Тема 5. Задачи, методы, средства коррекционно-профилактического физического воспитания

Задачи изучения темы:

1. Формировать представления о системе коррекционно-профилактического физического воспитания.

2. Способствовать формированию навыков сравнения средств физического воспитания для нормально развивающихся детей и детей с проблемами в развитии.

Форма отчетности: таблица.

Дети Задачи ф.в. Методы ф.в. Средства ф.в Формы организации ф.в.
Дети с нормальным ф.р.        
Дети с проблемами в развитии: -с нарушением интеллекта - с ЗПР -с нарушением слуха - с нарушением зрения -с РДА -с НОДА -с нарушением речи        

Форма организации: диалог.

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Сравните использование задач, методов, средств, форм физического воспитания детей с нормой и проблемами в развитии.

2. Раскройте специфику физического воспитания детей с нарушением речи, ЗПР, интеллекта, с нарушением слуха, зрения, с НОДА и др.

Литература к теме:

1. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура : уч. пос. / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова.– М., 2000.

2. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001.

3. Семенова В.П. Диагностика физического развития детей в норме и патологии / В.П. Семенова.– Орел, 2007.

4. Ноткина Н.А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н.А. Ноткина, Л.П. Казьмина, С.П. Войнович.– СПб., 2003.

Раздел II.ЛФК в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению психомоторных нарушений

Тема 1. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Задачи изучения темы:

1.Формировать представления об особенностях двигательного развития детей с разными формами нарушений опорно-двигательного аппарата.

2.Познакомить со структурой и содержанием занятий по ЛФК при сколиозах и плоскостопии.

3. Учить выделять основные направления коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений при ДЦП.

4. Формировать представления о средствах коррекции двигательных нарушений: лечебной гимнастике, физкультурных занятиях, массаже, гидрокинезотерапии, ритмике.

5. Формировать навыки определения задач физического воспитания и лечебной гимнастики.

Форма отчетности: конспекты, методические советы по содержанию работы инструктора по ЛФК с детьми ДЦП, значению занятий педагога-воспитателя в развитии и коррекции двигательной сферы ребенка с церебральным параличом, способах развития движений и закрепления двигательных навыков в процессе организации всей коррекционно-педагогической работы в группе детей с ДЦП.

Форма организации: деловая игра.

Вопросы и задания к изучению темы:

Разработка разных вариантов программ коррекции двигательного развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Составление конспекта занятия по ЛФК.

Литература к теме:

1. Лечебная физическая культура / под ред. С.Н. Попова.– М.: Физкультура и спорт, 1988.

2. Лечебная физическая культура : Справочник / под ред. В.А.Епифанова.– М.: Медицина,1987.

3. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев.– Л.: Медицина, 1988.

4. Учебник инструктора по лечебной физкультуре / под ред. В.П. Правосудова.– М.: Физкультура и спорт, 1980.

5. Физическая реабилитация : учебник для академий и институтов физической культуры / под общ. ред. проф. С.И. Попова.– Р/н/Д.: Феникс,1999.

6. Лечебная физическая культура. Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики : методическое пособие / сост. Н.П. Горбунов.– Пермь: Перм.гос.ун-т., изд.4-е, перераб. и доп.– 2005.

Тема 2. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями интеллекта

Задачи изучения темы:

1.Формировать представления студентов об особенностях раннего психомоторного развития детей с нарушениями интеллекта.

2. Определить направления коррекционной работы по совершенствованию моторного развития, принципах комплектации подгрупп, содержании занятий по ЛФК и их дифференциация в зависимости от структуры психомоторного нарушения.

3. Формировать умения выделять адекватные средства нормализации физического и двигательного статуса, определять соотношение методов и методических приемов при обучении движениям.

Форма отчетности: технологическая карта организации работы по ЛФК с детьми, имеющими нарушения интеллекта.

Схема технологической карты.

1. Цель и задачи коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта.

2. Содержание ЛФК с детьми с нарушением интеллекта (программа по физическому воспитанию детей).

3. Средства нормализации физического и двигательного статуса детей с нарушением интеллекта.

