На рисунке выше показаны первые 5 ключевых слов, а также формула, по которой была вычислена частотность найденных ключевых слов и объяснение, почему эти слова являются ключевыми.

Отчет по работе с программой Compleat Lexical Tutor

по дисциплине «Квантитативная лингвистика»

Выполнила Булатова А.С.

По словам создателей программы Compleat Lexical Tutor, данный ресурс помогает выучить и закрепить новую лексику. Данная программа может быть использована преподавателями на уроках или учащимися в процессе самостоятельного обучения. На сайте можно изучать не только английский, но также французский, испанский, турецкий, японский, т.п. языки.

С целью освоения программы Complete Lexical Tutor нами были выбраны наиболее популярные функции, которые, на наш взгляд, в большей степени отвечают задачам создателей – помогают закреплять и учить новую лексику. Нашему анализу подлежат следующие функции:

Vocabprofile

Tests

Range

Hypertext

KeyWords.

Работа с вышеуказанными функциями проходила на основе 3х статей научно-популярного характера на тему современного образования.

В результате работы нам необходимо ознакомиться с функциями программы Complete Lexical Tutor (CLT), проанализировать и оценить их эффективность и применимость в практической деятельности.

Vocabprofile

Данная функция распределяет все слова в тексте по категориям относительно их частотности, где слова, отнесенные к категории К1 - наиболее распространенные, К20 – наименее. Как мы видим, большая часть выбранного нами текста состоит из слов из категории К1, в нее входит порядка 1000 слов. Количество слов соответствует активному словарному запасу. То есть, если словарный запас учащегося более 1000, то данный текст будет ему в целом понятен, однако будет сопровождаться пробелами в связи с наличием в тексте слов из категорий сложнее, чем К1.

Рис. 1

Также для наглядности каждая категория выделена цветом. Это помогает сразу оценить процент потенциально неизвестных слов в тексте и, например, заранее обратить на них внимание обучаемых и проработать эти слова перед прочтением.

Рис. 2

Более того, данная функция позволяет увидеть слова каждой категории в отдельности. Все они представлены внизу страницы сайта.

В целом, данная функция, на наш взгляд, может значительно помочь как обучаемому, так и преподавателю, чтобы выделить в тексте потенциально новую лексику и обратить на нее первоочередное внимание. Однако, прежде чем загружать текст на проверку Vocabprofile необходимо выяснить, каким запасом слов уже обладает обучаемый. В этом нам поможет функция Tests.

Tests

Данная функция позволят приблизительно измерить словарный запас обучаемого посредством онлайн теста. Тесты делятся на несколько типов в зависимости от цели: выявить активный, пассивный или обе составляющие словарного запаса.

Например, тест на уровень запаса в 2000 слов выглядит следующим образом:

Рис. 3

После прохождения теста программа выгружает статистику и количество набранных баллов, по которым можно сделать вывод лексикой какого объема вы владеете. Кроме того, программа также даст рекомендацию, над какой категорией слов стоит начать работать.

Keywords

Данная функция также является инструментом статистического анализа текста, а именно вычленения ключевых слов. В специальное поле вводится или сохраняется текст, запускается программа и затем на экран выводится результат. Выглядит он следующим образом:

Рис.4

Нами был загружен Текст 1 “Heads warn MPs of 'extremely bleak’ funding problems” (http://www.bbc.com/news/education-38557843).

На рисунке выше показаны первые 5 ключевых слов, а также формула, по которой была вычислена частотность найденных ключевых слов и объяснение, почему эти слова являются ключевыми.

Несмотря на то, что принцип работы данной функции довольно любопытен, нам трудно представить себе практическое применение данной функции в работе преподавателя. Возможно, поиск ключевых слов может помочь при определении общей идеи текста при первом ознакомлении с ним.

Range

Здесь представлен инструмент сравнения лексического состава нескольких текстов (до 25). Нами было загружено 3 статьи на тему образования в Великобритании. Программа позволяет исключить из анализа первую 1000 наиболее употребляемых слов, куда, как правило, входят артикли, модальные глаголы и т.п. что мы и сделали перед запуском программы. По результатам работы программы мы наблюдаем следующую картину:

Рис. 5

Выгруженная статистика предоставляет данные о частотности данного слова в приведенных текстах. Например, слово fund встречается во всех трех текстах 22 раза (Freq - 22). Колонка Range отображает во скольких текстах встретилось данное слово. В колонке BNC-Coca отражается рейтинг данного слова в указанном корпусе языка.

