О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании
…Часто задаётся вопрос: «Есть ли разница между компетентностью и компетенцией?". Здесь надо учитывать, что английский термин «сотреtепсе» имеет значение ^способность, умение». 'Есть и другой термин — «соmреtent», который переводится как «компетентность» и имеет такие значения, как — полноправный, правомочный, установленный, законный (юридические выражения).
Можно обратиться к истории права, согласно которой компетенцией признавалась область правомочий, заданная в точных границах. Буквально определение того, на что имеет право состоящий в государственной должности, на что не имеет и что ему предписывается исполнять. Это своеобразная характеристика места, а не лица. Такого рода определения были впоследствии заимствованы для описания рабочих мест — должностей в производстве и управлении им, т.е. для персонала.
В свою очередь, компетентность определяется как соответствие занимающего или претендующего месту, т.е. способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями и ожиданиями.
Причём, как следует из приведённых словарных значений и высказываний разных авторов, "компетентность» обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий, сведущий., полноправный и т.д.), а -.компетенция» — характеризует то, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов), В юридическом смысле — компетентный человек, который обладает полномочиями (обязанностями) по праву занимаемого места (должности).
Тем не менее, компетентность остаётся характеристикой человека, а компетенция тем, чем он уже владеет (способность, умение). Именно то, чем он владеет, и определяет его характеристику, как компетентного. Поэтому, нам важна не характеристика сама по себе, а то, что её определяет, чем можно и нужно овладеть, чему можно научиться, т. е. компетенциям или компетентностям. Последние два термина можно употреблять как синонимы в двух основных значениях — знающий, в смысле умеющий и в смысле умений, которыми он обладает, а также способный, в смысле имеющий определённый потенциал, возможности осуществлять те или иные действия.
Следует отметить, что в российском образовании термин «знающий» чаще употребляется в значениях информированный, эрудированный, имеющий сведения, чем умеющий. Тем не менее, в свете сказанного, мы предлагаем пользоваться термином «компетенция" как уже устоявшемся понятием в международном образовательном сообществе.
Компетенция — это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (или вести деятельность). Как видно из приведённого определения, компетенция рассматривается ещё в одном измерении; компетенция должна отвечать индивидуальным и общественным требованиям. Иными словами, она должна позволять получать индивидуально или общественно значимые продукты или результаты.
Что такое "ключевые компетенции»?
Сам термин «ключевые компетенции» (кеу skills) указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. В то же время владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни. Предполагается, что ключевые компетентности носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности.
Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности? Дж. Равен, автор книги "Компетентность в современном обществе», на основе проведённых опросов молодых людей, работавших в организациях, где им приходилось включаться в ситуации общения, прогнозирования, руководства, координирования действий с коллегами, проявлять изобретательность и настойчивость, пытаться понять людей и социальные ситуации, ориентироваться а групповых процессах, так отвечает на этот вопрос: способность работать самостоятельно без постоянного руководства; способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность уживаться с другими; способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе(т.е.учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими); умение принимать решения на основе здравых суждений — т. е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически.
Конкретное наполнение понятия «ключевые компетенции» на Западе связано с анализом запроса работодателей и социальных ожиданий общества. Советом Европы определены пять ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы». Эти компетенции следующие:
• «... политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;
• компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
• компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом ка то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации всё большую важность приобретает владение более чем одним языком;
• компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;
• способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.
…В государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (2004 г.) уже зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков и способов деятельности, который включает: познавательную деятельность; информационно-коммуникативную деятельность; рефлексивную деятельность. Например, умения, связанные с познавательной деятельностью, раскрываются следующим образом: «Познавательная деятельность: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если...»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать».
Сказанное позволяет охарактеризовать ключевые компетенции как наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества. Ключевые компетенции приобретаются в образовательном процессе и в самостоятельной социальной жизни, как профессиональной, так и в личной, как результат их успешного применениядля решения учебных и профессиональных задач и проблем….
( Иванов Д. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании //Школьные технологии, 2007.-№5. – С.51-61)