4. Методы и методические приемы обучения движениям.

5. Формы организации работы по ЛФК с детьми, имеющими нарушения интеллекта.

6. Условия и направления коррекционной работы по совершенствованию моторного развития детей с нарушенным интеллектом.

7. Результаты занятий ЛФК с детьми с нарушениями интеллекта.

Форма организации: семинар-практикум.

Вопросы и задания к изучению темы

Раскройте методику адаптивной физической культуры детей с нарушением интеллекта:

1. Дайте медико-физиологическую и психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.

2. Особенности физического развития и двигательных способностей детей.

3. Особенности методики адаптивной физической культуры с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии.

4. Основные и специфические задачи.

5. Средства адаптивной физической культуры.

6. Методы и методические приемы, используемые в процессе занятий физическими упражнениями.

7. Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью.

8. Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью.

9. Дополнительное физкультурно-спортивное образование детей и учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости.

10. Разработка разных вариантов программ коррекции двигательного развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Составление конспекта занятия.

Литература к теме:

1. Лечебная физическая культура / под ред. С.Н. Попова.– М.: Физкультура и спорт, 1988.

2. Лечебная физическая культура : Справочник / под ред. В.А.Епифанова.– М.: Медицина,1987.

3. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев.– Л.: Медицина, 1988.

4. Учебник инструктора по лечебной физкультуре / под ред. В.П. Правосудова.– М.: Физкультура и спорт, 1980.

5. Физическая реабилитация : учебник для академий и институтов физической культуры / под общ. ред. проф. С.И. Попова.– Р/н/Д.: Феникс,1999.

6. Лечебная физическая культура. Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики : методическое пособие / сост. Н.П. Горбунов.– Пермь: Перм.гос.ун-т., изд.4-е, перераб. и доп.– 2005.

Тема 3. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями зрения

Задачи изучения темы:

1. Формировать представления студентов о структуре двигательных нарушений при слабовидении и слепоте; значении разных анализаторов в развитии движений при слабовидении и слепоте.

2. Способствовать формированию знаний о задачах физического воспитания и ЛФК; принципах комплектования групп для занятий ЛФК; противопоказаниях к выполнению физических упражнений и нагрузке.

3. Учить использованию средств наглядной информации для создания представлений о движении, тренажеров для развития и коррекции двигательного статуса при нарушениях зрения, видах упражнений по развитию глазных мышц и обогащению зрительного восприятия, используемых на занятиях по физическому воспитанию и ЛФК.

Форма отчетности: доклады студентов.

Форма организации: деловая игра.

Вопросы и задания к изучению темы

1. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения.

2. Характеристика детей с нарушением зрения.

3. Характеристика зрительной функции.

4. Зрительные дисфункции у детей школьного возраста.

5. Особенности психического развития детей с нарушением зрения.

6. Особенности физического развития и двигательных нарушений.

7. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.

8. Задачи и средства адаптивного физического воспитания.

9. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания.

10. Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития.

11. Использование и развитие сохранных анализаторов.

12. Особенности регулирования психофизической нагрузки. Показания и противопоказания к физическим нагрузкам.

13. Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния.

14. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения.

15. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения.

16. Коррекция и профилактика нарушений зрения.

17. Разработка разных вариантов программ коррекции двигательного развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Составление конспекта занятия.

Литература к теме:

1. Лечебная физическая культура / под ред. С.Н. Попова.– М.: Физкультура и спорт, 1988.

2. Лечебная физическая культура : Справочник / под ред. В.А.Епифанова.– М.: Медицина,1987.

3. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев.– Л.: Медицина, 1988.

4. Учебник инструктора по лечебной физкультуре / под ред. В.П. Правосудова.– М.: Физкультура и спорт, 1980.

5. Физическая реабилитация : учебник для академий и институтов физической культуры / под общ. ред. проф. С.И. Попова.– Р/н/Д.: Феникс,1999.

6. Лечебная физическая культура. Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики : методическое пособие / сост. Н.П. Горбунов.– Пермь: Перм.гос.ун-т., изд.4-е, перераб. и доп.– 2005.

