Часть II. Методы и формы преподавания истории. Технологии, применяемые на уроках истории 2 страница

4. воссоздают яркие эмоционально-окрашенные образы, существенно влияющие на чувства детей.

12. Какой исторический материал новой темы урока будет усваиваться на эмпирическом уровне: а) факты, б) понятия, в) суждения, г) явления, д) исторические лица, е) выводы, ж) орудия труда.

1) а, г, д

2) а, б, в, г

3) а, г, д, ж

4) а, г, д, ж

13. Какой исторический материал будет усваиваться на теоретическом уровне: а) факты, б) понятия, в) суждения, г) явления, д) исторические лица, е) выводы, ж) сельскохозяйственные орудия труда

1. б, в, е

2. а, б, в, г

3. б, в, г, е

4. в, е, ж

14. Основными компонентами исторического знания являются:

А. Знание об исторических фактах

Б. Понимание сущности исторических понятий.

В.Целостные представления об исторических фактах

Г. Знание определений понятий и расшифровки терминов

Д. Способность устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и давать оценки.

1. А, Б, Д. 2. Б, В, Д. 3. А, Г, Д.

15. Структурно-функциональный анализ проводится:

А.На основе анализа параграфа учебника

Б. На основе анализа темы урока

В. Для выделения основных компонентов темы

Г. Для отбора главных фактов и понятий

Д.С целью выделения главного в параграфе учебника

1. А, В, Д. 2 А, В, Г . 3. Б, В, Г.

Часть II. Методы и формы преподавания истории. Технологии, применяемые на уроках истории

Тема 1. Система методов и приемов в процессе изучения истории

1. Метод – центральная категория методики. Определяется нами как способ взаимосвязной деятельности учителя и ученика с целью повышения его эффективности. Метод имеет двусторонний характер, и определяет характер интеракции (взаимодействия) между учителем и учеником. При традиционном подходе ключевое место отводилось устным монологическим методам, позволяющим транслировать знания. Современная модель образования рассматривает метод, в первую очередь как интерактивный процесс взаимодействия, где учитель и ученик выступают как субъекты образования, причем в его процессе роль учителя трансформируется от помощника и наставника к тьютору. Соответственно сегодня преобладают практические и диалогические методы.

2. Соотношение метода и приема. Если метод определяет основной (один) способ взаимодействия на уроке, то реализуется он через серию действий (приемов), в ходе реализации которых метод раскрывается. Таким образом, прием – это действия, входящие в состав метода.

· Прием имеет внешнюю сторону и может быть определен через конкретные глаголы и выражен в конкретных действиях;

· Внутренняя сторона приема – это те мыслительные операции, которые предполагает выполнение приема (анализ, синтез, образное мышление, логика);

· Значение работы с приемами в компетентностном подходе велико – именно прием, осознанное владение им, способность применять на новом содержании, показатель сформированности компетенции;

3. Приемы изучения фактов и приемы изучения теории.

От того с каким именно компонентом содержания мы работаем, зависит какой прием к нему мы применим – это условие эффективности в формировании исторических представлений и основных компетенций.

В работе с фактами важную роль играет образное мышление и смысловое запоминание, в работе с теорией интеллектуальные способности, абстрактное мышление (метапредметный уровень).

Наша задача в процессе преподавания научить выбирать из арсенала приемов наиболее адекватные для решения учебных задач.

· Для работы с фактами приемы описания и повествования;

· Для работы с теорией объяснения, рассуждения и обобщающей характеристики;

Задание к теме: Предложите схематическое изображение педагогической интеракции в традиционном и инновационном варианте образования, показав место методов и приемов не уроке.

Литература:

1. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.

2. Студеникин С.Т. Методика преподавания истории. М., 2000.

3. Степанищев А. Методика преподавания и изучения истории. М., 2002.

Тема 2. Формы обучения история. Урок как основная форма организации обучения.

