Часть II. Методы и формы преподавания истории. Технологии, применяемые на уроках истории 3 страница
1. Проблема и факторы целеполагания. В современном образовании произошла не только трансформация целей, но способ и источник целеполагания. В советской системе государство формулировала цель и рассматривало предмет как инструмент социального воздействия.
Постановка цели обществоведческого образования превратилась в педагогическую задачу, в результате реализации которой учитывалось несколько факторов. В центр были поставлены интересы личности и запросы общества, причем цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы они интегрировались. Кроме того учитывались:
· Традиции образования и международный опыт;
· Тенденции и приоритеты образования в контексте существующих общественных условий;
· Состояние базовых наук;
· Психолого-педагогические идеи.
2. Общественные ценности и цели образования. В социальном заказе отражаются актуальные запросы, фундаментальные и устойчивые представлении о том какие качества личности являются наиболее ценными?
Антидемократический тип государства ориентируется на ценности добропорядочности, законопослушания (унифицированная и управляемая личность). В демократическом типе преобладают ценности личности свободной, обладающей критическими способностями и стремящейся к самореализации. Кроме того в постановке цели мы модем учитывать две философско-этические концепции личности – индивидуалистическую (главное внимание «Я», приоритет личных устремлений) и коллективистскую (индивид, интегрированный в общественную структуру).
В проектировании целей обществоведческого образования учитываются обе тенденции, тем самым интегрируются интересы личности и общества: образование создает условия для свободного самовыражения человека и одновременно помогает личности осознанно использовать свои способности на благо общества. Перспективные цели, как правило, личностного блока не возможно объективно представить в виде конкретных результатов
( пролонгированные), но именно эти цели, в отличие от реальных (знания и умения) работают на стратегическую цель обществоведческого образования.
Задания к теме:Проанализируйте цели обществоведческого образования в стандарте II поколения, рассмотрите структуру целевого блока, иерархию целей, определите общественнозачимые цели и ценности личности. Выделите пролонгированные и реальные цели, соотнесите их между собой.
Литература:
1. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения/ Под ред А.В. Хуторского. М., 2006.
2. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
Тема 3. Содержание и структура обществоведческого образования
1. Интеграция содержательных линий – главный педагогический и методологический принцип организации содержания обществознания.
Проблема отбора содержания обществоведческого образования в том, что интегрированный курс может содержать повторы, разночтения, быть перегружен предметным содержанием, но не давать целостную картину общества, включая в него человека. Интеграция – процесс объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединения их в единое целое. Для реализации этого принципа необходимо соблюдения следующих условий:
· Комплексное использование межпредметного потенциала – понятий, методов различных наук;
· Человек рассматривается не как разделенный на части, а как единое целое – целостный подход;
· Принцип достаточности в отборе содержания, когда оно не перегружено, но работает на формирование социальных компетентностей;
· В основу изучения тем может быть положен объективный подход, позволяющий рассматривать социальные объекты многомерно (экономический, политический, социальный, культурный аспекты), что позволит не механически соединить содержание основных линий, а комплексно изучать человека и общество.
2. Основные содержательные линии курса обществознание.
· Общество. Ключевое и системообразующие понятие курса. В результате работы возникает представление об обществе как сложной динамической системе, включающей различные сферы: экономика, политика, духовная сфера. Элементы общества: производство, техника, наука, язык и т.д. Социальные нормы – мораль, право, религия, обычаи. Социальные отношения – семейные, бытовые, производственные и т.д.
Поднимаясь по ступеням основной школы, ученик знакомится с основными общественными сферами по принципу – от близкого: семья, коллектив, социальная природа человека; к более отстраненному и обобщенному (социальным системам) – например, понятие «политическая сфера», «право и его цивилизационная роль в обществе».
В профильной школе предполагается выход на проблемный уровень, раскрытие сложности и неоднозначности социального развития
( например, такой критерий прогресса, как уровень нравственности).
