Характеристика этапов реализации проекта

Этап Содержание работы Деятельность обучающихся Деятельность учителя (руководителя)
1. Выдвижение идеи проекта (сроки ….) Предварительное формулирование темы и основных целей выполнения проекта Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем Разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает формулировать тему и цели
2. Составление письменного плана выполнения проекта (сроки ….) Определение источников информации, выбор методов выполнения и формы представления отчета, распределение обязанностей между участниками проекта (для группового проекта), составление плана действия Вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи Разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи
3.Выполнение проекта (сроки ….) Осуществление действий по сбору необходимой информации Выполняют исследовательскую, информационную, практико-ориентированную работу по проекту, советуются между собой и учителем, накапливают материал Наблюдает за работой и косвенно руководит (корректирует действия)
4.Завершение проекта (сроки ….) Предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта Анализирует информацию, выясняют ее недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект Помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник
5. Подготовка отчета по проекту (сроки ….) Работа по оформлению отчета в соответствии с выбранной формой Работа над отчетом- читают, считают, анализируют, пишут, составляют литературу, оформляют отчет, готовят выступление Помогает составлять отчет, корректирует окончательный вариант отчета и выступления
6. Представление отчета и его оценка (сроки ….) Определение ценности выполненного проекта Отчитываются о результатах своей работы, обсуждают, оценивают достоинства и недостатки проекта Слушает, задает вопросы, оценивает усилия учащихся, креативность и качество использования источников, выступления, проект в целом

правило:каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! (например, это могут быть сформулированные задачи, вопросы, план действий, список литературы, набор фото, схемы и др.)

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, диаграммы, мультимедийные продукты и др.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, входят:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности;

2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту исходного замысла, цели и назначения проекта; краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов; список использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: инициативности и самостоятельности; ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Для оценки результатов работы и деятельности обучающегося над проектом возможно представление проектной папки (портфолио проекта). Основное назначение папки проекта (портфолио проекта) на защите - показать ход работы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

• четко организовать работу каждого участника проектной группы или самостоятельной деятельности ученика;

• стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

• объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

• судить о личных достижениях и росте обучающегося на протяжении выполнения проекта.

Проектная папка (портфолио проекта) может включать:

• паспорт проекта;

• планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

• промежуточные отчеты;

• вся собранная информация по теме проекта, в том числе необ­ходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

• результаты исследований и анализа;

• записи всех идей, гипотез и решений;

• отчеты о совещаниях, проведенных дискуссиях и т. д.;

• краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

• эскизы, чертежи, наброски продукта;

• материалы к презентации (сценарий);

• другие рабочие материалы и черновики группы.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

Для успешного осуществления проектной деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

• постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;

• планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

• оформление результатов проектной деятельности как конечного продукта;

• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

При этом необходимо соблюдать ряд условий:

• проект должен быть выполнимым и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;

• для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;

• обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов как в части ориентации при выборе темы проекта, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;

• необходимо обеспечить педагогическое руководство проекта как в отношении выбора темы и содержания, так и в отношении собственно работы и используемых методов;

• необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;

• результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.

Паспорт проектной работы - методическая разработка проекта, которую руководитель проекта утверждает (в зависимости от того, как это отражено в Положении об организации проектной деятельности в ОО – у директора, на педсовете, методобъединениии и т.д.) перед началом работы над проектом.

  • паспорт проекта необходимое вступление к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.
  • паспорт проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.

Паспорт проектной работы может включать:

• Название проекта.

• ФИО руководитель проекта.

• ФИО консультанта(ов) проекта.

• Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

• Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

• Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

• Ф.И.О. обучающихся, класс.

• Тип проекта.

• Заказчик проекта (если таковой имеется).

• Цель проекта.

• Задачи проекта (2—4 задачи, акцент на развивающих задачах!).

• Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить в ходе его выполнения).

• Необходимое оборудование.

• Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).

• Предполагаемые продукт(ы) проекта.

• Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы обучающихся, содержание работы).

Примерный календарный план

организации работы по подготовке и реализации индивидуальных проектов обучающихся

