Российская и западная модели специального образования людей с нарушением зрения
В настоящее время в мире существуют две принципиально разные модели построения системы образования людей с дефектами зрения.
В России, в странах СНГ, в некоторых государствах бывшего социалистического содружества дети со зрительной патологией обучаются в специализи-28
рованных образовательных учреждениях, а в странах Западной Европы и в США - в массовых школах и детских садах (для зрячих).
Порой в адрес нашей тифлопедагогики и практики обучения и воспитания людей со зрительными дефектами звучат критические замечания со стороны тифлологов зарубежных стран, особенно западных.
Наша педагогическая наука ориентирует государственную систему на организацию специальных образовательных учреждений для лиц с нарушенным или потерянным зрением. В стране создана широкая сеть дошкольных и школьных образовательных учреждений для слепых и слабовидящих, для детей с нарушением рефракции, косоглазием и амблиопией, учебно-производственных предприятия (УПП ВОС), различных реабилитационных центров для взрослых инвалидов по зрению.
Они выполняют большую государственную программу по образованию, по социально-трудовой адаптации, реабилитации и последующей интеграции людей со зрительными дефектами в общество.
Западная тифлопедагогика ориентирует систему образования слепых и слабовидящих на несколько иной путь развития, который формулируется как «интеграция слепых и слабовидящих в общество зрячих. Согласно этой теории лица с нарушенным зрением должны обучаться и воспитываться не в специализированных образовательных учреждениях, а в массовых детских садах и школах, работать не в специализированных УПП, а на обычных предприятиях, заводах, фабриках, фирмах и др.
По их мнению совместное обучение лиц с нарушенным зрением и зрячих, совместный труд на предприятиях будет способствовать лучшему развитию конкурентноспособности инвалидов и сохранению прав человека. Постоянно общаясь со зрячими, слепые и слабовидящие лучше приспосабливаются к жизни, они искусственно не объединяются в специализированных учреждениях и у них более естественно складываются с самого раннего детства процессы интеграции в общество нормально видящих людей.
На первый взгляд эта теория выглядит очень привлекательно и гуманно, но если детально разобраться, то сложившаяся практика в западных странах (и в некоторых восточных) так называемого «интегрированного обучения» инвалидов по зрению имеет много ощутимых и принципиальных минусов.
Теория интеграции зародилась в Соединённых Штатах Америки и широко распространилась, начиная с 70 годов XX в., по другим странам. Она внешне привлекательна, не требует больших материальных ассигнований на организацию и развитие специализированных образовательных учреждений для слепых и слабовидящих и, в то же время, декларирует жизненно важный эффект конкурентноспособности.
Однако на деле это не совсем так.
Практическая реализация идеи интеграции осуществляется следующим образом. Дети с нарушением зрения обучаются и воспитываются вместе со
своими зрячими сверстниками, но учителя и воспитатели детских садов и школ не знают тифлопедагогики, специфики обучения этого контингента детей. Ребята всё воспринимают на слух, резко ограничена практическая предметная деятельность (особенно учащихся средних и старших классов). Системная кор-рекционная направленность преподавания основ наук не реализуется, знания детей формируются, в основном, вербальными методами.
Надо отдать должное тому, что к слепым и слабовидящим детям прикрепляется тифлопедагог. Его задача- консультировать учителей и воспитателей класса (группы), где обучается и воспитывается ребёнок со зрительным дефектом. Он осуществляет консультативную помощь родителям, имеющим таких детей, проводит занятия с самим ребёнком.
Казалось бы, что вопрос специального педагогического руководства и помощи решён, однако это не так. На практике, за тифлопедагогом закрепляется от 20 до 30 детей (в разных странах по разному) и фактически его встреча со слепым или слабовидящим воспитанником происходит один раз в месяц. Таких педагогов называют «бродячий учитель», так как он обслуживает несколько семей учащихся, несколько школ или дошкольных учреждений.