Кроме того, программа позволяет сортировать слова в зависимости от типа запрашиваемых данных. То есть, нажав на заголовок Range, в списке первыми будут отображаться слова, которые встречаются в максимальном количестве текстов, в нашем случае во всех трех, в порядке убывания.

Данная функция, на наш взгляд, полезна при подборе материала для разных вариантов, например, проверочных работ. Так, каждому варианту можно подобрать приблизительно одинаковые тексты в плане содержания в них новой лексики.

Hypertext

В меню данного раздела есть 2 пункта: Basic Fr-Eng и Hypertext-2. Мы выбрали Hypertext-2 и вставили Text 1 в графу ввода. Программа предлагает 4 основных инструмента данной функции: Dictator, Multiconc, ID-words и Highlight. Также есть возможность выбрать скорость воспроизведения гипертекста. На данном этапе окно программы выглядит следующим образом:

Рис. 6

Первая удобная функция, которую мы замечаем – это появление словарной статьи в правой части страницы при двойном щелчке на любое слово из текста. Это удобно для тех, кто обладает довольно глубокими знаниями языка и может понять смысл слова по описанию на языке оригинала.

Dictator позволяет озвучить выделенные неизвестные слова, которые появляются в верхнем поле, которое на нашем рисунке изначально пустое. Каждое выделенное слово сохраняется в этом окне и затем отображается в окне озвучки. Кроме того, кроме озвучивания программа предлагает создать spelling-test на основе озвученных слов, что несомненно можно использовать для тренировки правописания.

Multiconc анализирует выделенные неизвестные слова и приводит примеры использования данных слов на основе корпусов языка. Эта функция позволяет также не только посмотреть варианты употребления данных слов, но и попробовать самостоятельно вставить слово в контекст.

ID-words представляет собой своего рода тест, где из появившегося в верхнем поле набора букв стоит найти слово, подходящее в примеры, взятые из нашего же текста и вставить его в текст.

Highlight, к нашему удивлению, является лишь способом одновременно выделить все слова, сохраненные в верхнем поле.

Вывод

По результатам работы с программой можно сделать вывод о том, что, в целом, программа определенно достойна внимания и ознакомления. Она содержит ряд довольно полезных инструментов, которые могут помочь при работе с текстом. Преподаватель может разнообразить учебный процесс, а обучаемый имеет возможность самостоятельно изучить новый материал и закрепить его без участия преподавателя.

Однако, нам видится необходимым сформулировать замечания и описать трудности, с которыми мы встретились в процессе работы.

- Интерфейс и общий внешний вид сайта является по меньшей мере устаревшим, не говоря уже о откровенно раздражающих с точки зрения психологии оттенках красного и светящегося синего в оформлении сайта. Данный факт осложняет процесс освоения и может снизить мотивацию студентов при работе, так как современные молодые люди давно привыкли к грамотно оформленным сайтам.

- Некоторые предложенные функции обладают сомнительной применимостью на практике и результат их работы сложно оценить. Нами были выбраны 5 функций, и они выбраны не случайно. На наш взгляд, данные функции обладают более или менее видимой применимостью в работе с обучаемыми, но даже среди них есть такие, результат которых трудно понять и оценить.

- На наш взгляд, данная программа не выдерживает здоровой конкуренции с другими ресурсами, которые обладают идентичным или сходным инструменталом. Например, закачать текст и выделить, сгруппировать и закрепить незнакомые слова путем повторения в тексте можно на сайте http://wordsfromtext.com, который заметно выигрывает у программы CLT и адаптирован для русскоязычного потребителя. Определить уровень языка, объем словарного запаса, выучить слова, прослушать, проверить правописание и т.п. можно с помощью приложений Полиглот https://play.google.com/store/apps/details?id=com.axidep.polyglotfull, Duolingo https://play.google.com/store/apps/details?id=com.duolingo, English with Words https://play.google.com/store/apps/details?id=air.ru.uchimslova.words и других более современных и приятных в использовании приложений.

- Интерфейс программы не является интуитивным, что тоже можно считать большим минусом этого ресурса. Для ознакомления с принципом работы функций необходимо найти программное руководство и только с ним постигать основы работы с данным сайтом.

В целом, по нашему мнению, данный ресурс не стоит рекомендовать для постоянного использования. Однако, в целях расширения общих знаний в области существующих технологий в сфере лингвистики, данный сайт имеет место быть представлен как пример.

Наши рекомендации