Факторы внешней и внутренней среды вуза, определяющие его конкурентоспособность
В системе обеспечения конкурентоспособности вузов выделяют внешние и внутренние факторы.
Под внешними факторами понимается все то, что задает формальные правила деятельности вуза на данном региональном, национальном или мировом рынке. Внешние факторы не поддаются воздействию со стороны вуза, но их необходимо учитывать в оценке конкурентоспособности вуза и в выборе конкурентной стратегии.
Внутренние факторы - это возможности вуза по обеспечению собственной конкурентоспособности (стратегический потенциал). Задача вуза заключается в том, чтобы на основе анализа факторов внешней среды преобразовать внутренние факторы в реальные конкурентные преимущества в виде конкурентоспособной продукции [3. С. 132-133]. Взаимодействие высшей школы с внешней средой необходимо рассматривать на трех уровнях: мегасреда, макросреда и микро среда (табл. 2.1).
Таблица 2.1 - Система факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза
Уровень | Группа факторов | Влияние на стратегию вуза |
Мега среда | Мировое пространство | Возникает необходимость отражения в учебном процессе перехода от экономики товаров к экономике знаний, а также учета условий, связанных с вступлением России в Болонский процесс |
Технологические | В производстве широко используются интеллектуальные технологии, в связи с этим возрастает степень разнообразия услуг, востребованных потребителями | |
Правовые | Международная система стандартизации и сертификации | |
Природные | Консервативный элемент внешней среды, который претерпевает изменения | |
Информационные | Возрастает объем информации, интенсивно развивается Интернет, де- лая необходимым применение в процессе обучения информационных технологий | |
Макро среда | Национальноэкономическ. | Межнациональные и межрегиональные взаимоотношения, уровень политической стабильности и социальной напряженности |
Экономические | Конкурентоспособность страны; государственное регулирование и поддержка развития человека, науки и инновационной деятельности; налоговая политика; развитие межгосударственных и региональных связей | |
Нормативно- правовые | Национальная система стандартизации и сертификации. Нормативные акты министерств и ведомств, органов управления субъектов Федерации | |
Микро среда | Рынок образования | Конкурентоспособность субъекта Федерации и города, в котором расположен вуз; структура региональной экономики; государственная поддержка |
Социальные | Численность и состав населения; уровень и качество жизни населения | |
Структурные | Структура рынка; наличие и возможности конкурентов; емкость рынка | |
Организационные | Отлаженность взаимодействия национальной, региональной и местной среды |
Существенные изменения происходят в настоящее время в мегасреде: в мировом экономическом пространстве идут процессы глобализации и интеграции национальных экономик, что предъявляет определенные требования к содержанию подготовки будущих специалистов.
Факторы макросреды едины для всех вузов страны, а микросреда у каждого региона своя [6. С. 155].
Все эти факторы могут, как повышать, так и снижать конкурентоспособность вуза. Так как внешняя среда оказывает значительное влияние на образовательный процесс, необходимы постоянный ее мониторинг и поиск методов адаптации к ее изменениям.
Внутренняя среда также подвержена изменениям, она определяет потенциал вуза в области качества образовательных услуг и должна гибко реагировать на изменения внешней среды (табл. 2.2). Содержание обучения задают государственные образовательные стандарты, а также профессиональнообразовательные программы, разработанные вузом. Непосредственное влияние на качество образовательных услуг оказывают методы и средства обучения. Ядром вуза, определяющим качество обучения, является кадровый потенциал, от уровня профессионализма преподавателей, от их владения современными методами и средствами обучения также зависит качество образовательных услуг. Производственный (материально-
технический) потенциал не менее важен: не бывает технологий без средств обучения. Финансовый потенциал влияет на качество кадрового, производственного и информационного потенциала, он формируется за счет собственных источников и финансовых ресурсов, получаемых от государства [6. С. 154-155].
Таблица 2.2 - Факторы внутренней среды, характеризующие конкурентоспособность вуза.
Составляющие конкурентоспособности | Показатели конкурентоспособности |
Финансово- экономическая | Коэффициент обеспеченности одного студента/преподавателя денежными средствами, коэффициент рентабельности предпринимательской деятельности, соотношения внебюджетных и бюджетных источников финансирования |
Маркетинговая | Ценовая конкурентоспособность услуг, качество услуг, количество программ МВА, коэффициент эффективности рекламы |
Материально- техническая | Фондовооруженность труда; коэффициент годности основных средств; коэффициент обеспеченности и обновляемости - учебно-лабораторной, инструментальной, библиотечной и спортивной баз; коэффициент информатизации; обеспеченность жилой площадью общежитий |
Кадровая | Уровень квалификации научно-педагогических кадров; продуктивность докторских и кандидатских спецсоветов; коэффициент интенсивности издания учебников и пособий; среднемесячная заработная плата персонала; коэффициент стабильности кадров; уровень трудовой дисциплины |
Конкурентоспособность выпускников | Процент дипломов с отличием, рекомендации в аспирантуру, процент заявок на трудоустройство молодых специалистов к общему выпуску, коэффициент трудоустроенных, представительство выпускников в политической, экономической, культурной элите региона, города, уровень владения иностранными языками и информационными технологиями, темпы карьерного роста выпускников |
Данную таблицу необходимо дополнить таким немаловажным фактором внутренней среды, как инновационность вуза, которая характеризуется:
- многовариантностью форм оказания образовательных услуг (по длительности обучения, формированию учебных планов и программ, формам и методам обучения);
- наличием современных форм контроля знаний;
- оригинальностью программ обучения;
- ориентацией на определенный сегмент потребителей и проч.
Существенное влияние на качество образования, а соответственно и на конкурентоспособность вуза, оказывают также разрабатываемые вузами системы управления качеством на основе стандартов образовательной деятельности.