Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Прочитайте с правильной интонацией приведенные тексты:

Упражнение 1

Прочитайте с правильной интонацией приведенные тексты:

Текст 1

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял мою комнату. Я встал и подошёл к окну. За стеклом все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг.

(К. Паустовский)

Текст 2

Исследования последних десятилетий позволили нам в полной мере осознать, что наша русская «античность» была не менее величественна и драматична, нежели классическая. С принятием христианства на Русь проникает византийская философия, которая во многих отношениях была выше западноевропейской средневековой философии.

(Из учебного пособия профессора А.Ф. Замалеева «Лекции по истории русской философии»)

Текст 3

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

(А. Блок)

Текст 4

Сидоров Александр учится в средней школе № 21 г. Смоленска с первого класса. Зарекомендовал себя как прилежный ученик. Серьёзно относится к учебным занятиям и общественным поручениям. Учится только на «4» и «5». Особый интерес проявляет к химии и биологии. Неоднократно участвовал в городских и областных олимпиадах по этим предметам, занимал призовые места.

Александр несколько лет подряд является членом совета школы, принимал активное участие в смотрах художественной самодеятельности. Является членом городского шахматного клуба, участвовал в спортивных соревнованиях.

(Характеристика на учащегося)

Текст 5

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль.

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль…

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова…

(С.Есенин)

Текст 6

Главному зоотехнику племсовхоза «Буртинский» Беляевского района Кубанису Давлетбаеву недавно присвоено звание «Заслуженный зоотехник Российской Федерации». За 27 лет работы в этом хозяйстве ему несколько раз областное руководство предлагало переехать в другие районы на более высокие и денежные должности. Но не может он покинуть эти ставшие родными для него места. (Из газеты «Южный Урал)

Текст 7

Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (т.е. грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. (Из энциклопедического словаря)

Упражнение 2

Сконструируйте предложения по предложенным схемам, добавляя их к имеющимся:

1) двухкомпонентные структурные схемы:

N1 — Vf: Ветер воет. Гром грохочет (М. Г.);

N1 — N1: Любовь и счастье у нас — синонимы (Ч.);

N1 — Adj: Тиха украинская ночь (П.);

Inf — N1: Говорить речи и поучения собственным де­тям — задача невероятно трудная (Мак.);

2) однокомпонентные схемы:

Уз8: Вот смерклосъ (Л.);

Inf: На булате ни написать, ни стереть (Посл.);

N1: Тишина. Полоска света (Тв.)

Некоторые структурные схемы обозначаются двояко.

На­пример:

N1 – N1 (Ок студент);

N1 - cop N1/5 (Он был сту­дент/студентом)

Примечание: Структурные схемы записываются с помощью символов, которые представляют собой сокращения латинских названий частей речи или их отдельных словоформ.

Например:

N1 (су­ществительное в форме именительного падежа), Adj (прилага­тельное), V (глагол), Vf (спрягаемый глагол), Inf (инфинитив), Adv (наречие) и др., а также Сор (связка).

Упражнение 3

В представленных текстах проведите актуальное членение предложений.

Текст 1

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Оренбургской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось ещё одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. (Информационная заметка в газете)

Текст 2

Доводим до Вашего сведения, что вчера после полуночи над нашим районным центром и прилегающей к нему сельской местности пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинён значительный материальный ущерб сельскому хозяйству. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание средней школы, для восстановления которого понадобится капитальный ремонт. (Служебное донесение)

Упражнение 4

В представленных текстах определите каждое предложения по следующим типам:

- по цели высказывания;

- по структу­ре;

- по эмоциональной окраске.

До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро приближалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон…

Мне становится жутко в бричке, и я чувствую, как кровь быстрее и быстрее обращается в моих жилах… (Л. Толстой)

Словарь по теме

Предложение — главное средство выражения и сообще­ния мысли. Его основная функция в языке — коммуника­тивная, т. е. функция сообщения.

Предикативность — это отнесенность содержаще­гося в предложении высказывания к действительности, уста­навливаемая и выражаемая говорящим.

Модальность — это оценка высказывания с точки зрения реальности/ирреальности.

Реальность — это со­ответствие действительности, выраженное синтаксическими средствами.

Ирре­альность — это несоответствие действительности, пред­ставление высказываемого как желаемого, требуемого, уста­навливаемого (предполагаемого) говорящим.

Время — это соотнесенность высказывания с моментом речи.

Лицо — это отнесенность высказывания к говорящему.

Интонация — сложное фонетическое явление.

Член предложения — это знаменательное слово, фразеологизм, или сочетание зна­менательного слова со служебным, или неделимое словосоче­тание, находящееся в отношениях «определяемое — опреде­ляющее» с другим словом, и пр.

Второстепенные члены предложения - это поясняющие члены предложения, подчиненные главным.

Структурная схема — это «имеющий свою фор­мальную организацию и свое языковое значение синтаксиче­ский образец, по которому может быть построено отдельное нераспространенное (элементарное) предложение».

Повествовательные предложения – в них выражается сообщение.

Побудительные предложения – в них выражается волеизъяв­ление, побуждение к действию.

Вопросительные предложения служит для выраже­ния вопроса, обращенного к собеседнику.

В собственно вопросительных предложениях заключается вопрос, обращенный к собеседнику и требующий ответа, предполагающий ответ.

Неместоименные вопросительные предложения предполагают утвердительный или отрицательный ответ, ко­торый наиболее кратко выражается нечленимыми предложе­ниями-словами Да и Нет.

Местоименные вопросительные предложения требу­ют развернутого ответа. Они включают в себя вопросительные слова — местоимения и местоименные наречия: что, кто, какой, чей, который, сколько, где, куда, откуда, когда, поче­му, зачем и др.

Вопросительно-риторические предложения не предполагают и не требуют ответа. В них выражаются раз­личные чувства и переживания говорящего — раздумье, сомнение, грусть, сожаление, печаль, радость, гнев и т. п.

Вопросительно-побудительные предложе­ния служат для выражения побуждения. В них нет собственно вопросительного значения. Говорящий не намеревается по­лучить новые сведения, а побуждает собеседника совершить какое-либо действие или приглашает сделать что-то совмест­но.

Вопросительно-отрицательные предложе­ния имеют такую же форму, как и собственно вопроситель­ные. В них употребляются вопросительные местоимения, на­речия, частицы, однако эти предложения не имеют вопроси­тельного значения, а содержат сообщение. Хотя в них нет специальных отрицательных слов, они выражают невозмож­ность какого-либо действия, состояния, невозможность при­писать предмету какой-либо признак.

Вопросительно-утвердительные предложения имеют в своем составе вопросительные частицы, место­имения, наречия в сочетании с отрицательной частицей не. Однако эта частица в данных предложениях не выражает от­рицания. Напротив, предложения с сочетаниями разве не, кто не, куда не, что не, кому не и др. выражают утвержде­ние, окрашенное модальными значениями неизбежности, долженствования, уверенности и т. п.

Восклицательнымпредложением являются повествовательные, побудительные и вопросительные предложения, которые могут иметь эмоциональную окраску, т. е. выра­жать отношение говорящего.

Наши рекомендации