002. - № 3.
Тема 4. Содержание исторического образования
1. Место содержания как важного фактора в процессе обучения истории
Существенно меняется место и роль содержания в современном историческом образовании. В традиционной модели образования место содержания как фактора обучения было центральное: содержание корректировало цели, определяло методы и ориентировало на результат. Все это вместе складывалось в знаниевую систему, которая с одной стороны обеспечивала фундаментальность образования, с другой, не создавала возможности применения даже небольшой доли этих знаний.
2. Содержание как средство формирования компетенций
Здесь на первое место выходит принцип достаточности содержания. При организации процесса обучения цель учителя не транслировать содержание, а создать условия для совместной работы с ним. Это не означает, что учитель не рассказывает, создавая яркий образ главного факта, но его работа направлена на то, чтобы ученики в-первую очередь овладели приемами работы с фактом, а не запомнили его.
3.Структура содержания исторического образования
· Отражается в стандарте в соответствии с событийно-хронологическим принципом, но не подробно разворачивает его, а учитывая принцип достаточности, определяет основные дидактические единицы разделов в интеграции с теми видами деятельности, которые на них должны отрабатываться.
· Разворачиваются в программах в соответствии с определенным принципом: это может быть авторский подход, вариант рабочей программы с интерпретацией уже готовой авторской программы, где представлен различные способы формирования компетенций и организации содержания в соответствии с индивидуальным подходом конкретного учителя.
· Подробное, углубленное отражение содержания мы можем видеть в учебниках истории, которые в современном образовании может выбирать учитель из комплекта, рекомендованного Министерством образования.
4. Проблемы отбора содержания курсов истории на отдельных образовательных ступенях
· Проблема соотношения курсов Всеобщей и Отечественной истории относится к основным проблемам исторического образования. Тенденция современного образования – выходить на интеграцию курсов за счет внедрения блочно-модульной системы в образование, создания интегрированных проектов по общим проблемам курсов, создания синхронических и диахронических таблиц.
5.УМК по истории: вся учебная и методическая литература, оборудование и материалы, находящаяся в распоряжении учителя и ученика. Основные компоненты УМК:
· Учебная литература: учебник – основной компонент УМК, рабочая тетрадь, хрестоматии, комплект контурных карт;
· Методическая литература: сборники поурочных разработок, сборники познавательных задач, специальная литература по методике и ее отдельным аспектам;
· Научная, популярная и художественная литература;
· Средства наглядности (компьютер).
Компьютер мы можем рассмотреть в качестве основного и вспомогательного средства во всех компонентах УМК.
6.Учебник как основной компонент УМК
Учебник как средство организации обучения, выполняет несколько функций – образовательную, воспитывающую, развивающую, контролирующую и другие. Структура учебника сложилась традиционно стабильной, как сочетание текстового и внетекстового компонента.
Анализ учебника – сложная работа, но это необходимо современному педагогу, так как выбор учебника – его прерогатива.
В текстовой части важен стиль – повествовательный и нейтральный, в минимальной степени объяснительный. Современные учебники истории отличаются информационной избыточностью, чтобы давать пищу для размышления и не имеют теории в готовом виде в качестве выводов, выделенных жирным шифром. Вопросы и задания к параграфу составляются с учетом возраста и сбалансировано распределяются между репродуктивным, преобразующим и поисковым уровнями. Документы в учебнике должны быть всех видов, не только актовые, но и повествовательно-описательного характера, представляющие человека, его мироощущение.
Внетекстовый компонент - иллюстрации и аппарат ориентировки должны применяться в соответствие с принципом возростосообразности, и быть направлены на развитие учащихся.
Задание к теме:
Объясните изменение места содержания по отношению к остальным факторам обучения. Предложите модель в схематическом виде, отражающую место содержания в современном образовании. Покажите на примере конкретного урока связь содержания с деятельностным результатом.
Литература:
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М, 2003.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. М., 2000.
3. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / Практическое пособие для учителей. М., 1999.
Тема 5. Структурно-функциональный анализ содержания исторического образования
1.Понятие СФА. СФА – способ анализа содержания и технологичной постановки цели урока.