1. Формы обучения. Если метод позволяет представить внутреннюю сторону процесса обучения, то форма определяет внешнюю сторону. Различают урочные (урок, лекция, семинар) и внеурочные формы, а из последних постоянные (факультатив) и эпизодические (экскурсия, тематические недели), в рамках которых так же возможно деление на групповые, индивидуальные и т. д.. Выбор формы будет зависеть от дидактической цели и места занятия в блоке по отношению к общей логике формирования компетенций. Так итоговые уроки в блоке тем на профильном уровне могут быть проведены в форме семинара, а вводные в форме лекции.

2. Урок как универсальная форма обучения. Урок наиболее стабильная, постоянная как по составу участников, так и по времени проведения форма, позволяющая выполнить определенную, но законченную цель в рамках реализации общей цели исторического образования. Признаки урока – стабильный состав учеников, четкое расписание, структура.

Преимущества урока пред другими формами обучения: управление процессом обучения, возможность реализации цели в рамках отдельного урока, сочетание фронтальной и групповой работы.

Урок строится из определенных элементов (структурных компонентов или звеньев) сочетание которых в зависимости от цели урока определяет типурока.

Основные структурные компоненты урока:

· Орг. момент(1)1 м.

· Проверка домашнего задания (2) 10 м.

· Актуализация(3) 3 м.

· Изучение нового(4) 20 м.

· Первичное повторение(5) 5 м.

· Систематизация и повторение(6) 5 м.

· Домашнее задание(7) 1 м.

В классической типологии выделяются следующие типы уроков:

1. Комбинированный урок: включает все структурные компоненты;

2. Урок изучения нового: 4 компонент является основным, 2 отсутствует;

3. Повторительно-обобщающий урок: отсутствует 4 и 5 компоненты, доминирует 6.

4. Контрольный урок: доминирует 2, отсутствует 4.

5. Урок совершенствования умений: возможны варианты;

Виды уроков: возможность приспособить узкую типологию к возрастным особенностям

Основная школа:

· изучения нового - путешествие, экскурсия;

· Систематизации и закрепления - клуб знатоков, викторины, игры с правилами;

· Контрольный - аукцион знаний, поле чудес;

Старшая школа:

· Изучения нового - ролевые и деловые игры;

· Систематизации и закрепления - конференция, круглый стол;

Задание к теме:Предложите несколько вариантов урока с различной структурой в зависимости от дидактической цели.

Литература:

1. Берельковский И.В., Павлов Л.С. Методика преподавания истории в общеобразовательной школе: уч. пособие. М., 2001.

2. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / Практическое пособие для учителей. М., 1999.

3. Студеникин С.Т. Методика преподавания истории. М., 2000.

Тема 3. Подготовка учителя к уроку истории

1. Рабочий вариант программы создается учителем на основе стандарта с учетом особенностей школы, классов и индивидуальных творческих возможностей. В отличие от традиционных программ, которые содержали перечень дидактических единиц в определенной авторской интерпретации, современные программы ориентируются на формирование компетенций, последовательное развитие которых программа представляет.

2. Блочно-тематическое планирование.

При традиционном подходе тематический план выполнялся как последовательный перечень тем урока, где содержательная сторона выходила на первый план. Блочно тематическое планирование позволяет организовать содержание в контексте компетентностного подхода как последовательное формирование предметных и метапредметных компетенций на определенном историческом содержании.

Блочно-тематическое планирование основано на принципе автономии блоков, где внутри блока выделяются смысловые части: вводная, основная и заключительная, что позволяет определять место каждого урока внутри блока и особенности деятельности в рамках каждого.

3. План-конспект урока или сценарий урока. Создается сегодня не как развернутый план содержания, а одновременно и как программа формирования компетенций (с применением таксономии Блума) и как программа деятельности, где у каждого субъекта есть своя роль (сценарий урока). Сценарий выстраивается в соответствии с определенной драматургией и идеей и носит, как правило, проблемный характер, затрагивая эмоциональную сферу учеников.

Задание к теме:На примере одной темы сравните возможности плана-конспекта и сценария урока.

Литература:

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М, 2003.

