Основные качества современных педагогических технологий

Для описания таких сложных объектов, какими являются педагогические технологии, следует прежде всего выделить их основные общие качества.

• Системность. Важнейшим качеством любой технологии выступает системностькак особое качество множества определённым образом организованных компонентов, выражающеесяв наличии у этого множества интегральных свойств и качеств,отсутствующих у его компонентов.

• Комплексность. Многофакторность исодержательное разнообразие педагогических процессов делаетпедагогические технологии комплексными, требующимикоординации и взаимодействия всех элементов.

• Целостность. Целостность педагогической технологии заключается в наличии у неё общего интегративного качества при сохранении специфических свойств элементов.

• Научность.Педагогическая технология как научно обоснованное решениепедагогической проблемы включает анализ и использование опыта, концептуальность, прогностичность и другие качества, представляет собой синтез достижений науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

• Концептуальность. Педагогический процесс всегда совершается во имя каких-то глобальных социальных целей на основе системы взглядов на педагогический процесс, идей, принципов, на основе которых организуется деятельность.

• Развивающий характер современных педагогических технологий.

• Структурированность. Наличие определённой внутренней организации системы (цели, содержания), системообразующих связей элементов (концепция, методы), устойчивых взаимодействий (алгоритм), обеспечивающих устойчивость и надёжность системы.

• Иерархичность.Четыре иерархически соподчинённых класса (уровня) педагогических технологий, о которых говорилось выше, адекватных организационным уровням социально-педагогических структур деятельности, и образуют модель «матрёшки»:

1) Метатехнологии (социально-политический уровень).

2) Отраслевые макротехнологии (общепедагогический и общеметодический уровень).

3) Модульно-локальные мезотехнологии: частнометодический (модульный) и узкометодический (локальный) уровни.

4) Микротехнологии (контактно-личностный уровень).

• Логичность. Формально-описательный аспект технологии выражается влогике и чёткости действий, зафиксированных вразличных документах (проект, программа, положение, устав, руководство, технологическая схема, карта) и учебно-методическом оснащении (учебно-методическое пособие, разработки, планы, диагностические и тренинговые методики).

• Алгоритмичность пространственной структуры данной технологии состоит в разделении на отдельные содержательные участки (ступени, шаги, кадры, порции и т.д.), которые совершаются вопределённом порядке, по алгоритму.

• Преемственность. Любая из нижерасположенных в иерархии технологий является частью вышерасположенной, т.е. связана с ней узами преемственности: принимает идеологию, решает определённую часть общей задачи, координируется по содержанию, времени и другим параметрам.

Системные качества педагогических технологий выступают также в единстве научного, процессуально - действенного и формально-описательного аспектов.

В деятельностном аспекте технологии выступают также качества субъекта, (профессионализм) и качества объекта (способности, потребности).

• Вариативность и гибкость технологии основывается на изменении последовательности, порядка, цикличности элементов алгоритма в зависимости от условий осуществления технологии.

• Процессуальность (временной алгоритм). Педагогическая технология рассматривается как процесс – развивающееся во времени взаимодействие его участников, направленное на достижение поставленных целей и приводящее к заранее запланированному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств объектов. Развитие целенаправленного и управляемого технологического процесса включает последовательные этапы целепрлагания, планирования, организации, реализации целей и аналитический.

• Управляемость.Управление исходит из стратегическойнаправленности технологии, определяемой её ценностямии целями. Оно предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования педагогического процесса, варьирование средствами и. методами в целях коррекции, адаптации и т.д. Цели и управление рассматриваются как системообразующие факторы педагогических технологий.

• Диагностинность выражается в диагностически сформулированных целях, в возможности получения информации о ходе процесса и контроля его отдельных этапов, возможности мониторинга результатов.

• Прогнозируемость результатов является обобщённым качеством любой технологии и выражается, в частности, в «гарантированности» достижения определённых целей.

• Эффективность. Под эффективностью технологии понимается отношение результата к количеству израсходованных ресурсов. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

• Оптимальность – это достижение максимума результата при минимуме затрат; оптимальная технология представляет лучшую из возможных для данных условий.

• Воспроизводимость подразумевает возможность применения (переноса, повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других условиях и другими субъектами.

Все вышеперечисленные качества представляют собой одновременно и методологические требования к технологиям и критерии технологичности. Наличие и степень проявления этих качеств – мера технологичности педагогического процесса. Основными критериями технологичности являются:

· системность (комплексность, целостность),

· научность (концептуальность, развивающий характер),

· структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, преемственность, вариативность),

· процессуальность (управляемость, диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).

Наши рекомендации