Задачи, методы и приемы коррекционно-профилактического физического воспитания с детьми, имеющими проблемы в развитии (3).
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью под редакцией Л.Б.Боряевой. Раздел «Физическое воспитание».
Физическое R и воспитание тесно взаимосвязаны и направлены:
- на совершенствование функций формирующегося организма ребенка,
- R и коррекцию основных движений, разнообразных двигательных навыков,
- совершенствование тонкой ручной моторики;
- R зрительно-двигательной координации.
Работа по физическому R пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошк учрежд, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности. В дошк учреждрежим дня предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, закаливающие процедуры.
Основной формой обучения движениям -занятия, проводимые инструктором по физ-ре . Значимы подвижные игры на занятиях дефектолога, и на других.
Занятия по физическому воспитанию решают, как общие, так и коррекционные задачи.
Общепед задачи:укрепление здоровья ребенка, формирование правльной осанки; развитие произвольных движений; физической работоспособности; закаливание организма.
Коррекционное: создание развивающей среды, условий стимулирующих психомотирное развитие, профилактика соматического здоровья, направленность кор мероприятий на совершенствование двигательной системы и произвольности.
Целью физического воспитания является "создание" здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка.
Общедидактические методы: наглядные, вербальные (словесные), практические.
1.Наглядные методы формируют представления о движении, чувственные восприятия и двигательные ощущения, развивают сенсорные способности;
2.Вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют более глубокому осмыслению поставленных перед ним задач, осознанному выполнению физич упражнений, пониманию их содержания, структуры, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях;
3.Практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильности их восприятия, моторных ощущений.
Игровой и соревновательный методы, которые широко применяются в физическом воспитании.
1.Игровой метод дает возмож-ть совершенств-ть двигат навыки, самостоят-е действия, проявления творчества. Игровые действия развивают познават способности, морально-волевые качества, формируют поведение реб.
2.Соревновательный метод используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставится задача типа "Кто быстрей принесет флажок", "Кто дальше бросит мяч". В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения, развивать творчество
В методике физического воспитания используются общедидактические приемы:
1.Наглядно-зрительные:правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окруж жизни; использ-ие зрит ориентиров для формир-я ориентировки в пространстве;
2.Тактильно-мышечная наглядность основана на непосредственной помощи воспитателя, который путем прикосновения к ребенку уточняет и направляет положение отдельных частей его тела. Например, воспитатель проводит рукой по спине ребенка, чтобы тот перестал сутулиться и принял физиологичное положение тела, или помогает ребенку наклониться пониже, если тот затрудняется сделать наклон вперед
3.Наглядно-слуховые приемы осуществляют звуковую регуляцию движений, которые выполняются под музыку, песни, ритм бубна, барабана, прибаутки, стихотворения. Использ-е слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у реб эмоциональный подъем, стимулирует желание выполнять движения.
4.Приемы вербального (словесного) метода играют важную роль при обучении ребенка движению:
- пояснения, сопровождающие конкретный показ движения или его отдельных элементов;
- указания о выполнении движения; - беседа, предваряющая введение новых физич упраж-й и подвижных игр; - уточняющая сюжет подвижной игры или последовательность двигательных действий и т.п.;
- вопросы, которые воспитатель задает ребенку до начала выполнения физич упражнений, чтобы выяснить, насколько он осознал последовательность выполнения двигательных действий, уточнить игровые правила.
Задачи, содержание и методы логоритмического воздействия при коррекции различных речевых нарушений (3).
Логопедическая ритмика- это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.
Основная цель ЛР- преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.
Задачи:
* развитие нереч. процессов - совершенствов. общ. моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляц. мышеч. тонуса; развитие чувства муз. темпа и ритма, певческих способностей; активизацию всех видов внимания и памяти.
* развитие речи - R дыхания, голоса; выработку умерен, темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляцион. и мимич. моторики; коордкнац. речи с движением; воспит. правильного звукопроизношения и формировфонематич слуха.
Все виды логоритмических игр и упр. предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмич. основой:
под музыку, под счет или словесное (стихотворное) сопровождение. Проводится два занятия в неделю. Два специалиста: муз. руководитель и логопед и воспитатель.
Содержание занятий по логоритмике включает след виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве;
- Динамическ упр на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц;- Артикуляционные упражнения;
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания;
- Упражн на R внимания и памяти: зрительную, слуховую, моторную;
- Чистоговорки (автоматизируются звуки), развивается фонематический слух и слуховое внимание;
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа;
- Пение песен развивает память, вним, мышл, музыкальн слух; способствует автоматизации гласных звуков;
- Пальчиковые игры и сказки проводятся под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.
- Музицирование на детских музыкал инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, темпа, улучшает внимание, память;
- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения.
Методы обучения: Наглядные (используются при обучении движению). Словесные (для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений). Практические (обеспечивают проверку правильности восприятия на основе собственных мышечно-моторных ощущений).