2. Берельковский И.В., Павлов Л.С. Методика преподавания истории в общеобразовательной школе: уч. пособие. М., 2001.

3. Программы по истории для основной и полной средней школы базового и профильного уровня.

Тема 4. Педагогические технологии в обучении истории

1. Возможности педагогических технологий в обучении истории. Мы рассматриваем технологию как систему последовательных, систематических действий связанных общими принципами и направленных на реализацию цели обучения. Любая технология предполагает соблюдение принципов ее организации, этапов реализации и системное применение. Педагогика накопила большой арсенал технологий, принципы которых мы применяем: развивающего обучения, проблемного обучения, развития критического мышления. Мы предлагаем применять принципы этих технологий в процессе преподавания истории для решения целей исторического образования, в качестве средства повышения качества, а не ставить сверхзадачу соблюдения всех принципов технологии, подчиняя ей остальные.

2. Общие подходы к применению технологий на уроках истории:

· Технология опирается на определенный принцип, соблюдение которого обеспечит результат (например, добровольности и занимательности в игре);

· Применение технологии предполагает деятельность в соответствии с определенными этапами;

· Технологии применяются в системе, включаются в планирование, а не от случая к случаю;

Задание к теме:Примените данные подходы к характеристике технологии проблемного обучения и игровой технологии.

Литература:

1. Степанищев А. Методика преподавания и изучения истории. М., 2002.

2. Студеникин С.Т. Методика преподавания истории. М., 2000

Итоговый тест (часть 2)

1. Понятие «метод»:

а) тождествененно «приему»;

б) тождествененно «способу»;

в) тождественно «форме»;

г) тождественно «типу»;

2. Метод определяет:

а) технологию деятельности (как?);

б) цель деятельности (зачем?);

в) содержание деятельности (что?);

г) все это вместе;

3. Методы целесообразно классифицировать:

а) по источнику знаний;

б) по уровням организации деятельности;

в) по уровням познавательных возможностей учащихся;

г) все это вместе;

4. Рассказ можно классифицировать:

а) только как устный метод обучения истории;

б) как устный метод преимущественно репродуктивного характера;

в) как метод творчески-поискового характера;

г) как устный метод, применяющий только индуктивный путь изложения;

5.Понятие « прием»:

а) шире понятия «метод»;

б) тождествененно ему;

в) уже этого понятия;

г) неверно ни одно утверждение;

6.Понятие « прием» определяет:

а) средства, которые сопровождают метод;

б) действие, которое выполняет ученик в ходе реализации метода;

в) действия учителя входящие в метод;

г) действия учителя и ученика, входящие в состав метода;

7. Средства обучения:

а) сопровождают прием;

б) выступают на уроке самостоятельно;

в) входят в прием;

г) все это вместе;

8.Приемы изучения главных статичных фактов:

а) прием картинного описания;

б) прием портретной характеристики;

в) прием аналитического описания;

г) все это вместе;

9. Приемы изучения главных динамичных фактов:

а) прием конспективного повествования;

б) прием рассуждения;

в) прием сюжетного повествования;

г) все это вместе;

10. В приемах изучения теории:

а) обязательно используют проблемное изложение;

б) использую только прием объяснения;

в) используют рассуждение как наиболее эффективный прием;

г) используют все эти приемы в зависимости от цели урока;

11. Понятие «форма» урока:

а) тождественно методу;

б) определяет специфику организации учебной деятельности;

в) тождественно виду урока;

г) тождественно типу урока;

12. Понятие «тип» урока:

а) определяется сочетанием структурных компонентов (звеньев);

б) определяется целью урока;

в) определяется местом урока в блоке;

г) все это вместе;

13. Программа в традиционной парадигме:

а) ориентирует учителя на передачу системы знаний ученикам;

б) представляет из себя в основной части перечень дидактических единиц;

в) может отражать авторскую концепцию преподавания истории;

г) все это вместе;

14. Программа в инновационной парадигме:

а) предлагает учителю возможность самостоятельно выбрать образовательные приоритеты;