Разовые тифлопедагогические «вливания» на протяжении месяца естественно не смогут оказать существенной помощи ни учителям, ни воспитателям, которые занимаются со слепым или слабовидящим ребёнком, ни его родителям. Коррекционно-педагогический процесс не систематизирован, теряется его целостность, и он не сможет обеспечить должного компенсаторного эффекта. Более того, такой «блуждающий тифлопедагог» не может осуществлять необходимую профессиональную помощь по всем учебным предметам, невозможно быть полиглотом по всему предметному циклу и по всем возрастным периодам осваивания программного материала и, в то же время, знать специфику этого процесса. Невозможно носить с собой весь арсенал специальных средств обучения, тифлотехнические пособия, специальное оборудование, наглядные пособия и др.
Учащиеся при такой системе обучения получают формальные знания и, особенно, умения, причем в значительно заниженном объёме по сравнению со своими зрячими сверстниками. Так что говорить о какой-либо конкурентной возможности слепых и слабовидящих, об эффективности их подготовки к жизни и труду в подобных условиях не стоит с большим позитивным утверждением.
В нашей стране изучена, экспериментально проверена и внедрена в практику несколько иная система обучения, воспитания и развития детей и взрослых с нарушением зрения. Отечественная тифлопедагогика нацеливает систему специального образования людей с нарушением зрения на организацию и развитие сети специализированных образовательных учреждений, куда подбираются профессиональные дефектологи-тифлопедагоги с высшим образованием, и где коррекционно-педагогический и медико-восстановительный про-30
цессы осуществляются целостно, в системе взаимодействия всех компонентов учебно-воспитательной работы.
В специализированных детских садах и школах созданы специальные предметные кабинеты, библиотеки и фонотеки, игровые комнаты, мастерские и т.д. Они оборудованы в соответствии с требованиями тифлопедагогики, в них собран богатый дидактический материал для учащихся с нарушенным зрением, оригинальные пособия, тифлотехнические средства обучения. В этих учреждениях работает офтальмологическая служба, педагогическая коррекция сочетается с медицинской, что даёт эффективный выход на показатели компенсации зрительного дефекта, а, в целом, на позитивное решение проблем абилитации и реабилитации.
В западных странах также существуют специализированные образовательные учреждения для слепых и слабовидящих детей, но это, как правило, частные школы и детские сады, где обучение и воспитание стоит дорого и не по карману простому труженику. Богатые и состоятельные родители стремятся определить своих детей всё-таки в специализированное учебное заведение.
Западные титфологи упрекают нас в том, что в нашей стране происходит «сегрегация» детей и взрослых с нарушенным зрением по сравнению с интеграционными процессами, которые осуществляются у них. В критике говорится, что мы, дескать, помещаем слепых и слабовидящих в закрытые учреждения, где они лишены связи со зрячими и развиваются в искусственно созданных условиях. И что это положение негативно скажется на дальнейшей жизни инвалидов при их интеграции в общество после обучения в специальных учреждениях.
Надо признать, что у нас есть определённые недостатки по развитию контактов детей с недостатками зрения с их зрячими сверстниками. Мало общих мероприятий (вечеров, встречь, совместных походов, выступлений художественных коллективов и др.), ещё слабо развита шефская помощь со стороны массовых образовательных учреждений и т.д.
В УПП ВОС эта работа проходит значительно лучше, так как на этих предприятиях работают и зрячие люди, причем этот контингент работающих достигает (по положению) до 50%.
Однако, если в целом оценивать результаты учебно-восстановительной работы и целенаправленного коррекционного процесса, то можно сказать, что по окончании специальных школ для слепых и слабовидящих в нашей стране до 50 и более процентов выпускников поступают в высшие и средние специальные учебные заведения, успешно в них обучаются и становятся квалифицированными специалистами.
На сегодняшний день в России 33269 инвалидов по зрению имеют высшее и среднее специальное образование, в высших учебных заведениях страны учатся 664 человека со зрительными аномалиями, в средних специальных учебных
заведениях обучается 925 человек. 22 слепых и слабовидящих готовятся стать учёными и и следователями, они обучаются в аспирантуре.
Многие инвалиды по зрению успешно работают в научных учреждениях, университетах, институтах. В нашей стране за последние 50 лет подготовлено 26 докторов наук и 106 кандидатов.
Такими результатами специального образования наша российская тифлопедагогика может гордиться, ни одна страна в мире не может предъявить аналогичных показателей в деле подготовки слепых и слабовидящих к жизни и труду. Сложившаяся у нас система специального образования лиц с дефектами зрения на базе специализированных дошкольных и школьных образовательных учреждений имеет свои традиции, положительный опыт работы, достигнуты хорошие результаты. Всё это убеждает в её преимуществе перед западной системой «интеграции» и является несомненной заслугой отечественной тифлопедагогики.
