Безопасность и насилие

Проблема сохранения жизни и здоровья ребенка рассматрива­ется в современных цивилизованных государствах Европы, Азии и Америки с самых разных сторон. Это и среда обитания, и одежда, и питание, и психологический климат, и правильные, т. е. осно­ванные на уважении к личности методы образования и воспита­ния. На фоне широкомасштабных мер по обеспечению благополу­чия особенно страшными выглядят случаи убийства одноклассни­ков и учителей школьниками, пренебрежение элементарными нормами работы с электричеством, халатность сторожа, не прове-

рившего, как прикреплены качели... Настоящий раздел мы счита­ем принципиальным: собранные в нем по разным изданиям реко­мендации можно и нужно разумно применять. Некоторым может показаться, что не все опасности затрагивают нас и не это самое страшное, однако отечественная статистика свидетельствует: ос­новной причиной несчастных случаев являются лень и безалабер­ность.

Ориентироваться в быстро изменяющемся мире становится все труднее. Насилие встречает ребенка не только за порогом дома в темном дворе, но и дома и в общественных местах. Что ребенок должен вести себя разумно, осмотрительно, бдительно — расска­зывают и в семье, и в детском саду. Нужно научить детей вести-себя адекватно ситуации, а для этого показать ситуации, чреватые опасностями. Часть требований выполняется взрослыми, а часть -самими детьми, получившими специальные предписания. Беспре­кословно следовать инструкции, если она — залог сохранения жизни и здоровья как собственных, так и окружающих людей, — одна из главных целей профилактики травматизма. Профилактика связана с широким просвещением: броские, яркие по дизайну и по содер­жанию брошюры, трактующие одни и те же вопросы, большими тиражами и бесплатно распространяются везде, где бывают роди­тели с детьми: в поликлиниках, на детских площадках, в библио­теках, в социальных бюро, в клубах, в детских отделах универма­гов. Пропаганда не должна надоедать, поэтому периодически ме­няются приевшиеся лозунги и проводятся кампании, посвящен­ные какой-то группе вопросов более подробно, а затем людям дают отдохнуть от назойливой рекламы.

В окружении ребенка не должно быть мелких предметов, кото­рые он может проглотить; острых, режущих, колющих предметов, которые он может сам достать; хрупких предметов, которые он может испортить. Все поверхности, по которым ребенок ползает или ходит, должны быть ровными, чтобы он не занозился, но не­скользкими, чтобы он не мог поскользнуться (за исключением спе­циальных мест, где под контролем взрослого тренируются умения ходить по скользкой поверхности). Не должно быть предметов, в которых ребенок может задохнуться (длинных узких шарфов, по­лиэтиленовых пакетов). Кровать должна быть оборудована борти­ками, желательно мягкими, чтобы ребенок не стукнулся и не упал. Когда появляется подушка, она должна быть ровной, чтобы ребе­нок не задохнулся. Ребенок не должен сам открывать и закрывать окна и запирающиеся двери. Доступ к лестницам без надзора взрос­лого должен быть закрыт. В ванной комнате нужно предотвратить возможность падения мыла или проливания шампуня на пол; нельзя оставлять детей одних играть с водой; косметические принадлеж­ности достает только сам взрослый. В ванне и на кафельном или плиточном полу должны лежать предохранительные (например,

резиновые) коврики. Электроприборами нельзя пользоваться близко от воды. Ванная комната не должна запираться изнутри.

Спички и свечи, горячие предметы (плиты, печи, утюги, кастрю­ли, сковородки, чайники, кипятильники, стаканы, тарелки и т. п.) не должны находиться в пределах досягаемости для ребенка. С ран­него детства следует воспитывать представление об огне и пламе­ни, об их пользе и вреде, о способах добывания, о местах, где они могут встретиться, о правилах обращения с ними.