б) четко нацеливает на реализацию определенных принципов;

в) предлагает перечень предметных компетенций в качестве ориентира образования;

г) не является обязательным компонентом процесса обучения;

15. Блочно-тематическое планирование:

а) позволяет делить содержание на компоненты;

б) не позволяет управлять процессом обучения;

в) позволяет определить место урока в общей логике тем;

г) не дает возможности планировать формирование компетентностей;

Практический блок

Занятие 1. Практическая работа по истории становления исторического образования

Задание: Выделите в истории становления исторического образования определенную проблему (например: роль государства в историческом образовании) и представьте проект, раскрывающий данную тему. При презентации проекта используйте интерактивную доску для включения аудитории в обсуждение вашей темы. Рассмотрите проблему в контексте современных подходов ( ФГОС II поколения).

Занятие 2. Сравнительный анализ стандартов I и II поколения

Задание: Рассмотрите подходы к целям, содержанию и результатам в стандартах I и II поколения. Проанализируйте место учителя и ученика с точки зрения каждого. Определите разницу в механизмах и функциях стандартов. Результаты представьте в проекте с использованием интерактивной доски.

Занятие 3. Практическая работа по анализу проблемы целей исторического образования

Задание:Подготовьте в группах материал для обсуждения по следующим вопросам:

1) С чем связан кризис целей исторического образования в начале 90-х годов прошлого столетия?

2) Какие варианты к постановке целей образования предлагались в рамках трех подходов: позитивистского, рассматривающего историю как ремесло и историю как интерпретацию?

3) Какие аргументы вы можете привести в поддержку каждой точки зрения?

Вопросы выносятся на обсуждение на дискуссию, где каждая из трех групп будет представлять определенную позицию.

Занятие 4. Анализ современных учебников истории

Задание:Проведите анализ двух учебников истории по предложенному плану и дайте общую экспертную оценку: можно ли отнести данные учебники к учебникам нового поколения?

Титул: ИФО студента. Авторы учебника, год и место издания, класс

Компоненты анализа 1.Результаты анализа 2. Результаты анализа Примеры
I.Текстовый компонент: 1) стиль 2) факты и теория 3) подход      
Вопросы и задания и их характер      
Характер документов      
II.Внетекстовый компонент: 1) иллюстрации 2)аппарат ориентировки      
           

Экспертная оценка:

Занятие 5. Структурно-функциональный анализ содержания темы урока

( СФА)

Задание:Проведите структурный анализ выбранной темы, последовательно представив эмпирическую и теоретическую часть. Проанализируйте компоненты содержания по основным аспектам: предметный, метапредметный и личностный результат. На основании проведенного анализа определите цель урока.

Титул: СФА. ИФО студента, название темы, класс.

Уровни: Основные компоненты содержания: Предметный Метапредметный Личностный
эмпирический        
теоретический        

Общая цель урока:

Занятие 6. Моделирование ситуации урока с применением конкретного методического приема изучения фактов

Задание:Определите в рамках конкретной темы главный факт, проведите его классификацию (статичный, динамичный), выберите адекватный прием для работы с этим фактом. Смоделируйте ситуацию урока с применением приемов описания или повествования. Результат представьте в виде перечня действий учителя и ученика и продемонстрируйте фрагмент урока с данным приемом на 5 мин.

Занятие 7. Моделирование ситуации урока с применением конкретного приема изучения теории

Задание: Определите в рамках конкретной темы компонент теории (понятие, причинно-следственную связь, обобщение, оценку), выберите адекватный прием для работы с этим компонентом. Смоделируйте ситуацию урока с применением приемов объяснения, рассуждения, проблемного изложения, обобщающей характеристики. Результат представьте в виде перечня действий учителя и ученика и продемонстрируйте фрагмент урока с данным приемом на 5 мин.

Занятие 8. Подготовка фрагмента блочно-тематического планирования

Задание:Подберите раздел курса, включающий 7-10 уроков так, чтобы он представлял законченный смысловой блок. Систематизируйте и проанализируйте темы, представив результат в виде логического развития общей темы блока, последовательно раскрывающейся в ряде уроков. Определите место каждой темы с точки зрения формирования предметных, метапредметных и личностных результатов.