№ п/п Содержание Сроки (примерные) Деятельность заместителя директора Деятельность учителя Деятельность обучающегося
Локальное нормативно-правовое обеспечение организации промежуточной аттестации в форме индивидуального проекта 2-3 четверть 8 класса Анализирует ООП основного общего образования на предмет наличия информации об индивидуальном проекте в системе оценки достижения планируемых результатов, вносит необходимые корректировки. Разрабатывает положение о индивидуальном проекте (как формы промежуточной аттестации) Знакомится с требованиями, методическими рекомендациями, представленными к организации проектной деятельности обучающихся, представленные в ООП основного общего образования, в положении о индивидуальном проекте Знакомится с положением о индивидуальном проекте
Определение тематики и видов проектов 3-4 четверть 8 класса Формирует группу учителей, разрабатывающих перечень тем, формирует общий перечень тем, видов проектов, доводит до сведения всех учителей Предлагает темы и виды проектов, которыми может руководить -
Выбор и утверждение тем проектов 4 четверть 8 класса 1 четверть 9 класса Проводит методический совет по утверждению тем проектов, определению состава руководителей проектов, экспертов, аттестационной комиссии. Формирует сводную информацию о выборе проектов обучающимися. Доводит до сведения обучающихся, их родителей о перечне тем и видов проектов обучающихся. Формирует группу обучающихся, проектами которых будет руководить. Выбирает тему проекта и руководителя проекта
Разработка и утверждение паспорта проекта 4 четверть 8 класса 1 четверть 9 класса Организует рассмотрение и утверждение паспортов проектов на методическом или педагогическом совете Осуществляет консультирование обучающихся по разработке паспорта проекта Разрабатывает паспорт проекта (пример в приложении 1)
Разработка содержания этапов проекта 4 четверть 8 класса 1-2 четверть 9 класса Осуществляет контроль за деятельностью учителей по разработке содержания проектов Определяет содержание деятельности обучающихся, планируемые результаты на каждом этапе проекта (приложение 6). Оказывает консультационную помощь обучающимся по вопросах определения этапов и содержания работы над проектом на каждом этапе Определяет этапы работы над проектом, продумывает содержание каждого этапа. Осуществляет планирование деятельности по этапам.
Реализация проекта 1-2 четверть 9 класса Формирует сводный график консультаций учителей для обучающихся по реализации проекта. Осуществляет контроль за деятельностью учителей по сопровождению реализации проекта Организует консультирование по вопросам реализации проекта, подготовки продукта проектной деятельности. Осуществляет деятельность по работе над проектом в соответствии с планом
Оформление результатов проекта 2-3 четверть 9 класса Определяет сроки предоставления результатов проекта для организации экспертизы Консультирует обучающихся по вопросам оформления проектной папки (портфолио проекта) Оформляет проектную папку (портфолио проекта), готовит текст выступления
Защита проектов 2-3 четверть 9 класса Распределяет проекты по экспертам, организует экспертизу проектов, Составляет расписание защиты проектов. Организует подготовку и проведение защиты проектов. Формирует сводные ведомости по результатам проведении защиты проектов. Организует предзащиту проектов в малых группах, консультирует обучающихся по вопросу подготовки тезисов выступления, формы презентации. Осуществляет оценку процесса подготовки и реализации индивидуального проекта (приложение 2). Представляет результаты проекта, проводит самоанализ и самооценку своей деятельности (возможно в виде рефлексивного текста, представленного в приложении 5)
Анализ результатов, принятие управленческих решений по корректировке проектной деятельности обучающихся 4 четверть 9 класса Анализирует полученные результаты обучающихся, готовит справку по оценке достижения метапредметных результатов обучающихся в ходе реализации индивидуального проекта, готовит вопрос для рассмотрения на итоговом педагогическом совете По результатам проведения итогового педагогического совета вносят коррективы в рабочие программы по предметам с целью повышения качества проектной деятельности обучающихся -

Раздел 3. Оценочные процедуры
при проведении промежуточной аттестации обучающихся в форме индивидуального проекта

При организации промежуточной аттестации в форме итогового проекта могут быть использованы следующие оценочные процедуры.

1. Оценка процесса подготовки и реализации индивидуального проекта, осуществляемая руководителем проекта.

Осуществляется руководителем проекта на основе наблюдений и анализа процесса подготовки и реализации итогового проекта.

Основными критериями педагогической оценки при этом являются:

· Сформированность познавательных действий;

· Сформированность регулятивных действий;

· Сформированность коммуникативных действий;

· Сформированность предметных знаний и способов действий.

2. Оценка результата индивидуального проекта учащегося, осуществляемая экспертом.

Оценка результата / продукта деятельности учащегося осуществляется экспертом.

В качестве критериев оценки результата / продукта проектной деятельности учащегося экспертом используются следующие критерии:

· Актуальность темы проекта;

· Формулировка цели и задач проекта в соответствии с темой проекта;

· Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;

· Планирование, определение сроков и последовательности выполнения работ;

· Раскрытие темы и идеи проекта через содержание;

· Соответствие текста проекта нормам русского литературного языка;

· Культура оформления проекта.

3. Оценка участия учащегося в презентации проекта, осуществляемая экспертной комиссией.

Осуществляется экспертной комиссией (представителями образовательного учреждения) в процессе презентации проекта.

Критерии оценки метапредметных результатов должны быть разработаны на основании:

1) требований к метапредметным результатам, зафиксированных в ФГОС ООО;

2) специфических результатов, актуальных для конкретной образовательной организации, в соответствии с основной образовательной программой;

3) специфических результатов, актуальных для конкретной итоговой работы.

Критериями оценки защиты проекта являются:

· Качество представления доклада;

· Качество ответов на вопросы;

· Использование демонстрационного материала;

· Оформление демонстрационного материала.

4. Самооценка ученика.

Самоанализ и самооценку ученик проводит в письменной форме в виде рефлексивного текста.

Проводится в письменной форме в виде рефлексивного текста, который включает в себя:

· плюсы и минусы проведенной работы;

· приобретенные навыки и умения;

· возможности дальнейшего развития в этой области;

· достигнутые результаты;

· самооценка участия в презентации.

