Методы и приемы физического воспитания

Метод – система приемов, направленных на оптимизацию процесса обучения. Выбор метода зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержание воспитательно-образовательной работы, а также возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Активизация психических и физических сил и отдых после нагрузок ускоряют восстановительные процессы, повышают работоспособность.

Методы процесса обучения входящие в воспитательно-образовательную работу:

1. Информационно- рецептивный метод выражается во взаимосвязи, взаимозависимости совместной деятельности педагога и ребенка. Он позволяет воспитателю четко, конкретно, образно донести знания до ребенка, а ребенку – осознанно их запомнить и воспринять.

2. Репродуктивный метод, или метод организации воспроизведения способов деятельности. Реализуя его, воспитатель продумывает систему физических упражнений, направленных на воспроизведение известных ребенку действий, которые сформировались в результате применения информационно-рецептивного метода.

3. Методы проблемного обучения рассматриваются как элементы, составные части целостной системы обучения: если в ней в качестве составной части отсутствует проблемное обучение, её нельзя считать полноценной. Только усвоение ребенком готовых знаний не сможет научить его мыслить, развить до необходимого уровня способность к творческой деятельности.

В основе проблемного обучения лежат законы развития человеческого мышления, опыт познавательной творческой деятельности.

С. Рубинштейн отмечал, что «начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация». Ребенок начинает мыслить, когда у него появляется потребность что – то понять. Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач, он сам добывает знания, знания же, добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти. Кроме того, поиск решения проблем развивают умственные способности, умение мыслить самостоятельно. Решение посильных проблем в подвижных играх и упражнениях рождает у ребенка веру в свои силы. Он переживает радость самостоятельных открытий.

Внесение проблемных ситуаций в двигательную деятельность детей делает обучение более интересным и увлекательным, создает предпосылки для развития творчества. В процессе обучения развитию творчества отводится значительное место: глубокое усвоение знаний возможно только при творческой переработке. Творчество проявляется уже в младшем возрасте: в сюжетно подвижных играх, имитационных упражнениях ребенок, воплощаясь в игровой образ – птички, зайчика, медведя и т.д., проявляет фантазию, воображение.

4. Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией. Он направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развития психофизических качеств.

5. Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок как бы передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющее разносторонне воздействовать на различные мышцы, органы и системы организма. Цель метода состоит в достижении оздоровительного эффекта от упражнений и в повышении работоспособности организма.

Широко используются в системе физического воспитания и общедидактические методы: наглядные, вербальные (словесные), практические.

6. Наглядные методы формируют представления о движении, чувственные восприятия и двигательные ощущения, развивают сенсорные способности.

7. Вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют более глубокому осмыслению поставленных перед ним задач, осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания, структуры, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях.

8. Практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильности их восприятий, моторных ощущений.

При обучении движениям все методы взаимосвязаны. Каждый из них включает в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач.

Прием – составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении детей используют разнообразные приемы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка.

Приемы должны соответствовать программному содержанию двигательного материала, возрастным и типологическим особенностям, степени владения движениями, общему развитию ребенка. Целесообразный подбор приемов позволяет воздействовать на все анализаторные системы, активизировать сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий.

В методике физического воспитания используются общедидактические приемы:

1. Приемы наглядного метода.

А) Наглядно – зрительные приемы включают правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве; использование кино- и видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, телепередач.

Б) Тактильно – мышечная наглядность основана на непосредственной помощи воспитателя, который путем прикосновения к ребенку уточняет и направляет положение отдельных частей его тела. Например, воспитатель проводит рукой по спине ребенка , чтобы тот перестал сутулиться и принял физиологическое положение тела, или помогает ребенку наклониться пониже, если тот затрудняется сделать наклон вперед . Использование этого приема должно быть кратковременным. В противном случае ребенок привыкает к помощи взрослого и не стремиться к самостоятельному качественному выполнению движения.

В) Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о движении, способствует контролю и коррекции положения тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки используют ходьбу с мешочком на голове, общеразвивающие упражнения с палкой и т.д.

Г) Наглядно – слуховые приемы осуществляют звуковую регуляцию движений, которые выполняются под музыку, песни, ритм бубна, барабана, прибаутки, стихотворения. Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, стимулирует желание выполнят движения.

2. Приемы вербального (словесного) метода играют важную роль при обучении ребенка движению. Используются приемы краткого одновременного описания и объяснения физических упражнений. Они опираются на двигательный и жизненный опыт ребенка, его представления. Это пояснения, сопровождающие конкретный показ движения или его отдельных элементов; указания о выполнении движения; беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; вопросы, которые воспитатель задает ребенку до начала выполнения физических упражнений, чтобы выяснить, насколько он осознал последовательность выполнения двигательных действий, или проверить имеющиеся представления об игровых действиях, образах подвижной игры, уточнить игровые правила.

В физическом воспитании широко используются команды, распоряжения, сигналы, например «Равняйсь», «Раз, два, три – беги!» и т.д. Они требуют различной интонации, динамики и выразительности.

К словесным приемам относиться образный сюжетный рассказ. Он чаще всего используется для объяснения сюжетных подвижных игр. Сюжет рассказа, его содержание должны быть понятны детям, поэтому этот прием требует планирования и продумывания педагогом предшествующей работы. Это поможет сформировать у ребенка представление об обыгрываемом сюжете. Педагог проводит наблюдение в природе, живом уголке за поведением птиц; читает художественную литературу, показывает диафильмы, видеофильмы, кинофильмы – так у ребенка формируются представления, необходимого для успешного проведения игры. Сюжетный рассказ занимает те же отведенные методикой 1,5 – 2 минуты. Воспитательный же эффект высок; у ребенка развиваются воссоздающее воображение, фантазия. Сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, воспитанию выразительности движений.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о готовности детей 4,5 и особенно 6 лет к осознанию задач разнообразной доступной им двигательной деятельности. Это позволяет широко использовать словесные приемы при обучении. Слово повышает не только скорость овладения движением, но и его качество.

Все методы и приемы обучения играют важную роль в формировании двигательных навыков и используются в комплексе.

Наши рекомендации