· Человек. Центральная проблема курса. Субъект общественных отношений, созидатель культурных ценностей. Человек рассматривается как личность, с точки зрения деятельности, межличностных отношений, его социальные роли, потребности – материальные и духовные. Здесь сохраняется работа по принципу « от частного к общему» - на базовом и профильном уровне понятия изучаются с разной степенью полноты и глубины. Центральные понятия курса: личность, индивид, индивидуальность.
· Духовная жизнь. Духовная культура сложная система, оказывающая воздействие на все сферы жизни общества. Она включает: мораль, искусство, религию, образование, науку. На начальном этапе изучаются те сферы культуры, которые попадают в зону внимания ребенка, в-первую очередь, образование и мораль. Здесь необходимо обращение к личному опыту. В последующем происходит более систематическое изучение духовной культуры, выход на проблемный уровень (например, наука в гносеологическом аспекте).
· Социальная сфера. Эта содержательная линия направлена на освоение системы знаний необходимых для социальной адаптации:распознание социальной общности; соотношение своих интересов с точкой зрения других; осознание своего социального статуса; прогнозирование возможных и желаемых результатов.
В основной школе (начальный этап) рассматривается семья, образ жизни, бытовая сфера. На следующем этапе (в конце основной школы) целью становится социализация и профессиональная подготовка, и рассматриваются вопросы, связанные с социальными ролями, социальными конфликтами. На профильном уровне изучаются основы социологии как науки.
· Политика. Здесь последовательно формируется представление о политической сфере, ее взаимосвязи с другими, закладывается понимание ценности демократических институтов и месте человека в политической системе, возможности его участия в политике.
· Экономика. Специфика данного содержания, создает условия для ведения на профильном уровне отдельных предметов (это же относится к праву). Тем не менее, на базовом уровне данные аспекты рассматриваются в блоке обществознания и последовательно знакомят с экономическими знаниями – сначала через семейный бюджет (микро), понимания связи экономики с жизнью общества, заканчивая экономическими теориями (макро).
· Право. Целью работы с данной содержательной линией на всех этапах является сформировать у учащихся ценность права, представление о мере свободы и ответственности субъекта правовых отношений. На профильном уровне изучаются основы отраслевого права.
Задания к теме: Представьте модель интеграции содержательных линий, проанализировав содержание отдельного кура. В чем выражается интеграция? Какие возможности для интеграции данной темы видите вы?
Литература:
1. Учебник в обновляющейся школе/ под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М., 2002.
2. Единый государственный экзамен. Обществознание: Эффективная подготовка / под ред. А.Ю. Лазебниковой. М., 2004.
- Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы:- М.: Просвещение, 2011.
Тема 4. Структурно-функциональный анализ содержания обществознания
1. Структура теоретического знания. Соотношение фактов и теории - одна из актуальных проблем обществознания. Основное содержание курса представляет собой:
· Изложение понятий высокой степени обобщения;
· Объяснение закономерностей социального развития;
· Рассмотрение научных гипотез, концепций.
Роль данных компонентов теории с точки зрения компетентностного подхода – возможность использования ее элементов для изучения и анализа социальной реальности и фактов истории. С этой точки зрения мы можем определить теорию как особый вид человеческой деятельности, направленный на получение истинного знания о природной и социальной реальности. Теория – необходима как инструмент научного познания и одновременно является ее результатом. Теория – интеллектуальная, логическая проекция реальности, но ей присущи свойства не присущие не одному из ее объектов. Можно определить теорию как динамическую систему абстрактных объектов.
Структура теории:
· Совокупность утверждение и понятий (базис теории);
· Логико-методологические принципы построения исследования( типологии, классификации);
· Концептуальные установки – парадигмы.
В современном научном познании значение теории велико, так как освоение действительности осуществляется не за счет эмпирического анализа фактов, а за счет конструирования на базе уже имеющихся теоретических знаний. Эти модели выступают в качестве гипотез, подтверждаются теоретически и в дальнейшем преобразуются в схемы определенной предметной области. Любая наука связана с предметной областью как определенным сегментом реальности, которую изучает и так же областью применения теории, которую объясняет теория.