Лекарства, ядовитые вещества (типа красок, кислот, разбави­телей, дезинфицирующих средств) должны быть заперты и зак­рыты. Знакомые ребенку предметы должны быть безопасными; в ин­тересных по виду коробках или знакомых ребенку упаковках от сладостей, игрушек и т. п. не должно быть опасных вещей (напри­мер, нельзя класть гвозди в коробку из-под конфет). Электропри­боры нужно хранить так, чтобы ребенок не мог их включить сам; электрические розетки должны быть закрыты.

Чтобы справляться с опасностями, детям нужно приобрести собственный опыт. Ребенок должен карабкаться, залезать, стро­ить, исследовать в доступных местах квартиры без риска для жиз­ни. Опасными могут быть лестницы, стулья, бьющиеся, острые предметы, коллекции, неприкрепленные ковры, незакрытые элек­трические розетки, незапертые ящики стола, балкон, скатерти на столе — соразмерно росту и возрастным возможностям детей. Под­ражая взрослым, ребенок экспериментирует с привлекательными вещами. Представляют опасность сигареты, табак, пепельницы; нитки, иголки, спички, зажигалки, свечки; алкогольные напитки (например, оставленные недопитыми в стакане); оружие; утлы стола; полки с книгами; высокие предметы, не прикрепленные к стене, лекарства. Комнатные растения и средства для их опрыски­вания могут оказаться ядовитыми. Недостаток освещения, доступ к лестничной клетке, лифтовой шахте, предмет, лежащий на до­роге, ковровая дорожка на лестнице, торчащие щепки и зазубри­ны могут привести к несчастному случаю. Нужно проверять, всели на детской площадке соответствует стандартам, прочно и надеж­но: качели, качалки, горки, карусели и т. п. (на каждом снаряде свои опасности). Можно прищемить руку, отдавить ногу, ударить­ся головой, посадить занозу, резко двинуться и стукнуться, отпу­стив страховку. Нужно приучить детей к тому, что, когда они лезут куда-нибудь, в особенности в первый раз, они должны иметь три точки опоры, из которых нестабильной может быть только одна.

Едва ребенок научится преодолевать одни опасности, как тут же возникают другие. Нужно уметь видеть опасность с позиции ре­бенка — например, присесть на корточки и посмотреть вокруг. Приготовление пищи можно превратить в безопасную для ребенка игру. Например, ребенок должен знать, что опасно хвататься за ручки кастрюль, сковородок и поварешек; что плита, духовка -

горячие; что нельзя брать в рот то, что только что приготовлено; что некоторые продукты нельзя есть в чистом виде (перец, уксус и т.д.)- Дети учатся правильно обращаться с миксером, вилкой, рас­считывать ингредиенты. Родители должны убирать из поля зрения пленки, осколки, обрезки, немедленно по окончании работы вык­лючать электрические приборы из сети, убирать все режущие пред­меты за исключением ножа, которым под наблюдением взрослого дети учатся резать. Как можно раньше следует научить детей пра­вильно пользоваться ножом и специальными детскими безопасными ножницами. Дети могут также научиться пользоваться инструмен­тами. Плиту рекомендуют оборудовать так, чтобы дети сами не могли включать ее, чтобы конфорки были закрыты (например, провести по краю бортик), а кастрюли и сковородки поворачивать ручкой назад. В кухне не должно быть предметов, которые можно спутать с пищевыми продуктами (крема для обуви, спреев, средств для обработки растений и т. п.). Предметы, представляющие опас­ность, должны быть на замке, а ключи от них спрятаны. Существу­ют специальные магнитные или нажимные замки, которые взрос­лый открыть может, а ребенок -- нет. Когда дети помогают по хозяйству, они могут одновременно научиться простым, но ос­новным правилам безопасности. Прежде всего они должны позна­комиться с элементарными инструкциями по пользованию хозяй­ственной утварью. Работая, взрослый рассказывает о том, что де­лает, какие вещества и инструменты и откуда достает, для чего они нужны, чем полезны и вредны. При совместных занятиях с малышом поначалу лучше ограничиться только тем, что и он мо­жет сам брать, и только в 5 — 6 лет, когда он начнет осознавать опасность, усложнить технологию.

