Характеристика современных педагогических технологий.

Технология– 1.совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве. 2.искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Педагогическая технология– 1.совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. 2.содержательная техникареализации учебного процесса. 3.описаниепроцесса достижения планируемых результатов обучения. 4.системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. 5.означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. 6. продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы.В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением,вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным:описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Методологические требования (критерии технологичности):

Концептуальность. Каждая пед.технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально - педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость. Педагогическая технология предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике уптр. на трех уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технологияхарактеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технологияупотребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, зрителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно - воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Технология тесно связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. В структуру пед. технологии входят:

1.концептуальная основа; 2.содержательная часть обучения: 3.цели обучения - общие и конкретные; 4.содержание учебного материала;

5.процессуальная часть - технологический процесс: *организация учебного процесса; *методы и формы учебной деятельности школьников; *методы и формы работы учителя; *деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; *диагностика учебного процесса.

Любая научная концепция для того, чтобы она “работала” в педагогическом процессе, нуждается в соответствующей ей технологии. Причем каждой из них может соответствовать несколько технологий. Отсюда следует, что педагогических технологий может быть значительно больше, чем научных концепций. Они разрабатываются как учеными, так и учителями. Поэтому в практике существует достаточное их количество, другое дело, что не все их можно назвать технологиями, так как не всегда они обладают признаками и свойствами педагогических технологий.

Признакамисуществования педагогической технологии являются:

*цели (во имя чего необходимо учителю ее применять); *наличие диагностических средств; *закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс; *система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;*средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся.

Структура описания:

*Название технологии (авторы)*Основное концептуальное положение

*Основная цель обучения *Основные особенности содержания

*Основные особенности процессуальных характеристик

*Наличие и краткая характеристика программного обеспечения (по возможности продемонстрировать учебники, дидактические материалы и т.п.)

Рассмотрим пример

В процессе обучения можно выделить как минимум 4 стороны:

содержательную (чему учить),

процессуальную (как обучать),

мотивационную (как активизировать деятельность учащихся)

и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся)

Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций:

Так, содержательнойстороне соответствуют концепции

содержательного обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и др.

Процессуальной стороне –концепции программированного, проблемного, интерактивного обучения и др.

Мотивационной –концепции мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и пр.

Организационной –идеи гуманистической педагогики,

концепции педагогики сотрудничества, “погружения” в учебный предмет (М.П. Щетинин), концентрированного обучения и др.

Рассмотрим основные положения концепции и технологии концентрированного обучения, целькоторого заключается в ликвидации многопредметности учебного дня, когда вместо шести предметов на шести уроках в течение учебного дня (и четырнадцати предметов в течение учебной недели) изучается от одного до трех предметов.

Идея концентрированного обучения ненова, она была распространена в ряде стран (США, Швеция, Германия и др., в России эта идея нашла применение в высшей школе).

В 80-е годы вновь обратились к реализации концепции концентрированного обучения и стали разрабатывать на ее основе соответствующие технологии

Технология концентрированного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на изучении одного-двух предметов за счет сокращения числа одновременно изучаемых дисциплин, концентрации изучения учебного материала на определенных повторяющихся отрезках времени.

В зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя) может быть несколько разновидностей таких технологий:

1.Существует технология концентрированного изучения одного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется при этом особенностями содержания и логики его усвоения учащимися, общим числом отводимых на его изучение часов. В этом случае общее годовое количество часов делится примерно поровну на четыре части. Далее по 4-6 уроков в день изучается только этот предмет в течение времени, отводимого учебным планом на изучение этой части. Получается, что в течение учебного года происходит четыре погружения в один предмет.

2.Другая разновидность технологии предполагает укрупнение второй организационной единицы - учебного дня. Количество учебных предметов в течение недели не меняется и соответствует учебному плану, но их изучение концентрируется во времени: в течение учебного дня изучается два-три предмета.

3.Третья разновидность предполагает укрупнение учебной недели. Количество предметов, запланированных на год, не меняется и соответствует учебному плану, но меняется структура учебной недели: в течение учебной недели изучается не более двух-трех дисциплин.

Достоинства технологии концентрированного обучения:

*устранение многопредметности и разбросанности расписания снимает нервное напряжение учащихся и учителей, благотворно сказывается на физическом состоянии и здоровье детей;

*укрупнение организационных форм процесса обучения способствует целостности (по крайней мере, снимает раздробленность) в развитии мотивационной сферы (нет постоянной смены мотивов учения), интеллектуальной (концентрируется внимание на относительно завершенном блоке учебного материала, успешно формируются способы умственных действий, плодотворно развиваются познавательные и учебные умения, системно и основательно усваиваются знания) и других сфер;

концентрация обучения дает значительную экономию учебного времени!!

Использование данной технологии не требует специального программного обеспечения

1. Пед.профессия, её назначение и особенности. Функции учителя в обществе

2. Пед. деят., её сущность, виды структура

3. Профессиограмма учителя

4. Пед. Способности и профессионально значимые личностные качества учителя

5. Инновационные процессы в образовании

6. Передовой пед. Опыт. Педагоги – новаторы.

7. Педагогика как наука. Основные пед. Категории( воспитание, обучение, образование и т д )

8. Структура пед науки ( система пед наук)

9. Методологические основы педагогики и её связь с другими науками

10. Логика пед исследования. Участие учителей в исследовательской работе

11. Методы пед исследования

12. Пед(образовательный) процесс как соц явление и объект педагогики, его структура и функции

13. Основные закономерности, противоречия и принципы пед процесса

14. Сущность воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса

15. Основные типы воспитательных отношений

16. Движущие силы и характерные особенности воспитания

17. Воспитание и самовоспитание. Участие учителей в организации самовоспитания школьников. Использование в самовоспит. Спец и общих методов воспитания

18. Проблемы измерения результатов воспитания и оценки воспитанности школьников. Критерии оценки воспитанности личности

19. Воспитательная система школы. Авторские воспитательные школы

20. Методы воспитания, их классификация. Понятие системы методов воспитания.

21. Методы формирования сознания в системе методов воспитания, их хар-ка

22. Методы организации деят в системе методов воспитания, их хар-ка

23. Методы стимулирования в системе методов воспитания, их хар-ка

24. Коллектив как объект и субъект воспитания

25. Функции и основные направления деятельности классного руководителя

26. Программа воспитания школьников и план работы классного руководителя

27. Структура содержания образования. Общественно- историческая обусловленность содержания образования

28. Учебный план школы. Виды учебных планов.

29. Учебная программа как документ, регламентирующий содержание образования по предмету

30. Требования к учебникам

31. Гос образовательный стандарт

32. Типология образовательных учреждений в РФ. Уровни образования в РФ.

33. Обучение в структуре целостного пед процесса, его сущность, движущие силы, структура

34. Учение как особый вид познания, этапы процесса обучения

35. Взаимосвязь закономерностей, принципов и правил обучения

36. Принципы обучения как система. Хар-ка принципов обучения

37. Сущность методов и приемов обучения, их классификация

38. Хак-ка словестных методов обучения

39. Наглядные методы обучения, их хар-ка

40. Практические методы обучения

41. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся, их хар-ка

42. Выбор учителем методов в учебном процессе

43. Средства обучения, их классификация

44. Сущность форм организации обучения, история их развития, классификация форм обучения

45. Типология и структура урока

46. Контроль в учебном процессе

47. Сущность объяснительно-иллюстративного и программированного обучения

48. Сущность проблемной модели обучения

49. Сущность пед технологий, их классификация

50. Хар-ка современных пед технологий

Наши рекомендации