Таким образом, теория включает в себя:
· Эмпирическую основу, как совокупность фактов, подвергнутых теоретическому осмыслению;
· Теоретическую основу: аксиомы, постулаты, закономерности, как модель реальности;
· Совокупность логических и методологических принципов, регулирующих процесс создания теории;
· Совокупность теоретических положений (тезисов), систему их развертывания и обоснования.
Выяснив особенности теории, определим ее роль в социально-гуманитарном знании:
1. Социальные законы могут рассматриваться как закономерности, тенденции, отражающие повторяемость социальных процессов при определенной комбинации факторов общественной жизни;
2. Социальные закономерности отражают деятельность людей (но не жизнь конкретного человека);
3. Историчны: то есть их применения временна (рыночная экономика);
2. Теоретическое мышление и его особенности. Под теоретическим мышлением мы понимаем систему способов мыслительной деятельности по осмыслению процессов и явлений окружающего мира.
Теоретизирование может проходить двумя путями: создание и применение собственной теории, и применение готовой теоретической модели. При анализе социальной действительности теория выступает средством ее понимания, результаты которого отражаются в виде символов и знаков. В первом случае, объяснение происходит на основании готовых конструкций( символов), а во втором в результате рациональной интуиции, поиска объяснительных оснований и создания собственных символических форм. Мы можем применять в системе обществоведческого образования и ту и другую форму теоретизирования ( соответственно I и II концентры).
В процессе интеллектуальной деятельности, связанной с теоретизированием, необходимо придерживаться определенной структуры:
· Целеполагание и планирование;
· Постановка проблемы и выдвижение гипотезы;
· Установка связей между эмпирическим и теоретически уровнем;
· Рефлексия по поводу логичности процесса.
3. Социальные факты и особенности их отбора на уроке обществознания. Социальные факты – это объекты реальности и средства познания. Философия трактует факт как непосредственные данные о явлениях, действительность которых установлена. В обществознании мы используем: социальные факты ( явления социальной жизни, а так же единичные факты, имеющие большое воспитательное значение); исторические факты (типичные явления и процессы).
Функции фактов на уроке:
· Приводятся для обоснования теории;
· Конкретизируют теорию после изложения ее основ;
· Показывают возможности применения теории;
· Приводятся для повышения мотивации;
· Приводятся для полноты сведений об изучаемом объекте.
Социальный факт – отправная тока познания, основа для ведения понятий. Причем это процесс двусторонний: можно идти от фактов к теории (индукция), или теорию применять к анализу фактов (дедукция).
4. Принципы взаимодействия теории и фактов в обществознании: Эмпирический и теоретический материал в научном познании составляет диалектическое единство. В преподавании обществознания здесь главный принцип – возростосообразности. В основной школе постепенно увеличивается доля теоретических знаний, формируются базовые понятия: сначала с опорой на социальный опыт, далее более емкие понятия раскрываются через более простые.
В рамках компетентностного подхода наша задача - обеспечить применение теоретических знаний в эмпирических ситуациях.
Можно выделить группы специальных умений в этом направлении:
· Объяснять социальные факты с теоретических позиций;
· Оценивать социальные факты с заданных позиций;
· Иллюстрировать, подтверждать или опровергать теоретические позиции с помощью эмпирических данных;
· Планировать деятельность по решению познавательных проблем;
· Выполнять творческие поисковые задания.
Задания к теме: Выделите на конкретной теме обществознания эмпирический (факты социальной реальности) и теоретический уровень, проанализируйте соотношение между ними, выявите функции фактов по отношению к теоретическому содержанию темы.
Литература:
1. Общая методика преподавания обществознания в школе/ Л.Н. Боголюбов, - М,: Дрофа, 2008.
2. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. М. 2000.
3. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе. Пособие для учителя. М., 2003.
