Приемы и упражнения, используемые в работе над ударением и интонацией

Ударение в русском языке характеризуется сильноцентра-лизующим характером. Это значит, что безударные слоги в слове произносятся с ослабленным мышечным напряжением, с редукцией, т.е. они «притягиваются» к ударному слогу. Произношение ударного слога отличается большей длительностью, напряженностью, четкостью и полнотой артикуляции.

Другими особенностями русского ударения является его подвижность и разноместность.

Усвоению ударения предшествуют ритмические модели, которые представлены в учебниках 1 и 2-го классов. Они формируют специфику образования слова путем произношения сочетаний согласных, их оглушения и озвончения, переключения артикуляции с твердого звука на мягкий и др.

Работа с ритмическими моделями начинается с момента усвоения двусложных слогов типа: ТАта, таТА. Далее переходят к работе над трехсложными словами. Последовательность их усвоения следующая: ТАтата, таТАта, татаТА.

Используют графическую модель такого вида: ии — ТАта. Модель сначала озвучивается учителем, а затем сочетается с ее простукиванием, которое хорошо отражает разницу между ударным и безударным слогом. Затем ученики простукивают ритмическую модель и озвучивают ее. В процессе такой работы используют только хорошо произносимые звуки. В то же время длительное использование приема утрирования ударного слога может осложнить работу над интонацией. Используются различные сочетания согласных, смена открытых и закрытых слогов, звуков различной артикуляционной трудности (например, обращается внимание на сочетания оппозиционных звуков: аффрикат, свистящих — шипящих, звонких — глухих и др.)-

Практическое изучение интонации становится возможным, когда нормализуются фонетические средства, с помощью которых происходит интонационное оформление:

§ изменение частоты колебания голосовых складок, которое воспринимается как изменение высоты (мелодика);

§ изменение скорости артикуляции, которое воспринимается как изменение темпа речи;

§ изменение силы артикуляции, которое воспринимается как изменение громкости;

§ прекращение фонации — пауза.

Главную роль при интонационном оформлении играет мелодика. Любое высказывание выражается одним и тем же набором интонационных средств.

К интонационным типам русского языка относятся:

§ ? повествовательная, или завершающая, интонация. Происходит понижение основного тона на ударном слоге слова, который стоит под фразовым ударением. К концу фразы уменьшается интенсивность и увеличивается длительность ударного гласного;

§ вопросительная интонация характеризуется повышением основного тона ударного гласного слова, который стоит под ударением. На заударных гласных основной тон понижается;

§ интонация незавершенности близка к интонации вопроса (меньше подъем основного тона на главном ударном гласном);

§ интонация восклицательная (эмоциональной выделенности) реализуется повышением частоты основного тона голоса, увеличением интенсивности или длительности на главном ударном слоге.

Овладение этими просодическими характеристиками речи достигается во 2-м классе путем наблюдения над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации. Ученики овладевают выразительным отраженным проговариванием вслед за логопедом, сопоставляют с помощью сигнальных карточек (? ! .) различную просодическую окраску. При этом обращается внимание на смысловую связь между отрезками предложения (синтагмами) и мелодикой, паузой и темпом. Дети учатся объяснять, почему смысловое ударение падает на определенное слово и именно это слово мы выделяем голосом. Для обогащения интонации используются выразительное чтение стихов с изучаемыми звуками, которые широко представлены в учебнике, а также короткие диалоги.

На овладение интонационными средствами влияют регулярные упражнения по определению слого-ритмической структуры слова. У учащихся развивается «чувство ударения», совершенствуется кинестетическая основа речи. Наибольшее внимание при формировании просодических характеристик следует уделять детям с алалией, дизартрией и заиканием.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПОДГОТОВКЕ КОНСПЕКТОВ УРОКОВ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ

Материалы, приведенные в данном разделе пособия, содержат разноуровневый дидактический материал, направленный на формирование произносительной стороны речи, и предполагают творческий подход учителя-логопеда к подготовке конспекта урока. Они могут быть модифицированы в зависимости от уровня речевого развития и особенностей психической сферы детей с разными формами речевой патологией. Учитель-логопед определяет объем усваивамого материала, способы текущего контроля за качеством речи, что во многом зависит от особенностей состава класса и уровня владения языковыми навыками и умениями, выработанными ранее в процессе прохождения учебного материала.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА

Структура уроков произношения определяется необходимостью сформировать звуковую и звуко-слоговую структуру речи, обеспечить возможности полноценной речевой коммуникации.

Распределение материала внутри урока может быть различным: оно зависит от этапа обучения, от сложности усвоения артикуляции, восприятия и дифференциации звуков, от индивидуальных особенностей состава учащихся, систематичности коррекционного процесса и других факторов. В этой связи предлагаемые структурные элементы не следует воспринимать как шаблон. Урок произношения не должен быть однообразным и утомительным. Огромную роль играют средства наглядности и использование игровых приемов, элементы соревнования. Тщательно продумывается посильность предлагаемых упражнений и возможные индивидуальные затруднения. В то же время необходимо усложнять речевой материал в соответствии с программой.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1 ЧАС)

Урок 1

Цель: закреплять знания о гласных звуках и буквах; развивать умение различать гласные по их характерным особенностям; учить детей правильно произносить гласные звуки, наблюдать за слогообразующей и смыслоразличительнои ролью гласных звуков.

