Охарактеризуйте функции невербальной коммуникации.
Функции НК.
Передача и получение информации.
Например, невербальная коммуникация является:
- эквивалентом вербального сообщения;
- показателем модальности сообщения. Люди делают большую паузу, готовясь сообщить плохую новость по сравнению с хорошей
- способом дачи обратной связи. Наблюдение за невербальным поведением собеседника позволяет человеку выбрать или вовремя сменить тему для обсуждения, определить степень понятности переданной информации. Например, одной из функций контакта глаз является проверка того, воспринято и понято ли переданное сообщение или какой-то его фрагмент, указание адресату, что говорящий закончил передачу тому некоей порции смысла;
- средством улучшения понимания и запоминания вербальной информации. В частности, люди лучше опознают фигуры, звуки и образцы чая, если их вербальное описание сопровождается невербальным. Особенное значение невербальные показатели приобретают в условиях когнитивной нагрузки: лучше запоминаются предложения, сказанные с соответствующей их содержанию интонацией, чем сказанные без интонации.
Изменение аттитюдов и побуждение к действию.
Невербальная коммуникация увеличивает убедительность вербального сообщения.
Убедительность сообщения увеличивают:
- быстрый темп речи;
- громкий голос (75Дцбелл по сравнению с 70);
- меньшее расстояние до реципиента;
- более интенсивный контакт глазами
- прикосновение к реципиенту
Эмоциональное заражение.
«Смех за кадром» делает комедию более смешной для зрителей.
Усиление когнитивной активности.
Когнитивную активность людей усиливает демонстрация позы, связанной с плохим настроением: люди, напряженно давившие на стол во время решения задач, более тщательно анализировали поступающую информацию, чем те, кто сидел расслабленно.
Несоответствие невербального поведения вербальному разрушает когнитивные процессы. В частности, люди хуже вспоминают позитивные прилагательные, которые они запоминали, стоя в позе подчиненности – на коленях, чем те, которые они запоминали стоя прямо.
- Саморегуляция коммуникатором.
Копирование телесных выражений позитивных (счастье) и негативных (злость, скука, страх) эмоций (позы и мимики) приводит к их возникновению у коммуникатора.
Подавление невербального выражения эмоции приводит к меньшей интенсивности самой эмоции. Это касается как позитивных (радость), так и негативных (страх) эмоций.
Подавление эмоции может осуществляться с помощью действий – замещений (перекладывания конспектов, курения и т.д.)
6.Невербальное поведение определяет:
- характер эмоции коммуникатора. Например, для злобы характерны поднятые вверх плечи, вытянутые вперед руки, открывающие и закрывающие жесты, много жестов-иллюстраторов, высокая двигательная активность; для грусти – расслабленное тело, медленные движения; для отчаяния – плечи вперед, открывающие/ закрывающие движения руками, экспансивные движения и т.д.;
- интенсивность эмоции коммуникатора.
Самопрезентация.
- более дружелюбный и естественный, когда он улыбается, кивает головой, поддерживает контакт глазами;
- более активный / или суетливый, когда быстро говорит;
- более целеустремленный, волевой, когда говорит глухим, низким голосом;
- более компетентный, заслуживающий приема на работу, когда неотрывно смотрит на собеседника, активно жестикулирует, улыбается, говорит без запинок и с той же скоростью, что и слушатель, пахнет мужскими духами;
- более сильный, агрессивный, доминантный, наделенный лидерскими качествами, когда долго смотрит на собеседника и громко говорил;
- более искренний и достойный доверия, когда поддерживает контакт глазами, редко притрагивается к себе, активно жестикулирует;
- более интеллигентный, образованный, когда имеет приятный тембр и интонации;
- более симпатичный, когда поддерживает интенсивный контакт глазами, обладает большими зрачками и имеет привлекательную внешность;
- более согласный со своим партнером, когда вербальное согласие сопровождается поворотом головы к нему и контактом глазами.
Выражение отношения.
Невербальная коммуникация включает сведения о:
- желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность);
- характере или типе отношений (доминирование - зависимость, расположение - нерасположение);
- динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его или "выяснять отношения" и т.д.).
По мнению М.Аргайла, особенно наглядно в невербальной коммуникации проявляются враждебность, доминантность, стремление выделиться.
Доминирование тех или иных функций невербального поведения зависит от:
- возраста респондентов. Юноши используют невербальное поведение для определения эмоциональных состояний и качеств партнера, а дошкольники – для определения его статуса;
- профессионального статуса респондентов. Руководители, управляющие производственными коллективами, на основе интерпретации невербального поведения создают образ о другом человеке, группе лиц, ядром которого являются интеллектуально-волевые характеристики, качества личности, статусно-ролевые позиции, действия, формы взаимодействия субъекта. Руководители, ориентированные на общественно-политическую деятельность, создают образ о другом человеке, группе лиц, ядром которого являются качества личности, эмоционально-оценочные суждения, действия, формы взаимодействия. Они, интерпретируя невербальное поведение, значительно реже рассматривают его как знак эмоциональных состояний, отношений, чем как знак действий и взаимодействий личности и группы.
