Развернутая характеристика этапов реализации учебного проекта
Этапы проектной деятельности | Содержание работы на конкретном этапе |
1. Подготовка | Постановка проблемы. Анализ ситуации, определение обстоятельств, которыми вызвана необходимость создания проекта в теоретическом и практическом аспектах. Анализ потребностей в решении описанной проблемы. Возможности удовлетворения данных потребностей. Формулировка основополагающих проблемных вопросов, выделение базового противоречия |
2. Планирование | Выбор названия (темы) проекта. Определение цели, задач, методологической основы.Описание ожидаемого результата и способов его диагностики. Обсуждаются вопросы типологии, структуры организации, целесообразности и практической значимости проекта. Выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы. Обсуждение в группе источников информации, определение стратегии ее сбора и анализа, анализ ресурсов для реализации проекта. Обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.). Определение способа представления промежуточных и конечных результатов (презентация, портфолио (письменных отчет), статья, защита, просмотр и др.). Установление процедуры и критериев оценки процесса и результата. Распределение обязанностей между членами группы при групповой форме реализации проекта (лидер, докладчик, оппоненты, эксперт, оформитель и др.) |
3. Исследование | Определение технологии решения проблемной ситуации. Сбор информации, обсуждение, решение промежуточных задач. Первичное изучение источников. Отбор содержания. Определение примерного объема проекта. Уточнение задач и календарных сроков |
4. Результаты и выводы | Сбор, систематизация и анализ полученных данных. Промежуточное обсуждение собранной информации, обмен опытом работы, выявление недоработок, определение путей устранения недостатков. Формулирование выводов. Подведение итогов, оформление результатов проектной деятельности. Подготовка доклада, оформление наглядного представления доклада (презентации) |
5. Представление результатов деятельности | Защита полученных результатов и выводов. Теоретическая и практическая значимость. Возможность тиражирования опыта. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. |
6. Оценка результата и процесса | Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. Самооценка |
Алгоритм планирования
§ Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? (ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи). Конкретные шаги, последовательное достижение которых должно привести к достижению цели и, следовательно, к решению научной проблемы. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изучить..., определить..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.).
§ Как ты будешь решать эти задачи? (определение способов работы на каждом этапе).
§ Как будешь действовать, какими способами будешь решать задачи каждого этапа.
§ В каком порядке будут выполняться все шаги.
§ Когда ты будешь это делать? (Определение сроков работы.)
§ Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? (Выявление имеющихся ресурсов)
§ Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать? (Выявление недостающих ресурсов.)
§ По завершению работы над проектом:
- исходная проблема должна быть решена (предложен способ решения);
- должен быть создан проектный продукт (как одно из средств решения проблемы);
- должен быть представлен письменный отчет о ходе работы над проектом;
- должна быть проведена публичная защита проекта, презентация его результата.
Проектный продукт
Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создается проектный продукт.Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, т.е. удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.
Проект обязательно должен иметь письменную часть (портфолио)- отчето ходе работы. Портфолио(от франц. porter - излагать, формулировать, нести иfolio - лист, страница) - досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов).
Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV-XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса «портфолио» применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей - как альбом с фотографиями. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. В конце прошлого века идея применения «портфолио» в школе становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Портфолио - одна из аутентичных, то есть наиболее приближенных к реальному состоянию, форм оценивания, которая ориентирована на процесс самооценивания.
Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе), в структурированной форме. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам студент. Задача портфолио обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его учебно-профессиональной компетентности. В портфолио описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием, все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации не только рассказывается о ходе работы и показываются ее результаты, но демонстрируются собственные знания и опыт в решении проблемы проекта. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта. Презентация - это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации - в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени.