Средства невербальной коммуникации

К средствам невербальной коммуникации относят, как правило, следующие:

· жестовый контакт, выражающийся в разнообразных формах - толчки, похлопывания, поглаживания и т.п.;

· дистанция между общающимися. Расстояние между участниками делового общения свидетельствует о его формальности или неформальности, об отношении партнеров друг к другу, о степени заинтересованности в разговоре;

· ориентация, т.е. положение сидящих (стоящих) по отношению друг к другу. Ориентация может меняться в зависимости от ситуации и свидетельствует о степени соперничества или сотрудничества;

· внешний вид. Основная цель - сообщение о себе. Через имидж деловые партнеры информируют окружающих о своем социальном положении, виде деятельности, самооценке и т.п.;

· поза тела. Поза обычно указывает на те или иные межличностные отношения, на социальное положение партнера. Она может меняться в зависимости от настроения и эмоционального состояния человека. Однако при интерпретации необходимо учитывать культурный потенциал человека и общепринятые этикетные условности, которые следует соблюдать в тех или иных конкретных ситуациях;

· кивок головой используется для одобрения или подтверждения чего-либо, а также как сигнал, дающий партнеру основание вступить в диалог;

· выражение лица (мимика) дает возможность для широкой интерпретации, сокрытия или демонстрации эмоций, помогает понять информацию, передаваемую с помощью речи, "сигналит" об отношении к кому-то или чему-то;

· жесты могут быть не очень выразительны, например движения головы или тела, но используются параллельно с речью, чтобы что-то в ней выделить, подчеркнуть, а иногда и заменить ее;

· взгляд позволяет считывать самые разнообразные сигналы: от проявления интереса к кому-то или к чему-то до демонстрации абсолютного пренебрежения. Выражение глаз находится в тесной связи с речевой коммуникацией;

· паравербальные и экстравербальные сигналы. Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или застенчивости.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Каковы требования к публичной речи?

2. Что изучает паралингвистика?

3. Что дает человеку умение понимать невербальные сигналы?

4. Расскажите о средствах невербальной коммуникации.

5. Какую роль в общении играют характеристики человеческого голоса?

6. Для чего используются паузы?

7. Каковы национальные особенности использования жестов?

8. Одинакова ли дистанция между собеседниками при деловом общении в разных национальных культурах?

9. Расскажите о традиционных формах организации пространства для делового общения в разных странах.

Задания для практического занятия:

ЗАДАНИЕ 1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Подготовьте презентацию вашего устройства. Регламент вашей презентации 5-6 минут. При подго­товке презентации используйте все, чему вы научились, выполняя тренировочные упражне­ния.

Темы для презентации:

  1. Супергетеродинный приемник.
  2. Приемник прямого усиления.
  3. Автоколебательный контур.
  4. Радиопередатчик.
  5. Радиотелефон.
  6. Телевизионный приемник.
  7. Параллельный колебательный контур
  8. Последовательный колебательный контур
  9. Детекторный приемник
  10. Передатчики коротковолновые малой мощности.
  11. Передатчики средневолновые средней мощности.
  12. Передатчики длинноволновые высокой мощности.

Инструкция по выполнению практической работы:

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

2. Ознакомиться с индивидуальным заданием практической работы.

3. Подготовьте презентацию продукта вашего банка.

4. Ответить на контрольные вопросы.

5. Сделайте выводы по результатам работы.

Порядок выполнения отчета по практической работе:

ЗАДАНИЕ 1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

_________________________________________________________________

Подведение итогов самостоятельной работы (анализ и оценка практической работы, теоретические выводы по результатам практической работы и т.п.):

_______________________________________

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплинеили оформляется на отдельных листах формата А4.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Бусыгина Т.А., Цыганов К.Г. Основы самоорганизации учебной деятельности. Самара: Издательство СГПУ, 2008.
  2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения.- Спб.: прайм –ЕВРОЗНАК, 2003. -320с.
  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала: Учебные материалы. Самара: ЦПО, 2011.
  4. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание –Ростов н/д: феникс, 1999.-608с.
  5. Максимов А.М. Как разговорить собеседника, или Ремесло общения.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.-304с.
  6. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. –Спб., 2004-208с.
  7. Торпф К. Искусство непринужденной беседы.-М.: «Омега-Л», 2007.-137с.
  8. Льюис, Д. Тренинг эффективного общения / Д. Льюис. – М., 2002.
9. Василика, М. А. Основы теории коммуникации: Учебник /М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2003.10. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие / А. П. Панфилова. – СПб., 2005.

Выполнил студент группы ________ _________________________________________

(Фамилия И.О., подпись и дата)

Проверил преподаватель ____________________ Оценка ___________ Дата __________

Наши рекомендации