Слайд 22): Результаты вторичной диагностики по тесту «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) в экспериментальной группе
По шкале тревожность:
6 человек (60%) (5 человек (50 %) - в первом срезе) – пониженная тревожность; 3 человека и в первом и во втором диагностическом срезах (30%) - тревожность средняя, допустимого уровня; 1 человек (10 %) (3 человека (30 %) - в первом срезе) - очень тревожны.
По шкале фрустрация:
5 человек (50 %) (3 человека (30 %)-в первом срезе)- имеют высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боятся трудностей; 5 человек (50 %) (5 человек (50%) -в первом срезе)- средний уровень, фрустрация имеет место; Ни одного человека (4 человека (20 %) -в первом срезе)- низкая самооценка, избегают трудностей, боятся неудач, фрустрированы.
(слайд 23): По шкале агрессивность:
10 человек (50%) (8 человек (40%) -в первом срезе)- спокойны, выдержаны, не агрессивны; 4 человека (40 %) - средний уровень агрессивности и в первом, и во втором срезе; 2 человека (20 %) (3 человека (30 %) -в первом срезе)- агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
По шкале ригидность:
5 человек (50%) (5 человек (50 %)-в первом срезе)– ригидности нет, легкая переключаемость, 3 человека (30 %) (4 человека (40 %)-в первом срезе)- средний уровень; 2 человека (20%) (3 человека (30 %) -в первом срезе)- сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.
По данным повторной диагностики в контрольной группе класс снова выявлены 7 человек, у которых наблюдается повышенный уровень тревожности, агрессии, фрустрации и ригидности.
(слайд 24): Результаты вторичной диагностики по «Личностному опроснику (FPI)»
Результаты проведенного исследования показывают, что по методике «Личностный опросник (FPI)» в экспериментальной группе произошла позитивная динамика по таким шкалам, как невротичность (на 20 %), спонтанная агрессивность (на 10 %), депрессивность (на 30 %) , раздражительность (на 30 %), реактивная агрессивность (на 10 %), застенчивость (10 %), эмоциональная лабильность (на 10 %), маскулинизм - феминизм (на 20 %). Показатели по этим шкалам до проведения коррекционной программы были завышены, после - стали иметь средние значения.
В то же время в экспериментальной группе произошло увеличение значений (вплоть до высоких показателей) по таким шкалам, как общительность (на 30 %), уравновешенность (на 30 %), открытость (на 20 %).
В то же время практически не изменились результаты по шкале экстраверсия - интроверсия.
Сравнение результатов итоговой диагностики показало, что вначале по всем показателям экспериментальная и контрольная группы практически не отличались, а к концу занятий по методике «Личностный опросник (FPI)» в экспериментальной группе отмечается динамика позитивных изменений по указанны выше параметрам, за исключением экстраверсии - интраверсии.
Таким образом, результаты программы говорят об ее эффективности, та как в экспериментальной группе в среднем на 20 - 30 % произошли позитивные изменения по шкалам агрессивность, тревожность, депрессивность, раздражительность. В контрольной группе результаты остались практически без изменений.
(слайд 25):
Теоретическая значимость состоит в том, что быларассмотрена проблема предпенсионного возраста в психолого-педагогической литературе; изучены особенности личностного и профессионального развития женщин предпенсионного возраста; охарактеризованы основные направления работы педагога- психолога с женщинами предпенсионного возраста.
(слайд 26): Практическая значимость заключается в том, что были изучены личностные особенности женщин предпенсионного возраста в производственном коллективе; разработана и апробирована программа работы педагога-психолога с женщинами предпенсионного возраста в производственном коллективе, прослежена динамика результатов по итогам реализации программы.
Материалы работы могут быть использованы на спецсеминарах, курсах по выбору по подготовке педагогов - психологов, социальных педагогов, руководителей предприятий.
(слайд 27):К перспективам исследования можно отнести психолого-педагогическую работу с мужчинами предпенсионного возраста в производственном коллективе.