Методы исследования специальной методики преподавания истории

Учитель может работать успешно только в том случае, если он не просто дает уроки, но и ведет исследование, изучая своих учеников, их особенности, пытается проконтролировать эффективность используемых им педагогических приемов и методов. Поэтому любому учителю необходимо знать основные методы педагогического исследования.

«Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т. е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых педагогов. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы» сказано в учебнике «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии» [4. С. 17].

В опыте школ методика не только черпает материал для обобщения, но и проверяет выдвигаемые гипотезы, разработанные концепции обучения. Изучение опыта учителей истории общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы является одним из основных источников развития специальной методики.

При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации, эксперимент.

Наблюдение за процессом обучения истории должно быть систематическим и достаточно длительным, чтобы дать научные сведения исследователям. С помощью этого метода можно выявить работоспособность учащихся на уроках, степень их активности при использовании различных приемов и средств обучения истории; можно сделать вывод о доступности содержания курса истории для учащихся с нарушением интеллекта.

Исследователь не вмешивается в процесс обучения, а получает сведения о достоинствах и недостатках в практике преподавания истории в специальной (коррекционной) школе. Данные наблюдений строго фиксируются в виде протоколов занятий, магнитофонных записей и т. п. Этот метод применяется в совокупности с другими методами (с обучающим экспериментом, обобщением передового опыта работы учителей истории).

Наиболее важный метод исследования и средство совершенствования методики – педагогический эксперимент. Этот метод обладает высокой степенью доказанности. «Экспериментальное (опытное) исследование состоит в том, что экспериментатор преднамеренно, целенаправленно вмешивается в процесс обучения и в соответствии с задачами исследования изменяет, перестраивает процесс обучения, вносит новые эксперименты в содержание, средства, приемы обучения и т. д.» [3. С. 11].

Используются разные виды эксперимента:

1. Опытное преподавание, направленное на апробацию программ, учебников, технологий.

2. Экспериментальные уроки.

3. Экспериментальные занятия с группой учащихся во внеурочное время.

Эксперимент строится следующим образом: на основе теоретического изучения вопроса, практического наблюдения и личного педагогического опыта исследователь выдвигает гипотезу и проверяет ее на практике в ходе специально организованного обучения. Например, экспериментальным путем были подтверждены возможности изучения краеведческого материала в курсе истории в 7–9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

К проведению эксперимента предъявляют определенные требования: фиксация исходных и конечных результатов эксперимента, выделение контрольного класса (контрольной группы) для сравнения результатов экспериментального и традиционного обучения, четкое ведение документации, выбор достоверных критериев для оценки результатов

Широко распространенным методом исследования является метод изучения ученических работ и школьной документации. Анализ письменных работ учащихся, рисунков исторической тематики, тетрадей по истории дает возможность оценить эффективность обучения предмету, трудности, которые испытывают в усвоении и применении исторических знаний учащиеся с нарушением интеллекта. Школьный журнал дает возможность представить картину успеваемости по предмету, медицинская документация помогает определить особенности отдельных групп учащихся, наметить пути коррекционной работы.

В качестве методов исследования специальная методика истории использует беседу (самостоятельный или дополнительный метод, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении), интервьюирование (разновидность беседы по заранее намеченным вопросам, задаваемым в определенной последовательности), анкетирование (метод массового сбора материала с помощью анкеты, на вопросы которой даются письменные ответы).

Эти методы помогают выявить круг исторических знаний и представлений учащихся по интересующей исследователя тематике, интерес учащихся к предмету, наметить пути дальнейшей работы учителя истории. Они (методы) могут быть адресованы не только учащимся, но и учителям истории, родителям школьников. В условиях специальной (коррекционной) школы методы интервью и анкетирования учащихся используются ограниченно.

Методы теоретического исследования связаны с изучением литературных источников. Для дальнейшего развития специальной методики большое значение имеет анализ научно-методического наследия в области преподавания истории в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школах. Изучение литературных источников дает возможность увидеть, как освещались различные проблемы методики преподавания предмета в прошлых и в современных публикациях. Анализ методической литературы всегда предшествует проведению самого исследования в процессе экспериментальной работы.

Таким образом, собранные с помощью различных методов исследования сведения о закономерностях процесса обучения истории, его особенностях в специальной (коррекционной) школе методика анализирует, обобщает и систематизирует, используя их для совершенствования процесса обучения истории учащихся с нарушением интеллекта.

Вопросы и задания

1. Определите задачи методики преподавания истории в специальной (коррекционной) школе.

2. Какие существуют закономерные связи между компонентами обучения истории в специальной школе?

3. С какими науками связана специальная методика преподавания истории и в чем проявляются эти связи?

4. Какими методами исследуется процесс обучения истории в специальной (коррекционной) школе?

5. Для чего учителю нужно знать методику обучения истории учащихся с нарушением интеллекта?

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1973.

2. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х ч. Ч. 1 // Отв. ред. Ф.П. Коровкин. М., 1978.

3. Методика преподавания истории в средней школе. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебник для студ. высш. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000.

5. Программы для 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сб. 1. М., 2001. Стражев АЛ. Методика преподавания истории. М., 1964

Наши рекомендации