Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
(на основе исследования, анализа классного журнала, наблюдений за учащимися в учебной и внеучебной деятельности).
В 11 «Б» классе учится 23 человека. Из них 13 мальчиков и 10девочек. Учащиеся в возрасте 13-14 лет, 1994 и 1995 года рождения. Из всех учащихся на второй год оставалось не одного человека. Основная масса учащихся учится вместе с первого класса, 1 ученик перевелся в 5 классе и еще 2 человека в 6 классе. Класс дружный и новые ученики, придя в класс, легко влились в коллектив. Каких либо притеснений новоприбывшим ученикам со стороны тех, кто учился с первого класса, не было, и нет. Классный руководитель, взявший детей в пятом классе, поменялся в 8.
В классе у учащихся успеваемость нормальная, пять человека учатся на «отлично», у основной массы учащихся оценки 4-5, 6 человек учится на оценки 3-4. Если учащиеся не понимают, какой либо материал, то они приходят на дополнительные занятия, а так же в школе существуют специальные факультативные занятия по разным предметам. Учащиеся помогают друг другу в изучении нового материала. Для этого они остаются после уроков и разбирают домашнее задание, а также созваниваются по телефону и обсуждают все происходящие в учебном и внеучебном процессе. Если надо то учащиеся, которые учатся на «отлично» объясняют материал тем, кто его не понял. По словам классного руководителя, ребята очень отзывчивые и поэтому если кому-то, что-то не понятно, то стараются помочь друг другу. Хоть в классе почти 60% мальчики, но проблем с дисциплиной нет. По словам классного руководителя «…шум в классе возникает тогда, когда ребятам нечем заняться», а во время учебной деятельности дисциплина не идеальная, но хорошая. Среди учащихся ссор и разногласий не возникает почти никогда. Учащиеся в ссоры с учителями не вступают, но отстаивают свое мнение. Если оценка их не удовлетворяет, то просят учителя аргументировать, чем вызвано снижение оценки. Замечаний у учителей предметников нет. Домашнее задания выполняют всегда, но не в полном объеме, за, что и получают отрицательные оценки. Часто ребята помогают друг другу, это проявляется в подсказках при ответах на уроках, а также дают списывать. При выполнении контрольных заданий иногда учащиеся используют шпаргалки, если шпаргалку не замечают, то и все остальные учащиеся делают такие же шпаргалки. Дают домашнее задание друг другу списывать, об этом можно судить по одинаковым ошибкам, но учителя ставят одинаковую оценку и тому, кто списал и у того, кого списали.
За учебный год учащиеся 8 «в» класса посещали экскурсии в областном краеведческом музеи, которые понравилась большинству ребят. В мае учащиеся посещали места боевой славы, а так же мемориалы, которые расположены в городе Курске и по области. Ученики вместе с классным руководителем постоянно посещают драматический театр им. А.С.Пушкина, после посещения театра они пишут сочинения и рецензии об увиденном спектакле. Один раз ходили на совместный просмотр фильма в кинотеатр. Ученики этого класса постоянные участники школьных соревнований по волейболу и баскетболу среди учащихся 8-9классов, где становились победителями и призерами. С большим интузиазмом учавсствуют в общешкольной военно-патриотической игре «Зарница» среди учащихся старших классов. А так же ученики этого класса входят в состав школьных сборных команд по игровым видам спорта. Большинство учащихся ведут активный образ жизни, занимаются спортом и разными видами танцев. Некоторые учащиеся становились победителями общешкольных Олимпиад.
Учащиеся 8 класса «в» занимаются выполнением общественно полезной деятельности, участвуют в уборке прилегающей к школе территории, а так же во время летних каникул учащиеся участвовали в ремонте кабинета и подготовили его к началу учебного года. Учащиеся занимаются как умственным, так и физическим трудом. Вся работа распределяется в соответствии с половыми признаками, девочки не носят тяжелые предметы, эту работу выполняют мальчики, а девочки протирают пыль и т.д. Учащиеся активно участвуют в субботниках и работу на своем участке заканчивают быстро и дружно. Участвуют в подготовке класса и школы к новому году, за, что не однократно получали благодарственные письма. Учащиеся готовят стен газеты к праздникам, и к конкурсам стен газет, где проявляют творческие способности. При выполнении работы учащиеся нередко спорят, но никогда не отказываются от её выполнения, спор возможен на тему: как выполнить работу быстрее и проще, чья пара будет работать первой и т.д. Учащие нормально и с пониманием относятся к просьбам своих учителей и выполняют их по мере своих возможностей. Все поручения, какие им поступают, стараются выполнить отлично.
