Факторы внутренней и внешней среды.

Среди важных факторов, которые оказывают влияние на формирование

конкретной (национальной) модели корпоративного управления (контроля),

следует выделить:

- конкретная структура владения акциями в корпорации;

- специфика финансовой системы в целом как механизма трансформации

сбережений в инвестиции (типы и распределение финансовых контрактов,

состояние финансовых рынков, типы финансовых институтов, роль банковских

институтов);

- соотношение источников финансирования корпорации;

- макроэкономическая ситуация и экономическая политика в стране;

- политическая система (существует ряд исследований, проводящих пря-

мые параллели между устройством политической системы "избиратели-парла-

мент-правительство" и моделью корпоративного управления "акционеры-совет

директоров-менеджеры");

- история развития и современные особенности правовой системы и

культуры;

- традиционная (исторически сложившаяся) национальная идеология;

- сложившаяся практика деловых отношений;

- традиции и степень вмешательства государства в экономику и его роль

в регулировании правовой системы.

Внешняя среда –

· Государственные органы

· механизмы рыночного контроля. Для владельцев важным следствием корпоративного управления является получение части прибыли, повышения курсовой цены акций корпорации. Поэтому в системе корпоративного управления значительную роль играют рынки продукции, а также финансовые рынки. Рынки продукции являются четкими индикаторами правильности корпоративной стратегии и тактики фирмы, они приводят к ликвидации неэффективно действующих структур. Финансовые рынки являются показателями состояния корпорации на основе котировки корпоративных ценных бумаг. Наличие финансовых рынков дает возможность владельцам корпоративных прав лишиться их в случае неэффективного корпоративного управления.

· общественные организации и средства массовой информации, которые влияют на корпоративную стратегию и тактику. Существует достаточно развитая система защиты инвесторов-акционеров, кроме государственных органов представлена общественными организациями, осуществляющими определенный надзор за развитием корпоративного сектора, влияющие на принятие решений, особенно через средства массовой информации. Корпоративная стратегия и культура находят свое отражение на страницах прессы и телевидения, дают довольно часто ориентиры владельцам корпоративных прав для осуществления ими соответствующих действий - избавляться от тех или иных ценных бумаг, собирать органы управления или как-то влиять на их работу, осуществлять другие мероприятия, направленные на обеспечение своих корпоративных прав.

Внутренняя среда –

· Наличия эффективных норм и процедур взаимоотношений собственников и их влияния на менеджмент предприятия. Такие нормы и процедуры, как проведение общего собрания и принятия ими решений, определение органов надзора за деятельностью менеджеров в периоды между собраниями, являются чрезвычайно важными элементами корпоративного управления. Они формируются частично из внешней среды - обязательными законодательное разработанными предписаниями и нормами и частично - из внутреннего - созданными корпоративными документами, которые имеют правовую силу на уровне хозяйственного общества и не противоречат законодательное определенным нормам.

· Особенности объектов регулирования. Так, в небольших хозяйственных обществах, например обществах с ограниченной ответственностью, где оптимальной является наличие лишь нескольких владельцев, системы корпоративного управления значительно отличаются от системы управления акционерных обществ с большим количеством владельцев. Кроме того, в самих акционерных обществах могут быть акции распылены среди большого количества собственников, и для таких корпораций управление является более сложным, чем для фирм, даже крупных по объемам производства, однако с несколькими инвесторами-собственниками. Выход собственников из хозяйственного общества, уступки ими своих корпоративных прав зависят от вида хозяйственного общества и, с одной стороны, определяются корпоративным управлением, а с другой - влияют на корпоративное управление, которое используется в них.

Наши рекомендации