Тема 5. Задачи, методы, средства коррекционно-профилактического физического воспитания

Задачи изучения темы:

1. Расширять представления студентов о задачах, методах, средствах коррекционно-профилактического физического воспитания.

2. Формировать навыки отбора средств физической культуры и ЛФК для детей с проблемами в развитии.

Задание: просмотр и анализ видеоматериалов по физическому воспитанию детей с проблемами в развитии.

Форма отчетности: конспекты, протоколы фото- и видеозаписи.

Литература:

1. Курдыбайло С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре / С.Ф. Курдыбайло, С.П. Евсеев, Г.В. Герасимов.– М., 2003.

2. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001.

2. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры / Л.В. Шапкова / под ред. С.П. Евсеева.– М., 2001.

3. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура : уч. пос. / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова.– М., 2000.

4. Горвиц С.П., Методика физического воспитания детей с задержками психического развития / С.П. Горвиц.– М., 2007.

5. Сермеев Б.В., Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей / Б. В. Сермеев.– Горький, 1976.

6. Кручинин В.А. О формировании чувства ритма у аномальных детей / В.А. Кручинин // Физическое воспитание в специальных школах.– СПб, 1991.

Другая литература по выбору студентов.

Раздел II.ЛФК в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению психомоторных нарушений

Тема 6. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Задачи изучения темы:

1. Расширять представления студентов об организации и проведении работы по ЛФК с детьми с НОДА.

2. Развивать умения обобщать, систематизировать полученную информацию.

3. Формировать умения подготовки презентаций докладов.

Задание №1: составление примерных планов презентаций докладов ЛФК для дошкольников с проблемами в развитии.

На основе анализа информации студенты самостоятельно составляют доклад и его презентацию, раскрывают особенности физической реабилитации детей и методические рекомендации по коррекционной работе с дошкольниками.

Задание №2: Отберите ответы, характеризующие задачи 1-го этапа формирования двигательного навыка.

1. Создать правильное представление о каждом элементе техники движения.

2. Формировать умение выполнять движение в общих чертах.

3. Создать общее представление о движении.

4. Совершенствовать технику выполнения движения.

5. Закрепить умение, сформировать навык.

6. Длительность этапа 1-2 занятия.

7. Ориентировочная деятельность 3-6 занятий.

8. Более 10 занятий.

9. Движения экономные, свободные, достаточно четкие.

10. Неуверенность в движениях, неточность в пространстве, во времени.

11. Попеременное ухудшение и улучшение действий.

12. Продолжать учить отдельным элементам навыка.

Форма отчетности: примерные планы презентаций докладов.

Литература:

1. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.

2. Научно-методический журнал «Дефектология».

3. Аркин Е.А. Дошкольный возраст / Е. А. Аркин.– М., 1948.

4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова.– М., 1973.

5. Голубева Л.П. Гимнастика и массаж для самых маленьких / Л. П. Голубева.–М.,1996.

6. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001.

7. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская.– М., 2005.

8. Сборники статей и материалов конференций по проблемам физического воспитания детей с проблемами в развитии за последние 5 лет.

Другая литература по выбору студентов.

Тема 7. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями интеллекта

Задачи изучения темы:

1. Формировать представления об особенностях физической реабилитации детей.

2. Развивать навыки составления программ физической реабилитации детей с нарушением интеллекта.

Задание №1: составление программы физической реабилитации детей с нарушением осанки и при плоскостопии.

Этап реабилитации Место проведения Целевые установки Средства ЛФК Формы ЛФК Методические рекомендации Методы функционального контроля
           

Задание №2:

1. Выберите ответы, соответствующие требованиям методики проведения физкультурных занятий детей с нарушением интеллекта.

2. Занятие началось в 9.30 в физкультурном зале, длилось 25 минут.

3. Занятие состояло из 3-х частей: вводное – 2 минуты, основная – 12 минут, заключительная – 1 минута.

4. Использовались посменный, групповой способы организации детей в основной части занятия.

5. Содержание занятия построено на движениях ритмической гимнастики.

6. Занятие проводилось только с элементами ЛФК.

7. Детям сообщались сведения о пользе упражнений для дыхания и правильной осанки.

8. Моторная плотность занятия – более 60%.

9. Тема занятия: «К Колобку в гости». Дети жизнерадостны, активны, с удовольствием помогали колобку решать его проблемы.

10. Умеренный темп, ритм выполнения упражнений на занятии.

11. Использование команд и распоряжений при выполнении физических упражнений.

Дайте характеристику подвижных игр детей с нарушением интеллекта и укажите методы руководства ими.

Ответ: В подвижных играх компенсация многочисленных отклонений во всех сферах жизнедеятельности: максимальное преодоление недостатков познавательной эмоционально-волевой и двигательной сферы с ориентацией на + возможности ребенка. Подвижные игры: «Что пропало», «Повтори, не ошибись», «Узнай друга», «Зоопарк», «Лохматый пес»: все игры лучше проводить с предметами, или нарисовать разметку, цифры на полу, использовать картинки.

Форма отчетности: таблица, ответы на задания.

Литература:

1. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.

2. Научно-методический журнал «Дефектология».

3. Аркин Е.А. Дошкольный возраст / Е. А. Аркин.– М., 1948.

4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова.– М., 1973.

5. Голубева Л.П. Гимнастика и массаж для самых маленьких / Л. П. Голубева.–М.,1996.

6. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001.

7. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская.– М., 2005.

8. Сборники статей и материалов конференций по проблемам физического воспитания детей с проблемами в развитии за последние 5 лет.

Другая литература по выбору студентов.

Тема 8. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями зрения

Задачи изучения темы:

1. Расширять представления студентов о содержании и организации работы по ЛФК с детьми с нарушением зрения.

2. Развивать навыки систематизации данных.

Задание: составить комплекс лечебной гимнастики для детей с нарушением зрения и плоскостопием.

Содержание упражнения Дозировка темп Методические рекомендации
     

Форма отчетности: комплекс ЛФК для детей с нарушением зрения.

Литература:

1. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.

2. Научно-методический журнал «Дефектология».

3. Аркин Е.А. Дошкольный возраст / Е. А. Аркин.– М., 1948.

4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова.– М., 1973.

5. Голубева Л.П. Гимнастика и массаж для самых маленьких / Л. П. Голубева.–М.,1996.

6. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001.

7. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская.– М., 2005.

8. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников / О.В. Козырева, М.: Просвещение, 2006.

9. Сборники статей и материалов конференций по проблемам физического воспитания детей с проблемами в развитии за последние 5 лет.

Другая литература по выбору студентов.

Тема 9. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями слуха

Задачи изучения темы:

1. Расширять представления студентов об организации и проведении работы по ЛФК с детьми с нарушением слуха.

2. Формировать организаторские умения.

3. Развивать навыки работы в группе.

Задание№1: подготовка конспекта ЛФК.

Задание №2: Отберите ответы, характеризующие 3 этап формирования двигательного навыка:

1. Создать правильное представление о каждом элементе техники движения.

2. Формировать умение выполнять движение в общих чертах.

3. Создать общее представление о движении.

4. Совершенствовать технику выполнения движения.

5. Закрепить умение, сформировать навык.

6. Вырабатывать умение выполнять движения в различных условиях, применять в различных изменяющихся ситуациях.

7. Длительность этапа 1-2 занятия.

8. Ориентировочная деятельность 3-6 занятий.

9. Более 10 занятий.

10. Движения экономные, свободные, достаточно четкие.

11. Неуверенность в движениях, неточность в пространстве, во времени.

12. Попеременное ухудшение и улучшение действий.

Дайте характеристику подвижных игр детей с нарушением слуха и укажите методы руководства ими.

Ответ: В подвижных играх компенсация слуха идет за счет зрения, необходимо использовать эту особенность. Глухой ребенок должен видеть, что ему предстоит делать: направления, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения; показ должен быть точным, и сопровождается словесной инструкцией (дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего); должны повторять при показе игры все действия в слух. Игры: «Запрещенный цвет», «Печатающая машинка», «Зеркало», «Поймай мяч» и др.

Форма отчетности: конспекты занятия ЛФК для детей с нарушением слуха, анализ фото- и видеоматериалы просмотренных занятий ЛФК для детей с нарушением слуха, ответы на 2 задание.

Литература:

1. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.

2. Научно-методический журнал «Дефектология».

3. Аркин Е.А. Дошкольный возраст / Е. А. Аркин.– М., 1948.

4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова.– М., 1973.

5. Голубева Л.П. Гимнастика и массаж для самых маленьких / Л. П. Голубева.–М.,1996.

6. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001.

7. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская.– М., 2005.

8. Сборники статей и материалов конференций по проблемам физического воспитания детей с проблемами в развитии за последние 5 лет.

Другая литература по выбору студентов.

Тема 9. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями речи

Задачи изучения темы:

1. Расширять представления студентов об организации и проведении занятий ЛФК с детьми, имеющими нарушения речи

2. Формировать навыки анализа результативности занятий по ЛФК.

3. Развивать навыки анализа материалов планирования занятий по ЛФК.

Задание №1: анализ занятий ЛФК, составление конспекта занятий по ЛФК для детей с нарушением речи.

Задание №2: Дайте характеристику подвижных игр детей с нарушениями речи и укажите методы руководства ими.

Ответ: Чем выше ДА ребенка с нарушениями речи влияние игры, тем лучше развивается его речь. В подвижных играх дети логопаты развивают моторику мелких мышц кисти, координационные способности, развивают устную речь фонематический слух, четкость артикуляции, зрительно-моторную артикуляцию.

1. Игры, направленные на развитие моторики мелких мышц кисти обязательно с текстом.

2. Игры, обеспечивающие развитие координации. «Мы на карусели сели», «Воздушный шарик», «Чья лошадка быстрее», «Сидячий футбол»; Игры на дыхание: «Перышки», «Подпрыгни и подуй на шарик».

3. Игры на осанку: «Совушка», «Ходим в шляпах», «Слушаем внимательно».

Форма отчетности: конспект занятия по ЛФК для детей с нарушениями речи, выполнение 2 задания

Литература:

1. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.

2. Научно-методический журнал «Дефектология».

3. Аркин Е.А. Дошкольный возраст / Е. А. Аркин.– М., 1948.

4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова.– М., 1973.

5. Голубева Л.П. Гимнастика и массаж для самых маленьких / Л. П. Голубева.–М.,1996.

6. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001.

7. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская.– М., 2005.

8. Сборники статей и материалов конференций по проблемам физического воспитания детей с проблемами в развитии за последние 5 лет.

Другая литература по выбору студентов.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.

Наши рекомендации