Тема 4. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями зрения

Задачи занятия:

1. Формировать представления об особенностях физического и двигательного развития дошкольников с нарушениями зрения.

2. Углублять знания студентов о проблеме гиподинамии и организации двигательного режима в условиях специализированного учреждения.

3. Формировать навыки определения задач физического воспитания и ЛФК, содержании занятий по ЛФК, видах упражнений для детей с нарушением зрения.

Форма отчетности:конспекты.

Форма организации:дискуссия.

Вопросы и задания для изучения темы:

1. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения.

2. Характеристика детей с нарушением зрения.

3. Характеристика зрительной функции.

4. Зрительные дисфункции у детей школьного возраста.

5. Особенности психического развития детей с нарушением зрения.

6. Особенности физического развития и двигательных нарушений.

7. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.

8. Задачи и средства адаптивного физического воспитания.

9. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания.

10. Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития.

11. Использование и развитие сохранных анализаторов.

12. Особенности регулирования психофизической нагрузки. Показания и противопоказания к физическим нагрузкам.

13. Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния.

14. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения.

15. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения.

16. Коррекция и профилактика нарушений зрения.

Литература к теме:

1. Лечебная физическая культура / под ред. С.Н. Попова.– М.: Физкультура и спорт, 1988.

2. Лечебная физическая культура : Справочник / под ред. В.А.Епифанова.– М.: Медицина,1987.

3. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев.– Л.: Медицина, 1988.

4. Учебник инструктора по лечебной физкультуре / под ред. В.П. Правосудова.– М.: Физкультура и спорт, 1980.

5. Физическая реабилитация : учебник для академий и институтов физической культуры / под общ. ред. проф. С.И. Попова.– Р/н/Д.: Феникс,1999.

6. Лечебная физическая культура. Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики : методическое пособие / сост. Н.П. Горбунов.– Пермь: Перм.гос.ун-т., изд.4-е, перераб. и доп.– 2005.

Тема 5. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями речи

Задачи изучения темы:

1. Способствовать формированию представлений об особенностях физического и двигательного развития дошкольников с нарушениями речи разного генеза, значении коррекции двигательной сферы для преодоления речевых нарушений.

2. Формировать навыки определения задач и содержания работы по развитию и преодолению нарушений двигательного статуса, организации двигательного режима.

3. Углублять представления о преемственности в содержании, методах обучения на логопедических занятиях и занятиях по нормализации двигательного развития. Роль педагога-воспитателя в развитии двигательной сферы дошкольников с нарушениями речи.

Форма отчетности: доклады.

Форма организации: деловая игра.

Вопросы и задания к изучению темы

1. Методика адаптивной физической культуры при нарушениях речи.

2. Понятие о нарушениях речи детей: классификация, этиология.

3. Сопутствующие заболевания и вторичные нарушения.

4. Речевые и психические отклонения.

5. Двигательные нарушения.

6. Двигательная реабилитация детей с нарушениями речи.

7. Адаптивное физическое воспитание детей логопатов .

8. Нетрадиционные формы занятий.

9. Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой при нарушениях речи.

10. Разработка разных вариантов программ коррекции двигательного развития с учетом индивидуальных особенностей детей.

11. Составление конспекта занятия.

Литература к теме:

1. Лечебная физическая культура / под ред. С.Н. Попова.– М.: Физкультура и спорт, 1988.

2. Лечебная физическая культура : Справочник / под ред. В.А.Епифанова.– М.: Медицина,1987.

3. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев.– Л.: Медицина, 1988.

4. Учебник инструктора по лечебной физкультуре / под ред. В.П. Правосудова.– М.: Физкультура и спорт, 1980.

5. Физическая реабилитация : учебник для академий и институтов физической культуры / под общ. ред. проф. С.И. Попова.– Р/н/Д.: Феникс,1999.

6. Лечебная физическая культура. Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики : методическое пособие / сост. Н.П. Горбунов.– Пермь: Перм.гос.ун-т., изд.4-е, перераб. и доп.– 2005.

Наши рекомендации