СФА предполагает:
· Выявление основных (смысловых) компонентов содержания на эмпирическом и теоретическом уровнях;
· Определение функций каждого компонента в комплексе метапредметных, предметных и личностных результатов;
· Постановку цели урока на основании проведенного анализа;
2. Основные компоненты исторического знания определяют логику формирования знаний ученика(в том числе, как знаний о способах деятельности с фактами и теорией) по следующей схеме:
· Исторические представления – как субъективно преобразованные целостные образы фактов;
· Исторические понятия, как знание о сущности фактов;
· Исторические закономерности как понимание постоянных, устойчивых, повторяющихся связей между фактами;
3.Исторические факты и их классификация.
Факт – имевший место фрагмент действительности. Факт – основной кирпичик, из них строится фундамент исторического знания. Основная ошибка в работе с фактами – хаотичное, бессистемное, подробное, либо, напротив, слишком схематичное изучение фактов. Для предотвращения этих ошибок необходимо при отборе фактов выявлять место факта в теме – главный или второстепенный, его отношение к месту и времени – статичный или динамичный, месту в историческом процессе – событие, явление, процесс.
Задание к теме:Приведите примеры исторических фактов, применив к их характеристике предложенную классификацию. Подумайте, как изменится способ преподавания в зависимости от специфики факта.
Литература:
1. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. М., 2000.
Итоговый тест ( I часть)
1. Методика обучения истории даёт ответы на вопросы: ”Зачем учить? Чему учить, чему научили? Чему научились? Как учить и как учиться? Какова их взаимосвязь? Представьте их в схеме в контексте деятельностной парадигмы.
2. Методика обучения истории исследует:
1. Основные принципы в развитии общества
2. Процесс школьного обучения истории
3. Процесс передачи исторических знаний подрастающему поколению.
4. Процесс усвоения и формирования национальной идеи.
5. Процесс социализации подрастающего поколения.
3. Цели обучения истории:
А.Являются результатом общественного договора
Б.Отражают социальный заказ
В.Отражают интересы государства
Г.Выражают потребности и интересы личности
Д. Меняются по мере развития исторической науки
1. А, В, Д. 2. А, Б, Г. 3. Г, Б, В.
4. Целью обучения истории является:
А. Формирование исторического мышления
Б. Способности интерпретировать и оценивать факты
В. Работать с историческими источниками
Г. Формирование национальной идентичности
1. А, Б, В. 2. А, В, Г. 3. Все.
5.Стандарт второго поколения:
А. Четко определяет границы содержания урока
Б. Является механизмом, обеспечивающим качество
В. Является минимумом определяющим уровень образования
Г. Задает уровень сформированности предметных и межпредметных компетенций
Д. Позволяет учителю творчески отбирать дидактические единицы содержания
1. А, В, Г. 2. А, Б, В. 3. Б, Г, Д.
6. Компетентностный подход в историческом образовании предполагает:
А. Формирование системы знаний ученика
Б. Формирование системы умений
В. Повышает значение репродуктивных методов работы
Г. Позволяет применять полученные знания на практике
Д. Дает возможность ученику получать знания без помощи учителя
1. А, Б, Д. 2. А, Б, Г. 3. Б, Г, Д.
7. Современная программа по истории:
А. Дает учителю четкий перечень тем и содержательных компонентов урока
Б. Представляет из себя программу поэтапного формирования предметных компетенций
В. Четко выделяет понятия, идеи, мировоззренческие выводы
Г. Позволяет последовательно выстраивать процесс обучения с учетом возрастных возможностей
Д. Дает возможность перестраивать содержание курса с учетом индивидуальности учителя
1. А, В, Д. 2. А, Б, Г. 3. Б, Г, Д.
8. Выделите лишнее в перечисленных структурных компонентах школьного учебника истории:
1. основной текст
2. пояснительный текст
3. дополнительный текст
4. иллюстративный материал
5. понятийный материал
6. аппарат ориентировки
9. Выделите лишнее в перечисленных структурных компонентах школьного учебника истории:
1. основной текст
2. пояснительный текст
3. дополнительный текст
4. иллюстративный материал
5. фактический материал.
6. аппарат ориентировки
10. Что лишнее среди компонентов аппарата ориентировки ученика:
- оглавление
- рубрикация
- сигналы-символы
- указатели
- карты
- словарь
- рекомендуемая литература
11. Назовите лишнее среди признаков главных факторов:
1. сыграли значительную роль в истории
2. передают основное фактологическое содержание темы, воссоздают картины изучаемых событий и явлений
3. передают сущность исторического процесса