Тема 5. Методы и приемы обучения обществознанию
1. Особенности отбора методов в обучении обществознанию
Обществознание – гуманитарный предмет, представленный значительным контентом. Применяя классификацию методики истории к методам обучения обществознанию, мы обращаем внимание на значительную роль устных методов в преподавании данного предмета. Эта группа методов позволяет создать определенный базовый уровень, заложит систему понятий и категорий, опираясь на который, можно обращаться к практическим методам.
В основной школе это будет устный метод объяснения, позволяющий развернуть перед учащимися цепочку рассуждений, подвести к пониманию того или иного положения теории. Учитывая специфику возраста и то, что активное усвоение происходит в интерактивных формах, мы можем применять объяснение с элементами беседы. Беседа как монологический метод в чистом виде, будет использоваться нами на более поздних этапах обучения, так как должна опираться на определенную компетентностную и содержательную основу. В старших классах актуальным методом устного изложения является лекция. Этот метод позволяет систематически представить сложный теоретический материал на высоком научном уровне, продемонстрировав возможности методологий и особенности исследовательского уровня. Необходимо помнить о том, что на любом уровне обучения в рамках использования устных методов мы предлагаем образец владения приемами, из которых складывается метод, что закладывает основу формирования компетенций и должно закрепляться в самостоятельной деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Поэтому в блоке тем, наряду с уроками, в основу организации которых положен устный метод, необходимо проводить уроки организованные как уроки-практикумы, в центре которых будет работа с документами обществоведческого характера, уроки-решения условных познавательных задач, и во втором концентре – семинары. Реализация этих методов требует от учителя организации учебной деятельности таким образом, чтобы в ходе урока, возникали условия для отработки полученных ранее знания и умений, возникал познавательный интерес, направленный на оценку, вывод по тому или иному актуальному вопросу общественной жизни.
2. Особенности отбора приемов в обучении обществознанию
В методике преподавания истории большое внимание уделяется работе с приемами изучения фактов. На первый взгляд, кажется, что в обществознании необходимость в этих приемах отпадает. Тем не менее, на уроках в основной школе, где движение к теории идет от частного к общему, и сущность понятий усваивается с опорой на эмпирический уровень. Эти приемы позволяют направить социальный опыт учащегося на знакомство с явлением, в ходе применения приема данное явление получит характеристику или описание как типичное. В процессе выделения основных элементов характеристики мы делаем первый шаг в сторону образования понятия на первичном уровне, посильном для учеников начала основной школы.
Очевидно, что особое место среди приемов обучения занимают приемы работы с теоретическим материалом. Приемы объяснения, рассуждения, доказательства, оценивания, анализа и синтеза. Отличие между данными приемами состоит в разной степени сложности и возможности включения мышления учащихся. Так прием проблемного изложения считается максимально сложным и позволяет раскрывать проблему теоретического характера.
Задание к теме:Проанализировав стандарт, выделите приемы работы с фактами социальной реальности и с теоретическими положениями разной степени сложности. Соотнесите последние с основными компонентами теории. Подумайте, через какие действия может раскрываться каждый прием.
Литература:
1. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения/ под ред. А.В. Хуторского. М., 2006.
2. Новые педагогические и информационные технологии в процессе обучения: учебн. Пособие для студентов пед. вузов/ под ред. Е.С. Полат. М., 2005.
3. Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучению обществоведению// Преподавание истории и обществознания в школе. М., 2007. №2,3.
Практический раздел
Занятие 1. Анализ целей обществоведческого образования
Задание:Рассмотрите цели современного обществоведческого образования, с точки зрения интересов личности и общества. Выявите среди них пролонгированные и реальные цели и обратите внимание на их соотношение. Сформулируйте общую цель обществоведческого образования.
Занятие 2. Сравнение стандартов I и II поколения
Задание:Рассмотрите подходы к целям, содержанию и результатам в стандартах I и II поколения. Проанализируйте место учителя и ученика с точки зрения каждого. Определите разницу в механизмах и функциях стандартов. Результаты представьте в проекте с использованием интерактивной доски.
Занятие 3. Анализ учебника обществознания
Задание:Проведите анализ учебника обществознания по предложенному плану и дайте общую экспертную оценку: можно ли отнести данные учебники к учебникам нового поколения?