12\2 Что общего между вербальной и невербальной коммуникацией?
Издавна в психологической литературе существует подразделение на вербальную и невербальную коммуникации. И те и другие способы передачи информации используются в организационных коммуникациях с одними и теми же целями. Оба этих способа передачи различных сообщений присущи в различной степени и вертикальным, и горизонтальным коммуникациям, они встречаются и в формальных, и в неформальных взаимодействиях между членами организации. Дополняя друг друга, они имеют и существенные различия, свою специфику.
Вербальная коммуникация включает в себя устные и письменные контакты с передачей той или иной информации. Невербальная коммуникация подразумевает передачу информации без использования языка слов, устной или письменной речи. При этом мы получаем информацию посредством зрения, фиксируя такие выразительные элементы поведения, как лицевая экспрессия, жесты, позы, мимика, внешний вид в целом. Невербальная коммуникация дополняет, иллюстрирует или подчеркивает то, что говорится. Иногда же невербальные сигналы и устная речь даже противоречат друг другу. При этом мы обычно склонны больше верить своим глазам, нежели услышанному. Так, невербальные коммуникации порой даже превосходят по своей действенности вербальные.
Можно выделить следующие различия между вербальной и невербальной коммуникациями[1].
1. Вербальная коммуникация осознаваема, в то время как невербальные сигналы являются более автоматическими и неосознаваемыми. Человек редко планирует свои жесты и движения тела в течение какого-либо разговора, но обычно продумывает то, что хочет сказать или написать.
2. Невербальная коммуникация не всегда оказывается ясной и определяемой четкими правилами, как при вербальной коммуникации. Так, если ваш коллега смотрит на свои часы, что это может означать? Наскучило ли ему общение с вами или же у него назначена встреча с другим человеком?
Таким образом, невербальные сигналы являются менее ясными и допускают ошибочную интерпретацию. По мнению западных экспертов, надежность сообщения, получаемого посредством невербальной коммуникации, составляет около 60%. Считается также, что женщины более склонны фокусировать свое внимание па невербальных сигналах в ситуациях коммуникации, и это объясняет, почему они являются лучшими слушателями, чем мужчины. Те же обычно сосредотачивают свое внимание в основном на словах. Исходя из этого делается вывод о том, что рост межличностных коммуникаций посредством электронной почты и факсов более благоприятен для мужчин, в то время как увеличение роли видеоконференций может быть преимуществом женской части персонала.
12\3 Для чего используется невербальный язык общения в процессе обучения?
- лучше распознаются основные эмоции;
- лучше распознаются интенсивные эмоциональные состояния;
- гнев и страх распознаются быстрее, чем позитивные эмоциональные состояния, например, счастье.
- наиболее эффективны те эталоны, в которых наряду с динамическими характеристиками мимики (подняты брови, опущены утолки губ) даны интегральные характеристики взгляда и всего лица (печальный взгляд, сияющие глаза, искаженное лицо, застывшее лицо);
- наиболее эффективны эталоны, ядро которых составляют мимические признаки и некоторые характеристики жестов.
Характеристики | Лучше распознают экспрессию | Хуже распознают экспрессию |
Пол | Женщины более точно распознают эмоции, особенно негативные (боль, тревогу, страдание, страх) и по мимическим выражениям лица | Мужчины, более точно опознают решительность |
Возраст | Возрастает с 8 до 25 лет; 16-17 резкое улучшение качества опознания | Больший возраст приводит к трудностям опознания эмоционального состояния по выражению лица; 25-30 лет- временное ухудшение качества опознания |
Этническая принадлежность | Русские лучше, чем жители США, Японии и ряда других стран, опознают страх, грусть, удивление, отвращение, но хуже - счастье, гнев, радость | |
Профессия | актеры | учителя, врачи, студенты |
Когнитивные навыки | умение экстериоризировать графическим и вербальным способами эталоны экспрессии; когнитивная сложность | умение экстериоризировать вербальным способом эталоны экспрессии; когнитивная простота |
Интеллект | невербальный интеллект; художественный тип | вербальный интеллект; мыслительный тип |
Личностные качества | сензитивные; тревожные, эмоционально- неустойчивые; с высокой саморегуляцией экспрессии | малосензетивные, эгоцентричные; эмоционально-устойчивые; с низкой саморегуляцией экспрессии |
Отношение к другим | экстерналы; дружелюбные, доверчивые; стремящиеся к эмоциональной близости с другими | интерналы; враждебные, подозрительные; не стремящиеся к эмоциональной близости с другими |
Социальный статус в группе | лидеры, популярные члены | непопулярные, отвергаемые члены |
Настроение | настроение коммуникатора соответствует настроению реципиента | настроение коммуникатора не соответствует настроению реципиента |
Культура | В обществах с небольшой культурной дистанцией, более выраженным индивидуализмом | В обществах с большой культурной дистанцией, менее выраженным индивидуализмом |
12\4 Какие вам известны способы кодирования невербальной коммуникации?