Даже когда дети переодеваются, чтобы сыграть в ролевую игру, или играют в прятки, вопросы их безопасности должны играть главную роль. Если покупаются электрические игрушки, то шнур и кабель нужно проверить. Все игрушки должны быть безопасными (нельзя давать мелкие детали, вещи с острыми краями, полиэти­леновые пакеты, предметы, окрашенные облупливающейся крас­кой, и т. п.).

Ребенок, оставшийся один дома, должен уметь пользоваться те­лефоном: обратиться к соседям, позвонить туда, где находятся родители, или родственникам. Современные телефоны позволяют родителям научить звонить ребенка по нужному телефону уже в возрасте двух лет. Нельзя оставлять одного больного ребенка или после того, как случилось неприятное событие, под впечатлением от которого ребенок может находиться. Ребенок должен знать, почему и куда ушли родители, что они там делают.

Когда в доме появляется животное, нужно позаботиться о том, чтобы ребенок не переносил на него представления, почерпнутые из книг, где животные очеловечены, поскольку они могут быть



опасны. Можно рассказать, например, что, предупреждая о напа­дении, кошка прижимает уши и мотает хвостом; собака рычит, шерсть у нее встает дыбом. Животным нельзя мешать, когда они едят; их нельзя мучить или злить. Нельзя подходить к животным, у которых детеныши. Вне дома следует обратить внимание на то, чтобы чужие животные держались на расстоянии от ребенка. К жи­вотному нужно подходить спереди и медленно (нельзя бежать); гладить только спереди назад, по шерсти. Подходя к чужим живот­ным, нужно спросить разрешение у хозяина; отходить от живот­ного следует медленно, не поворачиваясь к нему спиной. Нельзя трогать нос, пасть, глаза и уши животного; знакомясь, можно ле­гонько похлопать по спине. Дикие животные, не боящиеся челове­ка, опасны: они скорее всего больны, к ним нельзя подходить. Вообще, животное — не игрушка. Это самостоятельное живое су­щество; если оно попало в мир людей, то они отвечают за него.

В детских садах и школах нужно готовить детей к кризисным ситуациям. Это касается тренировки навыков поведения в случае пожара, наводнения, бури, стихийного бедствия. Детям нужно рас­сказать о том, как нужно будет себя вести и как будут вести себя взрослые — учителя и родители. Можно пригласить специалистов -ликвидаторов аварий и стихийных бедствий, которые расскажут о своей работе и о том, как нужно поступать в конкретных условиях данного детского сада и школы. В зданиях должны находиться за­пасы одежды, еды, медикаментов, а также специальное оборудо­вание.

Большое внимание, на самом высоком правительственном уров­не, обращают во многих странах на предотвращение демонстрации насилия на телеэкране детям. Особое внимание уделяется отноше­нию детей к войне. Дети, как правило, верят в хороший исход со­бытий, хотят, чтобы все кризисы разрешались мирным путем, в то же время они сами разыгрывают события, которые показывают по телевизору. Дети боятся взрывов на атомных электростанциях, подводных лодок в водоемах, боятся, что их отцов заберут на вой­ну, и т.д. Некоторые страхи нужно пережить, но они не должны накапливаться. С детьми нужно обязательно разговаривать, выяс­няя причину их тревоги, чтобы предвидеть их поведение. В нестан­дартной ситуации ребенок может отреагировать неожиданно, под­вергнув себя опасности.

Нужно правильно вести себя на улице и в городском транспорте. Отправляясь в путешествие, нужно продумать все до мелочей, чтобы детям было хорошо. К передвижению в автотранспорте нужно под­готовиться: купить специальное сиденье, подобранное по возрасту и весу, пристегивающееся ремнями. Ребенок должен быть надежно укреплен ремнями безопасности. В дорогу берут безопасные игруш­ки, еду, питье, все легкое, непортящееся. Предусматривают слу­чаи, когда нужно будет помыть ребенка, дать ему лекарство, по-

дожить спать. В поезд можно взять книги, тетради с развлекатель­ными заданиями. Родители должны также уметь оказывать первую помощь ребенку. В лесу или у водоема — время для детских игр, но насколько они безопасны в этих местах? Существуют индивиду­альные особенности поведения, темперамента, характера ребен­ка, которые нужно учитывать, предупреждая реакции ребенка на происходящее.