Титул: ИФО студента. Авторы учебника, год и место издания, класс
Компоненты анализа | Результаты анализа | Примеры |
I. Соответствие учебника стандарту второго поколения. А. Интеграция между содержательными линиями Б. Человек и общество как центральное звено содержания В. Принцип научности и доступности Г. Формирование компетенций через содержание учебника | ||
II. Роль вопросов и заданий в организации учебника. А. виды (репродуктивные, преобразующие, поисково-творческие) Б. практические задания с решением условных ситуаций (связь заданий с жизнью; вызывают ли интерес у учащихся) | ||
III. Роль документов в учебнике А. виды документов Б. Методическая обработка документов (вопросы, направленность) | ||
IV. Оформление | ||
V. Аппарат ориентировки |
Занятие 4. Структурно-функциональный анализ содержания темы по обществознанию
Задание:Проведите структурный анализ выбранной темы, последовательно представив эмпирическую и теоретическую часть. Проанализируйте компоненты содержания по основным аспектам: предметный, метапредметный и личностный результат. На основании проведенного анализа определите цель урока.
Титул: СФА. ИФО студента, название темы, класс.
Структурные компоненты содержания | Метапредметный результат | Предметный результат | Личностный результат |
1. Обращение к опыту учащихся, эмпирический уровень, факты социальной действительности: 2. Понятия | |||
3. Причинно-следственные связи | |||
4. Обобщения |
Общая цель урока:
Занятие 5. Моделирование ситуации урока с применением приема работы с фактами социальной реальности
Задание:Определите в рамках конкретной темы, какой социальный опыт учащихся может стать основанием для выхода на теоретический уровень. Примените прием характеристики – с выявлением сущностных характеристик явления и описания – для создания целостного образа факта в рамках одной из тем по обществознанию. Смоделируйте ситуацию урока с применением приемов. Результат представьте в виде перечня действий учителя и ученика и продемонстрируйте фрагмент урока с данным приемом на 5 мин.
Занятие 6. Моделирование ситуации урока с применением приема работы с теорией
Задание:Определите в рамках конкретной темы компонент теории (понятие, причинно-следственную связь, обобщение, оценку), выберите адекватный прием для работы с этим компонентом. Смоделируйте ситуацию урока с применением приемов объяснения, рассуждения, анализ, доказательство, проблемного изложения, обобщающей характеристики. Результат представьте в виде перечня действий учителя и ученика и продемонстрируйте фрагмент урока с данным приемом на 5 мин.
Занятие 7. Подготовка фрагмента блочно-тематического планирования
Задание:Подберите раздел курса, включающий 7-10 уроков так, чтобы он представлял законченный смысловой блок. Систематизируйте и проанализируйте темы, представив результат в виде логического развития общей темы блока, последовательно раскрывающейся в ряде уроков. Определите место каждой темы с точки зрения формирования предметных, метапредметных и личностных результатов.
Титул: ИФО. Блочно-тематическое планирование. Название блока. Класс Кол-во уроков.
№ | Название урока | Предметный | Метапредметный | Личностный | Формы деятельности | Оценка |
Занятие 8. Подготовка плана-конспекта урока
Задание:Определите класс и тему урока. Сформулируйте предметную цель урока по принципу таксономии Блума, определите метапредметный и личностный результат урока.
Спланируйте деятельность учителя и учеников, с точки зрения развития идеи урока и реализации ее цели. Проставьте фрагмент урока в игровой форме на занятии.
Раздел III.Теория и практика современного исторического образования (магистратура)
Пояснительная записка
Методика преподавания истории – наука, построенная на уже ставших классическими факторах, закономерностях обучения и преподавания истории, заложенных П.В. Горой. Универсальность этой системы позволяет применять ее принципы в работе по формированию компетентностей будущего учителя истории, что предполагает не только понимание студентом закономерностей процесса обучения, но и способности применить их в практической деятельности.