Титул: ИФО. Блочно-тематическое планирование. Название блока. Класс Кол-во уроков.

Название урока Предметный Метапредметный Личностный Формы деятельности Оценка
I            

Занятие 9. Подготовка сценария урока

Задание: Определите класс и тему урока. Сформулируйте предметную цель урока по принципу таксономии Блума, определите метапредметный и личностный результат урока.

Спланируйте деятельность учителя и учеников, с точки зрения развития идеи урока и реализации ее цели. Поставьте фрагмент урока в игровой форме на занятии.

Раздел II.Теория и методика обучения обществознанию (бакалавриат)

Пояснительная записка

Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего школьного образования, выполняя задачи, которые не в состоянии выполнить не один школьный предмет. Обществознание - объединяет комплекс наук об обществе, поэтому его преподавание имеет ряд специфических черт. В большей степени, чем другие гуманитарные предметы обществознание делает акцент на личностной составляющей компетентностной модели выпускника, что предполагает особую методику работы в рамках этой учебной дисциплины. Особая связь методики обществознания не только с педагогикой и психологией, но и с науками гуманитарного цикла: социологией, политологией, культурологией, экономикой, правом, каждая из которых, интегрирует свой контент в данный учебный курс.

Задача студентов – не только иметь представление об особенностях преподавания каждого компонента обществознания, но в-первую очередь, понимать, как осуществить их интеграцию, выстроив преподавание вокруг главной смысловой доминанты «человек-общество». Определенную сложность представляет работа с содержанием учебного курса, так как здесь, в отличие от истории, нет принципа «непреодолимой силы» – хронологии. Поэтому содержательные линии повторяются концентрически, что усложняет методическую задачу, побуждая педагога соотносить содержание с возрастными способностями учащихся, а так же тем уровне компетенций, который уже сформирован, и к какому следует стремиться. Кроме того, следует учитывать такую специфику данного учебного курса как высокую степень его теоретичности. Это создает определенные сложности с определением методики работы и отборе содержания урока таким образом, чтобы опора не эмпирический уровень была, несмотря не то, что он отсутствует в учебнике.

Теоретический блок

Тема 1. Методика обществознания как наука. Связь методики с другими науками. Факторы, закономерности процесса преподавания обществознания. История развития обществоведческого образования.

1. Методика обществознания как наука. Методика обществознания как наука сформировалась в советское время и несмотря на то, что образование в этот период было в достаточной степени идеологизированным, основные принципы преподания и методы были выработаны тогда. Тем не менее, поскольку большинство учителей обществоведения были историками в преподавании обеих дисциплин было много общих позиций. Так же как история, обществознание развивалось в контексте знаниевой парадигмы, что обусловило определенные методы и приемы работы с содержанием, и сделало достижение результата – формирование системы знаний об обществе, в достаточной степени формальным. Перед методистами остро стояла проблема – применения занний учщимися, но в условиях советской системы это было невозможным.

Сегдня методика обществознания как наука преживает период перетройки: создаются новые учебники, опробируются новые технологии.

2. Связь методики обществознания с другими науками. Данная наука связана с блоком психолго-педагогических наук, основывается на общедидактичесих принципах организации процесса обучения и соблюдении возрастных особенностей в процессе преподавания. Специфической чертой обществознания является его связь с блоком обществоведческих дисциплин, связанных между собой тем, что каждая из них представляет определенную сферу деятельности человека: политическую, культурную, духовную, экономическую, социальную, правовую. Необходимо формировать представления учащихся об этих сферах жизни человека таким образом, чтобы в конечном итоге у него возникла целостная картина общества и представление о тех видах деятельности, в которые включен человек. Тесная связь у обществознания с историей. История пользуется понятиями обществоведческого характера и, в свою очередь, предлагает исторические факты для анализа являений социальной действительности.