Дорожные службы считают важными для работы с детьми та­кие темы:

- как вести себя на тротуаре: когда и где можно и нужно идти
и останавливаться, как держаться в светлое и темное время суток,
при солнце, ветре, облачной погоде, когда дождь, снег, туман,
гололед;

- какие цвета и формы, таблички и знаки используются на
транспорте;

- каковы особенности дорожного движения и транспорта в
непосредственной близости от детского сада, школы;

- как переходить улицу: отличия тротуара от мостовой и от
велосипедной дороги, какие виды транспорта как перемещаются,
какие из них издают громкие звуки, а какие едут тихо, быстро или
медленно, какие видно издалека, про какие можно сказать, под­
вижны они или неподвижны, только в непосредственной близос­
ти, каковы правила дорожного перехода (со светофором, зебра);

- как вести себя на улице: где, как, когда играть, как смирять
свои чувства (не дать гневу, грусти, радости овладеть тобой и зас­
тавить перестать наблюдать за окружающим), как помогать друг
другу вблизи транспортных магистралей;

- как пользоваться самокатом, велосипедом (двухколесным и
трехколесным), роликовыми коньками, скейтбордом, на что нужно
обращать при этом внимание, что хорошо и что плохо в таких
развлечениях, почему нужно надевать специальную одежду (на­
пример, шлем);

- как вести себя на автомобильной стоянке, какие автомобили
трогаются, стоят на месте, как открываются двери и багажник,
что представляет собой опасность, в каких ситуациях трудно вести
машину, что отвлекает шофера;

- как понять, готов ли ребенок самостоятельно выйти на ули­
цу, играть на детской площадке, пойти к бабушке или другу, жи­
вущим неподалеку, в магазин, как приготовиться к дороге в шко­
лу и из школы;

- как должны ездить дети в автомобиле (пристегнутыми, на
детском сиденье), со взрослыми на велосипеде, в автобусе, в по­
езде.

Подчеркивается, что дети должны помнить о собственной безо­пасности и правильно одеваться в зависимости от предстоящего маршрута, например, если им предстоит идти по обочине просе-

лочной дороги, то одеться ярко, в темное время носить светоотра­жающие знаки — рефлекторы. Не забывать носить очки, если пло­хо видят, знать о возможных происшествиях и причинах, по кото­рым они случаются, анализировать ситуацию и собственное со­стояние, с тем чтобы правильно оценивать и рассчитывать свои силы. Учиться распознавать знаки и признаки ситуаций, коорди­нировать свои движения, соотносить собственные действия с дей­ствиями остальных, вырабатывать в себе быструю и грамотную реакцию. Детям следует усвоить, как вести себя, если заблудился, не туда поехал, забыл дорогу домой, перепутал, в какую сторону идти.

Работа с детьми строится на принципах последовательности и постепенности, что способствует формированию устойчивых реф­лекторных связей — привычек. Ребенок должен привыкать вести здо­ровый образ жизни: есть полезную пищу, много двигаться, интере­соваться окружающим, высказывать свою инициативу. Нездоро­вые виды деятельности, неправильные поступки, нарушение пра­вил общежития должны быть ему неприятны.

Общаясь с ребенком, взрослый не должен кричать, пугать, словес­но или физически мучить ребенка. Если ребенок плохо себя чувству­ет, пережил неприятное событие или беспокоится, с ним рядом должен быть взрослый. Обучение ребенка происходит в общении, периоды интенсивной передачи информации, формулировка тре­бований, команды должны быть краткими, а самостоятельная де­ятельность ребенка — длительной по времени. Поощрение деятель­ности достигается за счет эмоциональной компетентности взрос­лого, поддерживающего ровное настроение ребенка. Типы поощ­рения — похвала, предоставление других игрушек, новых матери­алов для занятий.