В 8 «в» классе организующими звеньями являются: классный руководитель, инициативная группа и староста. Староста так же входит в инициативную группу. Староста класса отличница. Она отвечает за классный журнал. В её обязанности входит выписывание оценок учащихся, для сообщения их родителям об успеваемости. Она же информирует ребят о том, что будет происходить в школе, эту информацию она получает на старостатах. Инициативная группа является «мозговым центром» она придумывает, организовывает и распределяет обязанности. Инициативная группа в этом классе состоит тока из девочек в количестве 3 человек. Группа работает слаженно и результативно. Ребята остаются после уроков или приходят пораньше до урока и обсуждают возникающие вопросы. Классный руководитель сообщает задачу, а инициативная группа уже сама выполняет задание, учащиеся не берут в создание идей классного руководителя потому, что часто она советует то, что уже было, поэтому ребята создают все сами. В спорных моментах учащиеся обращаются к классному руководителю. И для оценки своей деятельности учащиеся зовут своего классного руководителя. Работу они выполняют сразу и не откладывают её на потом. Работу стараются выполнить хорошо и красиво, учащиеся стараются быть лучшими. Среди товарищей эту группа пользуется уважением, к их мнениям прислушиваются и все что говорит группа, учащиеся стараются выполнить. Обязанности дают одинаковые всем, и по мере их выполнения добавляют еще задания. При организации работы в классе все выслушивают мнение и почти никогда не спорят. Если ученик заболел или находится в больнице, то эта группа организует походы для проведования этого ученика. Приносят ему домашние задания, и каких либо фруктов. Если ученика нет больше двух дней, то ему звонят или приходят домой, что бы узнать причину отсутствия ученика.
Помимо старосты в классе есть еще неофициальные лидеры. В организационные моменты он почти некогда не вмешивается, но его мнение узнают. Инициативная группа относится к этому учащимуся, так же как и к обычным ученикам. Противостояния между инициативной группой и неформальными лидерами нет, потому, что ребята очень дружны между собой. В классе «отверженных» нет, так как ребята хорошо ладят внутри класса.
Коллектив 8«в» класса сплоченный. Из возможных 100% сплочения у класса сплочения, по моему мнению, это 70%. Внутри класса доброжелательное отношение, никто не оскорбляет друг друга, ссор внутри класса почти нет. Обо всех пришествиях внутри класса учащиеся переживают и стараются исправить их. Учащиеся поддерживают друг друга, это проявляется в поддержке друг друга перед соревнованиями, так же если кто-то заболел, ученики волнуются и стараются сходить проведать друг друга. Если у учащихся не подготовлено домашнее задание то стараются помочь сделать его, а так же в групповых соревнованиях учащиеся помогают друг другу. Внутри класса существуют 3-4 группировки, деление есть на мальчиков и девочек, и интересов по каким либо видам деятельности, но этого мало. Все группы объединяются, если у них есть общая цель. Но, даже находясь в своих группировках, учащиеся всегда помогают друг другу. Отношение между мальчиками и девочками в классе сложились хорошие. Мальчики и девочки относятся друг к другу с уважением и тех.
Ребята в основном открытые, дружелюбные, не испытывают трудностей в общении друг с другом, легко объединяются при проведении различных мероприятий, ответственно относятся к поручениям, как правило, стремятся проявить себя на уроках, помогают друг другу, ярко выраженной вражды и неприязни между учащимися не наблюдалось. Практически все учащиеся класса живут в одном микрорайоне и активно общаются вне школы.
Личностные качества классного руководителя оказывают существенное влияние на характер и форму применения различных методов управления коллективом школьников. А так же большое влияние оказывает интеллект педагога, его культурное развитие, и профессиональная подготовка и характер и темперамент который нравиться детям. По многим вопросом личного и не личного характера учащиеся подходят к Стекачевой Светлане Анатольевне. В классе демократический стиль руководства. Все вопросы, которые возникают они, решают вместе. Ребята очень хорошо относятся к своему классному руководителю и за помощью обращаются к ней. Несмотря на то , что руководитель с учащимися только с этого года , они сразу нашли «общий язык». Все вопросы которые касаются своего класса Светлана Анатольевна решает сразу и в полном объеме, не оставляя их на потом. За это учащиеся её и уважают.
На мой взгляд, учащиеся очень сплоченные. И стадия развития у них я думаю дифференцирование. На этой стадии, на основе общности интересов и склада характеров формируются малые группы, различные по своей ориентации к руководителю и к задачам коллектива. Из наиболее сознательных и деятельных людей формируется актив, который раньше других осознает общественную значимость задач коллектива, необходимость предъявляемых руководителем требований и оказывает ему поддержку. Однако подлинного единства пока еще нет. Добросовестные, но пассивные исполнители соблюдают дисциплину, выполняют задания руководителя, но не проявляют инициативы и активности в поддержке действий администрации. Могут выявиться и дезорганизаторы, отрицательно настроенные к работе и действиям руководителя. На этой стадии руководитель, опираясь на актив, должен вести борьбу с дезорганизаторами и «лодырями», формировать общественное мнение, активизировать добросовестных исполнителей, воспитывать высокую сознательность у членов коллектива. Завершение этой работы будет означать переход на качественно новую ступень развития коллектива. Важным признаком второй стадии развития является увеличение числа решений, принимаемых руководителем с привлечением подчиненных.
Задачи изучения класса:
1. Изучить структуру межличностных отношений в классе, основанных на симпатиях и эмоциональных связях (социометрия)
2. Изучить уровень развития класса как коллектива ( карта-схема)
3. Оценить групповые качества (организованность)