Материалы, предоставляемые по итогам индивидуального проекта:

1. Паспорт индивидуального проекта с запланированными этапами и мероприятиями по итоговой работе (см. Приложение 1)

2. Портфолио, содержащее сведения и отчет о каждом пройденном этапе подготовки итоговой работы.

3. Дополнительные материалы о проделанной работе (например, записи бесед со специалистами, видео- или фотосъемка, список прочитанной специализированной литературы, и т.п.).

4. Итоговый продукт (если он отчуждаем) или презентационный текст о результатах индивидуального проекта.

5. Оценочный лист руководителя проекта. (см. Приложение 2)

6. Оценочный лист эксперта. (см. Приложение 3)

7. Оценочные листы членов экспертной комиссии. (см. Приложение 4)

8. Самооценку в виде рефлексивного текста (см. Приложение 5).

Успешность достижения планируемых метапредметных результатов в ходе выполнения индивидуального проекта обучающихся оценивается в форме бальной отметки «5», «4», «3», «2» по трем составляющим:

- оценка процесса подготовки и реализации индивидуального проекта;

- оценка продукта индивидуального проекта;

- оценка презентации проекта.

Перевод баллов в отметку представлен в таблице 4.

Таблица 4.

Сводная таблица результатов оценочных процедур по выполнению индивидуального проекта

№ п/п Оценочная процедура Максимальное количество баллов Перевод в отметку
1. Оценка процесса подготовки и реализации индивидуального проекта 85% и выше – «5» 61% - 84% - «4» 45% - 60% - «3» меньше 45% - «2»
2. Оценка продукта индивидуального проекта
3. Оценка презентации проекта

Приложение 1.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

(пример)

Название проекта: ______________________________________________________________

Описание проблемы __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Проблемные вопросы _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Аннотация(актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание)__________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика проекта

для каждого признака выделите соответствующую характеристику проекта

ПРИЗНАКИ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
количество учащихся а) индивидуальный б) групповой (уточнить форму
привязка к учебным дисциплинам(указать предметные области) а) монопредметный __________________________________________ б) межпредметный ___________________________________________  
продолжительность а) краткосрочный б) среднесрочный в) долгосрочный
тип проекта а) информационный б) исследовательский в) творческий г) реферативный д) практико-ориентированный е) ролевой
характер контактов а) внутриклассный б) внутришкольный в) региональный (в пределах одной страны) г) международный
ценностно-ориентированные признаки а) экологический б) социальный в) культурологический г) экономический д) политический е) технологический ж) смешанный
возрастная категория (выберите одну или несколько категорий) ð

Цель проекта:_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задачи проекта: ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Планируемые результаты проекта(рекомендуется заполнять после составления таблицы «Этапы проекта»)

предметные __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

метапредметные ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

личностные __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Предполагаемый(е) продукт(ы) проекта ________________________________________

_____________________________________________________________________________

Необходимое оборудование ____________________________________________________

____________________________________________________________________________

Приложение 2.

Лист оценки процесса подготовки и реализации индивидуального проекта

(для руководителя проекта)

Критерии Показатели Вариант шкалы оценивания
Сформированность познавательных действий Учащийся способен: · обрабатывать информацию (группировка, схематизация, упрощение и символизация, визуализации); · выполнять логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление связей, рассуждения, отнесение к известным понятиям); · вести целенаправленное наблюдение, сопровождающееся выдвижением и проверкой предположений; · преобразовать известное с получением нового результата, нового взгляда на известное; · найти новую информацию, подтверждающую или опровергающую известное, или уточняющую границы применимости известного; · найти новое применение известному; · устанавливать новые связи и отношения; · выдвигать и проверять новые идеи; · интерпретировать и оценивать (результаты, суждения); · переносить знания и способы действий на новые объекты, новые области знания 3 – 2 – 1 оценивается каждый показатель
Сформированность регулятивных действий Учащийся способен: · определять цель своей работы и планировать ее; · контролировать процесс выполнения задания и качество его выполнения; · оценивать процесс и результат деятельности, соотнося результат выполнения задания: a) со своим пониманием учебной задачи, своим замыслом или b) с предоставленными учителем или с разработанными совместно критериями оценки или c) с выбранным способом выполнения задания · выявлять позитивные и негативные факторы, повлиявшие на выполнение задания; · ставить для себя новые личные цели и задачи 3 – 2 – 1 оценивается каждый показатель
Сформированность коммуникативных действий Учащийся способен: · участвовать в обсуждении, диалоге в процессе защиты проекта; · создавать устное высказывание и текст в соответствии с коммуникативной задачей, темой и форматом; · оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно отвечать на вопросы 3 – 2 – 1 оценивается каждый показатель
Сформированность предметных знаний и способов действий Умение раскрывать содержание работы, в соответствии с заявленной темой 3 – 2 – 1 оценивается каждый показатель

Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале: «3» - показатель представлен полностью, в достаточной мере, «2» - показатель представлен частично, «1» - показатель не представлен.

Наши рекомендации