Во многих странах с успехом проходят кампании за прекращение травли, обид и приставаний в детском саду и школе. Выясняется, что чаще всего мучают детей, которые чем-то не похожи на других. Причины могут быть разные (цвет кожи, немодная одежда, не такой выговор, хорошая учеба и примерное поведение, проис­хождение родителей и т.п.). Обычно же эти поводы искусственно придумываются и раздуваются. Механизм возникновения оскорб­ления и противостояния ему очень сложный и длительный. На­пример, этнизация конфликтов или перевод их на религиозную почву как отрицательное явление, лежащее в основе многих воо­руженных столкновений нашего времени, соседствуют с явления­ми национального возрождения и формирования положительного образа малых народностей. Существуют даже специальные разделы социолингвистики и этнографии, занимающиеся научным выяв­лением процессов формирования стереотипов, политической ар­гументации и групповой принадлежности.

Педагоги и психологи устраивают опросы в дошкольных учреж­дениях и школах, направленные на определение микроклимата в кол-





лективе, профилактику дискриминации и предупреждение плохого отношения к некоторым членам детского сообщества. Для детей по­вышенной активности необходимо предусмотреть возможность дать выход отрицательной энергии, разрядиться. Американский специ­алист Джеми Уокер — автор одной из антиагрессивных педагоги­ческих моделей вмешательства, дающей детям конкретные приме­ры разрешения конфликтов. Выполняя задания, рассказывающие о разных типах несогласий, противоречий, предубеждений, уча­щиеся учатся искать компромиссы и находить взаимовыгодные решения.

Насилием по отношению к детям, приводящим к социально-политическим последствиям, являются любое телесное или пси­хическое нарушение, сексуальное злоупотребление со стороны ро­дителей или иных лиц. Начинается оно с того, что детей ругают, наказывают, шлепают, бьют, переутомляют или лишают любви, недодают внимания, защиты и заботы. Оно может довести до теле­сных повреждений или убийства. Часто причина — стресс роди­телей (безработица, финансовый крах, ссоры, развод). Нередко сами родители в детстве пережили нечто подобное. Обычно наси­лие становится семейным секретом; может быть и так, что от одного из родителей, чаще от мамы, скрывают истину. Жертвами становятся в 75 % случаев девочки, чаще в возрасте от 7 до 13 лет. Насилие исходит в 99,6 % случаев от мужчин, причем только в 6 % случаев — от незнакомых; чаще это люди из ближайшего ок­ружения ребенка. Корни насилия в детской среде — культурные, биологические, психологические. Существуют некоторые способы сдерживать агрессивность, воздействуя медикаментозными мето­дами, влияя на факторы социального окружения, учитывая воз­можные последствия поведенческих актов и нейробиологических условий. Рекомендуется также проводить нейрохимический конт­роль, показывать важность морально-этических аспектов и разра­батывать стратегии психосоциального вмешательства, чтобы по­мочь слишком агрессивным детям. Во многих странах действуют группы, помогающие справляться с детскими и юношескими пси­хологическими травмами.

Приготовиться защищать себя — важно. Профилактически детей учат следущему: тело каждого человека принадлежит ему самому, и никому не позволено трогать его без его согласия. Если твой секрет тебя мучает, тебе больно при мысли о вещах, связанных с секре­том, то об этом надо рассказать, и это не будет ябедничеством или доносом. Если ребенку кажется, что взрослый предлагает ему что-то странное, нужно отказаться от этого предложения. Иногда трудно обратиться к родителям и приходится звать на помощь посторонних людей; нужно подумать, что и как им рассказать, чтобы они могли тебе помочь. И в случае физического, и в случае душевного насилия дети становятся неуверенными, одинокими, депрессивными и гру-

стными или же агрессивными и насильниками — правда, не сразу, но с большой вероятностью спустя несколько лет. Боязливость, пуг­ливость, апатия, пассивность, нарушения аппетита и сна могут быть также симптомами насилия над ребенком. Помогая детям, следует вести себя спокойно и обдуманно, не действовать поспешно или преж­девременно. Все, что будет предпринято, должно ориентироваться на благо ребенка, а не на преступника. Не следует не доверять выс­казываниям детей: они почти всегда правдивы. Иногда проблема разрешается с течением времени, если преступника и жертву отде­ляют друга от друга.

Конфликты в семье — нормальное явление; другое дело, как они разрешаются, как находится выход из положения. Научить детей выражать свои отрицательные чувства приемлемым для окружаю­щих способом — сложная задача. Родители должны строго контро­лировать свои высказывания, становясь примером для детей. Всегда нужно искать компромиссы; дети изобретательны и наверняка най­дут выход из положения, если дать им возможность проявить ини­циативу. Родители должны учить детей на примере поиска опти­мальных решений внутри семьи: высказывать свое мнение, нахо­дить решение проблемы, подбирать выход, устраивающий всех, перепроверять избранный путь по прошествии некоторого времени. Тот, кто оказался в проигрыше, нуждается в утешении и обещании в следующий раз сделать так, как он хочет. Необходимо приносить извинения: кто хочет ссориться, должен уметь мириться.

Дети должны иметь возможность обсуждать правила своих игр без вмешательства взрослых. Однако при этом нельзя иметь с собой ос­трые предметы; нельзя нападать на младших и более слабых, а так­же нескольким на одного; игра должна тотчас же прекращаться, если хотя бы один против. Телепередачи нужно выбирать; сразу же по окончании выбранной передачи нужно выключать телевизор (зап­рещается переключать на другие каналы). Если ребенок скучает и просит включить телевизор, лучше пригласить к нему друзей.

Конфликты между детьми часто приводят к насилию. Часто орга­низаторами насилия над сверстниками становятся дети, которым родители уделяют недостаточно внимания, от которых они «отку­паются» телевизором, вседозволенностью, игрушками, с которы­ми не обсуждают ни их, ни свои проблемы. Частая причина так­же — воспитание по признаку пола: мальчики должны якобы драть­ся, а не плакать; девочки не должны драться, должны смиряться с обидами. Обычно никто не учит сдерживать свои чувства, вести себя с достоинством, контролировать свое поведение, принимая во внимание позицию другого человека. Лишь в некоторых коррек-ционных программах (в Новой Зеландии, например) учат сосуще­ствовать с людьми, которые тебе не нравятся, контактировать с теми, кто может быть тебе физически неприятен и душевно не­симпатичен.

Родители должны позаботиться о том, чтобы там, где учится ребенок, был хороший микроклимат. Иногда рекомендуется сме­нить учебное заведение, если многократные беседы с педагогами и с родителями других детей ничего не дают. Известны даже слу­чаи, когда дело о приставании соучеников к ребенку передавалось в суд и было выиграно. В ситуации конфликта обе стороны — и жертвы, и нарушители — нуждаются в помощи.

Дети должны видеть, к чему приводят их проступки; например, они должны чинить сломанные вещи. Родители иногда также нуж­даются в помощи, если не могут сами решить проблемы (напри­мер, когда и как вмешиваться, насколько опасно то, что сейчас происходит с ребенком). Обратиться за помощью — не стыдно, это не признак слабости.

Рассматриваемая проблема предусматривает два направления работы взрослых: 1) обеспечение максимальной безопасности де­тей в условиях детского учреждения (это важно и для того, чтобы избежать слишком частых запретов, что господствует у нас); 2) обу­чение детей безопасным способам поведения в разных ситуациях, частично соприкасающееся с проблемами воспитания здорового образа жизни.

Эта проблема — безопасности и насилия — очень важна и для нашей страны.

Вопросы для повторения

1. В чем суть проблемы воспитания безопасности?

2. Как предупредить формирование черт насилия?

3. Каковы правила поведения ребенка в современном западном мире?
Актуальны ли они для российских детей?

Наши рекомендации