Системы невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью нескольких систем, среди которых кинесика, гаптика, экстра- и паралингвистика, окулесика, ольфакция, гастика и проксемика (Крейдлин, 2002; Лабунская, 1999).
1. Кинесика — самая большая система, включающая в себя различные движения — позы, походку, жесты и мимику.
Поза— это положение человеческого тела. Позы можно классифицировать на основе следующих критериев: этапы общения (позы вступления и выхода из контакта); виды отношений и взаимоотношений (позы симпатии—антипатии; подчинения—доминирования; включенности—отчужденности); психофизиологические состояния (напряженная—расслабленная, активная—пассивная позы); соответствие поз партнеров в общении (синхронные—асинхронные позы); направленность позы по отношению к партнеру (лицом к лицу — спина к спине); соответствие позы другим элементам невербального поведения (гармоничная —дисгармоничная).
Походка – движения ног, благодаря которым человек перемещается в пространстве. Она связана с позой, поскольку во время ходьбы у человека изменяется положение всего тела. Ее измерениями являются ритмичность, скорость, длина шага, давление ног на поверхность.
Жесты — движения рук или кистей рук. Жесты выделяются на основе участия в их создании одной или двух рук; по признаку их перекрещивания или симметричного расположения; по признаку центробежности (движение от себя) или центростремительности (движение к себе); по критерию однозначности и многозначности.
Мимика — движения лицевых мускулов и характеристики кожи. Существует три типа мимических сигналов: стабильные (цвет кожи, форма и конструкция лица); относительно стабильные (внешний вид кожи, расположение морщин, тонус мышц лица — признаки, претерпевающие изменения в течение жизни человека); нестабильные (кратковременные изменения движений мышц лица).
В целом П. Экман и У. Фризен выделили пять типов движений (Крейдлин, 2001).
- Эмблемы — движения, заменяющие слова или фразы (например, указующий жест).
- Иллюстраторы — движения, которые сопровождают вербальные сообщения (например, демонстрация размера пойманной рыбы во время рассказа о рыбалке).
- Экспрессивные знаки — движения, служащие для выражения эмоций (например, выражение радости на лице).
- Регуляторы – движения, которые регулируют беглость коммуникации (например, поворот тела от собеседника при желании закончить коммуникацию).
- Адапторы — остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих удовлетворение потребностей человека, их функция— защита, поддержка человеком себя (например, потирание носа, чавкание).
2. Гаптика — прикосновения коммуникатора к себе и реципиенту. Некоторые психологи включают эту систему в состав кинесики.
3. Паралингвистика — параметры голоса человека. К ним относятся громкость голоса и ее изменение, скорость и ритмичность речи, тембр, звучность, напряженность, мелодика голоса (хрипота, носовой звук, скрежетание и т.д.), ясность артикуляции.
4. Экстралингвистика — неречевые вкрапления в речь: стоны, смех, плач, вздохи, паузы, слова-«паразиты» («ммм», «ох», «вот»).
5. Окулесика — визуальное поведение людей во время общения. Параметрами взгляда являются его направление, линия и объект, движение и величина глаз, размер зрачков, длительность визуального контакта.
6. Ольфакция — язык запахов. К этой системе относятся как естественные для человека запахи тела, так и искусственные запахи, например, духи, благовония и т.д.
7. Гастика — язык пищи и напитков, которые человек предлагает окружающим, таким образом демонстрируя свое отношение к ним или к ситуации в целом.
8. Проксемика — пространственно-временная организация общения. Эта система включает в себя дистанцию, ориентацию и угол общения, расположение личных вещей, территориальность, временную организацию ситуации.
Дистанция— расстояние между партнерами по общению. Существуют разные классификации дистанций. Например, Е. Холл выделяет четыре дистанции: интимное расстояние (от 0 до 45 см) используется при общении самых близких людей; персональное расстояние (от 46 до 120 см) используется при обыденном общении со знакомыми людьми; социальное расстояние (от 121 до 400 см) оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении; публичное расстояние (от 401 до 750 см) используется при выступлении перед большими аудиториями.
Территориальность. Территории могут быть классифицированы по таким критериям, как размер, собственность, тип взаимодействия и т.д. Существует два основных аспекта психологического значения территории. Во-первых, люди придают разный смысл территориям, на которых проходит их жизнь, например, они рассматривают различные части дома как показатель статуса (престижные и непрестижные части), место связи с потусторонним миром (подвал, чердак) и т.д. Во-вторых, люди склонны к защите территории, которую считают своей. Это касается даже тех территорий, которыми человек владеет временно, например, место на автостоянке. В частности, водители дольше покидают временно занятое ими место на автостоянке, если на него явно претендует другой водитель (стоит рядом, подает звуковой сигнал).
Временные характеристики общения: люди обладают определенными представлениями относительно времени и длительности разных ситуаций общения. Сопоставляя их со временем реального общения, они делают важные выводы.
Кроме вышеперчисленных систем, к невербальной коммуникации иногда относят и другие показатели, например, стиль одежды человека, цвета, использованные при оформлении интерьера и т.д