3. Факторы, закономерности процесса преподавания обществознания. Руководствуясь общедидактическими принципами, методика обществознания как педагогическая наука, рассматривает процесс обучения обществознанию с точки зрения взаимодействия основных факторов обучения: целей, содержания, методов и результатов. Как и в классической методике истории компонент содержания здесь занимает центральное место, большое внимание уделяется основным содержательным линиям обществознания и способам их интеграции. Современная модель образования приводит к перестройки отношений внутри данной системы, так же как в истории на центральное место выходит деятельностный результат, что не может не отразиться на методах работы: они становятся практикоориентированными. В соответствии с данной логикой формулируется и цель обществоведческого образования.

4. История развития обществоведческого образования. Основные этапы формирования обществознания:

· Этап 20-е- 60-е гг. XX века – формирование советской системы обществоведческого образования. На этом этапе цель учебного предмета – формирование гражданской позиции будущего строителя социализма. В период существования трудовых школ (20-е гг.) в комплексные программы «История труда» был заложен интегративный принцип, объединивший элементы наук по определенному принципу. Несмотря на большие издержки трудовых школ с точки зрения системы преподавания, много актуальных и сегодня методических идей появилось в тот период: активное вовлечение учащихся в осмысления путем практической деятельности, методы беседы и дискуссии, работа с источниками (в основном трудами классиков). Даже целью изучения социологии провозглашалось «точно соответствовать методам социологии, дабы учащиеся не были вынуждены что-нибудь принимать на веру, но вместе с преподавателями участвовали в процессе образования социальных выводов на основе конкретного материала». К сожалению, в отсутствии учителей, источников и учебников эта цель не была реализована. В эти годы предпринималось несколько попыток создать программы по обществоведению, но до 1927 года все они страдали чрезмерной перегруженностью содержанием каждой конкретной науки и отсутствием интеграции. Программы 1927 года стали обязательными для всех школ РСФСР, в основу которого был положен классовый подход, а в 1936 года до 1958, функцию обществоведческой дисциплины на себя взял курс «Конституция РСФСР». Целью курса провозглашалась «система понятий, призванных дать глубокое понимание основ социального строя».

· Этап 60-е 80-е годы. В период оттепели в учебном плане школы вновь появился данный курс, его целью стало преодоление разрыва между школой и жизнью. Несмотря на то, что партией в это время была принята программа строительства коммунизма и она вошла в содержание курса, очень много внимания уделялось практической деятельности. Многие учителя увлеклись в этот период подбором фактов из жизни для иллюстрации теоретических положений, что снижало уровень научности курса и вскоре эти методы были подвергнуты критике. В новой программе в начале 80-х годов появилось много интересных методических компонентов – «основные умения», «примерные нормы оценок». Учащиеся должны уметь применять принцип историзма и классового подхода к оценке событий, использовать информацию различных источников и т.д. В эти же годы появились курсы «Основы права» и «Этика и психология семейной жизни». Вновь появилась идея единого интегративного курса.

· 90-2000-е гг. – реформирование системы обществоведческого образования. На рубеже 80-х и 90-х годов появился курс «Человек и общество», в котором предполагалось сделать акцент на проблему человека, целостно показать общественную систему, связывать обучение с жизнью. Но в условиях кризиса советской системы идеологии это было не возможно. В обществе распространилась негативная оценка обществоведческого образования и курс обществоведения был исключен из школы. Только в конце 90-х годов в обществе установилась стабильность, и это создало условия для введения нового обществоведческого курса.

Задания к теме:Проследите изменение целей обществоведческого образования на основных этапах. Выявите связь целей с методами и содержанием учебного предмета. Предположите перспективы развития обществознания, исходя из современного состояния общества.

Литература:

1. Общая методика преподавания обществознания в школе/ Л.Н. Боголюбов, - м,: Дрофа, 2008.

2. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. М. 2000.

3. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе// История и обществознания в школе, 2003.№9

Тема 2. Цели обществоведческого образования в современной школе

Наши рекомендации