Приемы и упражнения, используемые в работе над ударением и интонацией
Ударение в русском языке характеризуется сильноцентрализующим характером. Это значит, что безударные слоги в слове произносятся с ослабленным мышечным напряжением, с редукцией, т.е. они «притягиваются» к ударному слогу. Произношение ударного слога отличается большей длительностью, напряженностью, четкостью и полнотой артикуляции.
Другими особенностями русского ударения является его подвижность и разноместность.
Усвоению ударения предшествуют ритмические модели, которые представлены в учебниках 1 и 2-го классов. Они формируют специфику образования слова путем произношения сочетаний согласных, их оглушения и озвончения, переключения артикуляции с твердого звука на мягкий и др.
Работа с ритмическими моделями начинается с момента усвоения двусложных слогов типа: ТАта, таТА. Далее переходят к работе над трехсложными словами. Последовательность их усвоения следующая: ТАтата, таТАта, татаТА.
Используют графическую модель такого вида: ии — ТАта. Модель сначала озвучивается учителем, а затем сочетается с ее простукиванием, которое хорошо отражает разницу между ударным и безударным слогом. Затем ученики простукивают ритмическую модель и озвучивают ее. В процессе такой работы используют только хорошо произносимые звуки. В то же время длительное использование приема утрирования ударного слога может осложнить работу над интонацией. Используются различные сочетания согласных, смена открытых и закрытых слогов, звуков различной артикуляционной трудности (например, обращается внимание на сочетания оппозиционных звуков: аффрикат, свистящих — шипящих, звонких — глухих и др.)-
Практическое изучение интонации становится возможным, когда нормализуются фонетические средства, с помощью которых происходит интонационное оформление:
§ изменение частоты колебания голосовых складок, которое воспринимается как изменение высоты (мелодика);
§ изменение скорости артикуляции, которое воспринимается как изменение темпа речи;
§ изменение силы артикуляции, которое воспринимается как изменение громкости;
§ прекращение фонации — пауза.
Главную роль при интонационном оформлении играет мелодика. Любое высказывание выражается одним и тем же набором интонационных средств.
К интонационным типам русского языка относятся:
§ ? повествовательная, или завершающая, интонация. Происходит понижение основного тона на ударном слоге слова, который стоит под фразовым ударением. К концу фразы уменьшается интенсивность и увеличивается длительность ударного гласного;
§ вопросительная интонация характеризуется повышением основного тона ударного гласного слова, который стоит под ударением. На заударных гласных основной тон понижается;
§ интонация незавершенности близка к интонации вопроса (меньше подъем основного тона на главном ударном гласном);
§ интонация восклицательная (эмоциональной выделенности) реализуется повышением частоты основного тона голоса, увеличением интенсивности или длительности на главном ударном слоге.
Овладение этими просодическими характеристиками речи достигается во 2-м классе путем наблюдения над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации. Ученики овладевают выразительным отраженным проговариванием вслед за логопедом, сопоставляют с помощью сигнальных карточек (? ! .) различную просодическую окраску. При этом обращается внимание на смысловую связь между отрезками предложения (синтагмами) и мелодикой, паузой и темпом. Дети учатся объяснять, почему смысловое ударение падает на определенное слово и именно это слово мы выделяем голосом. Для обогащения интонации используются выразительное чтение стихов с изучаемыми звуками, которые широко представлены в учебнике, а также короткие диалоги.
На овладение интонационными средствами влияют регулярные упражнения по определению слого-ритмической структуры слова. У учащихся развивается «чувство ударения», совершенствуется кинестетическая основа речи. Наибольшее внимание при формировании просодических характеристик следует уделять детям с алалией, дизартрией и заиканием.