Интеграционные процессы осуществляются в отношении обучения и воспитания детей с нарушением зрения и в нашей стране. В большей мере это вынужденные действия, связанные с географическими особенностями России. Так, например, мы вынуждены организовывать специальные классы и группы для этих детей в массовых школах и детских садах. Это относится к районам Урала, Сибири, Дальнего Востока и Севера, связано с трудностями охвата школьников и особенно дошкольников специализированными образовательными учреждениями. Очень большие расстояния, затруднения с доставкой детей к месту учёбы и на каникулы (за тысячу и более километров), небольшое количество детских садов и школ для слепых и слабозидящих. Дети надолго отрываются от семьи, родных и близких, если попадают в эти учреждения.
В ряде случаев дети с нарушением зрения попадают в коррекционные классы (группы), которые открываются при массовых школах и детских садах. В начальной школе и дошкольных учреждениях это классы (группы) адаптации, в среднем звене школы (основная школа) «это классы педагогической поддержки».
Практика совместного (интегрированного) обучения слепых, слабовидящих и зрячих школьников существовала в нашей стране в 20-е годы XX в., но это была вынужденная и непродолжительная практика. В стране не хватало средств для организации специальных школьных учреждений для детей с нарушением зрения. Как только позволили экономические условия, система обучения и воспитания детей с нарушением зрения была налажена в специальных школах.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что общего в становлении и развитии общей педагогики и тифлопедагогики?
2. Какова роль Л.С. Выготского в развитии отечественной дефектологии и
тифлопедагогики?
3. Определите объект и предмет тифлопедагогики для науки, покажите их
взаимосвязь и взаимозависимость.
4. Какие положения лежат в основе методологии тифлопедагогики?
5. Обоснуйте необходимость связи тифлопедагогики с другими науками,
приведите примеры такой связи.
6. Какие науки следует привлечь для исследования проблемы: формирова
ние перцептивной деятельности слабовидящих школьников при выполнении
практикума по физике в X классе?
7. Сформулируйте самые актуальные современные задачи, которые по ва
шему мнению должна решать тифлопедагогика.
8. Какие основные этапы и в какой последовательности должен пройти ис
следователь-тифлопедагог от выдвижения научной проблемы до получения
результатов исследования?
9. Как вы понимаете сущность педагогического эксперимента и как он про
водится со слепыми и слабовидящими?
10. В чём заключается взаимосвязь основных структурных компонентов
тифлопедагогики?
11. Выделите и охарактеризуйте самые молодые области тифло
педагогической науки.
12. В чём заключается связь структурных элементов тифлопедагогики с пе
риодизацией детских возрастных формирований?
13. Сформулируйте, что вы понимаете под «интеграцией» и «сегрегацией»
в теории и практике обучения и воспитания слепых и слабовидящих з нашей
стране и за рубежом.
14. Почему тифлопедагогическая деятельность относится к разряду гума
нистических и творческих?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Бабанский Ю.К. Педагогика. Её предмет, основные категории и методологические основы //Педагогика (Под ред. Ю.К. Бабанского).-М., 1988. - С. 7-28.
Выготский Л.С. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей //Материалы II съезда СПОН. - М., 1924.
Журавлёв В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. -М., 1962.
Закон °оссийской Федерации «Об образовании». - М., 1992.
Ковал'мкоБ.И., КоваленкоН.Е. Тифлопедагогика. - М., 1962.
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1989. - С. 94-101.
ЛедгевЭ.С. Содержание образования. - М., 1989.-С. 32-50.
Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М., 1996.С.155-169.
Педагогика школы /Под ред. Г.И. Щукиной.-М., 1977. - С. 7-8.
Платонов К. К. О системе психологии. -1972. - С. 29.
I ./>.
Скребицкий А. И. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе. - СПб., 1903. - С. 240-380.
Солнцева Л. И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихоло-гии//Дефектология. -№5.-С. 10-18.
Феоктистова ЗА. История советской тифлопедагогики, школы слепых и слабовидящих.-Л., 1980.