Однако от современного учителя сегодня требуется способность организовать процесс обучения таким образом, чтобы создать условия для формирования компетенций учащихся. Актуальные вопросы современной методики, такие как сами предметные компетенции (их структура и содержание), специфика их формирования на основных возрастных ступенях, преемственность в формировании, изменение отношения содержания и методов в пользу второго фактора, а значит и необходимость изменения технологии постановки целей урока, новые принципы работы над программами, тематическими планами и планами- конспектами урока – еще не включены в программу классического обучения методике. Именно эта тематика станет центральной в магистерской программе обучения.
Рассмотрим основные методические аспекты нашей работы. Мы стремимся применить актуальную сегодня технологию постановки целей обучения, позволяющую прогнозировать результаты работы по формированию предметных компетенций на всех уровнях – от постановки цели урока до проектирования примерных рабочих программ. Применяя таксономию Блума «знать, уметь, понимать, применять», студенты учатся проектировать процесс обучения в рамках одного урока и блока тем (блочно-тематическое планирование по Е.Е. Вяземскому).
Изменилась работа и с таким важным фактором обучения как содержание. Мы, по-прежнему выделяем его структурные компоненты, проводя структурно-функциональный анализ, но если раньше основной акцент делался на работе с фактами и теорией, которые выстраивались в определенной логике, позволявшей реализовать содержательную идею урока, то сейчас мы стремимся перенести внимание на функции этих компонентов, представить в СФА систему по формированию приемов учебной деятельности.
Безусловно, центральной темой в современной методике стал вопрос о формировании умений и навыков на уроке истории. Классический подход здесь очень помог, поскольку им уже определены основные умения, которые формируются на уроках истории. Когда мы столкнулись с необходимостью определить предметные компетенции, мы расширили классические умения – их пять (работа с хронологией, картографией, источниками, фактами и теорией) до комплекса знаний, умений и навыков и способности к их применению и начали работу по определению методических принципов их формирования на разных этапах обучения.
Мы затрагиваем проблему оценивания компетентностей, но она еще ждет методической проработки. Разработана система формирования приемов учебной деятельности, направленных на работу с фактами и теорией, но значительно меньше мы уделяем внимания приемам работы с историческими источниками, датами и картой. Следует так же понимать, что методическое решение проблемы формирования компетенций невозможно без корреляции таких важных составляющих процесса обучения как возрастные способности учащегося и содержание курса.
Важно обеспечить преемственность и системность в формировании основных способов деятельности, а это сложная задача, требующая от педагога способности проектировать свою деятельность в масштабе не одного учебного года, но в перспективе, ориентируясь на компетентностную модель выпускника. Показателем того, что наши выпускники отчасти готовы к реализации этих целей становится итоговая аттестация по методике преподавания истории в магистратуре, где студенты демонстрируют не только способность реализовывать принципы деятельностного подхода в практической деятельности, но и понимание проблем и задач, нерешенных на данном этапе развития образования. Среди наиболее актуальных вопросов, стоящих пред современным учителем по-прежнему остается проблема несоответствия принципов компетентностного подхода существующей системе итоговой аттестации школьников.
Теоретический блок
Тема 1. Основные проблемы современного исторического образования
1. Цели исторического образования в стандарте II поколения. Мы рассматриваем новые подходы к постановке цели образования. Цель нового стандарта понимается нами как результат общественного договора. Это является результатом реализации гуманистической (культурологической) парадигмы, пришедшей на смену марксистскому подходу в педагогике, когда интересы личности вытеснили интересы государства. Это не означает, что на всех уровнях реализации принципов стандарта новая цель находит свою реализацию. В этом одна из актуальных проблем современного образования: принятая обществом цель образования не реализуется государством в полной мере, так как это не всегда соответствует его интересам.
Тем не менее, цель в том виде, в котором она сформулирована, создает большие возможности как для реализации деятельностного подхода, так и для развития личности. Результатом образования становится личность выпускника способного определять личностные приоритеты на основе истории в процессе самоидентификации. Поэтому актуальными становятся такие понятия как: региональная идентичность, российская идентичность, общекультурная идентичность.