1. Урок целесообразно начать с рассматривания учебника и объяснения системы его организации.

2. Повторение гласных звуков.

3. Отличительные признаки гласных звуков.

4. Условное обозначение гласного звука (красный треугольник).

5. Четкое повторение гласных звуков за учителем.

6. Самостоятельное называние гласных звуков с использованием таблицы. Упражнение направлено одновременно на развитие внимания и логического мышления. Дети самостоятельно или с помощью учителя должны выявить буквенную последовательность и назвать звук вместо знака.

7. Определение роли гласных звуков в русском языке.

8. Чтение слогов, слов различной слоговой структуры. Слова, состоящие из четырех слогов, для облегчения прочтения и правильного произношения разбиты на слоги.

9. Гласные буквы. Их количество в русском языке.

10. Сравнение гласных и йотированных гласных звуков: изолированно, в слогах, словах при повторении и чтении.

11. Определение слов с заданным гласным звуком.

12. Выразительное чтение стихотворений и диалогов. Расширить задания урока учитель-логопед может за счет:

§ организации лингвистических наблюдений за произношением гласных звуков и игровых приемов типа: «Кто быстрее назовет все буквы для обозначения гласных звуков? »;

§ записывания слов и предложений, подчеркивания гласных.

Итог урока:

§ Как отличить гласный звук от согласного?

§ Какие признаки гласных вы можете назвать?

МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (4 ЧАСА)

Уроки 2-5

Цель: закрепить знания детей об особенностях мягких согласных звуков; показать смыслоразличительную функцию согласных в слове; развивать навыки различения мягких согласных звуков в слове, обозначать их буквами.

1. Называние картинок.

2. Определение первого звука в словах.

3. Моделирование проблемной ситуации: «Все названные звуки разные, но чем они похожи?». Во-первых, все названные звуки — согласные. Во-вторых, все они мягкие. Следует обратить внимание детей на обозначение мягкого согласного (зеленый квадрат).

4. Произношение мягких согласных звуков. Буквенное обозначение мягкости согласных.

5. Отработка навыка произношения и чтения мягких согласных в слогах.

6. Мягкий знак и гласные Я, Ё, Ю, Е, И. Особый звук Й и схема образования йотированных гласных. Воспроизведение слогов с мягкими согласными звуками, воспринятых на слух; чтение звуковых схем.

7. Чтение слов, систематизированных по слоговой структуре и содержащих мягкие согласные звуки. Расширить содержание задания учитель-логопед может, предложив учащимся самостоятельно подобрать слово к схеме, содержащее один, два, три мягких согласных звука.

8. Закрепление четкого произношения мягких согласных звуков в словосочетаниях.

9. Работа над темпом речи. Проговаривание скороговорки. Обобщение учителя-логопеда: Все звуки в словах надо произносить ясно, четко — тогда речь будет понятна окружающим людям.

10. Упражнение на словообразование, составление предложений.

11. Сравнение схем слов (везение — вязание). Задания на звуковой анализ.

12. Определение общего мягкого звука в словах.

13. Чтение слов, систематизированных по наличию определенного мягкого звука.

14. Словарная работа: подбор антонимов к данным словам, согласование существительных с прилагательными по образцу. Лексика задания подобрана с учетом тематики уроков: «Мягкие согласные звуки».

15. Чтение текста, насыщенного мягкими звуками.

16. Отработка произношения мягких звуков в текстах: репродуктивные задания (чтение текстов, пословиц); задания продуктивного характера (дополнение предложений, пересказ, близкий к тексту, с опорой на готовую модель, составление рассказа с опорой на сюжетную картинку).

17. Работа с текстом. Смыслоразличительная функция ударения. Учитель-логопед может предложить детям выписать слова: стрелки — стрелки, гвоздики — гвоздики; определить ударные слоги; составить звуковые схемы слов.

Задания уроков, объединенных данной тематикой, могут быть расширены за счет упражнений типа:

§ запись слов и подчеркивание букв, обозначающих мягкие согласные звуки;

§ обсуждение вопроса: «Чего меньше в русском языке: согласных звуков или букв для обозначения согласных звуков?».

Итог уроков:

§ Как различить мягкие согласные звуки в слове?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (4 ЧАСА)

Уроки 6-9

Цель: развивать умение различать и четко произносить мягкие и твердые звуки; обобщить знания учащихся об обозначении мягкости и твердости согласных.

1. Наблюдение за произношением парных твердых и мягких согласных звуков в словах. Называние слов по звукам. Ответ на вопрос: Чем отличаются первые звуки в словах: павлин — петух; бык — белка; тыква — тигр)

2. Чтение слогов с оппозиционными согласными по мягкости — твердости.

3. Чтение слов с четким произношением оппозиционных согласных по мягкости — твердости.

4. Наблюдение за смыслоразличительной функцией согласных звуков в слове. Анализ слов типа: воз — вез; рад — ряд. Сопоставление пар слов по смыслу, звучанию, написанию. Произношение звуков, которыми различаются слова.

5. Способы обозначения твердых и мягких согласных на письме. Определение роли мягкого знака в словах.

6. Чтение словосочетаний с мягкими и твердыми согласными.

7. Методика «слова с окнами»: вставить пропущенные буквы; обосновать выбор вписываемой буквы.

8. Сравнение слов пёнки — пеньки по произношению, написанию, звуковой структуре. Определение ударного слога.

9. Чтение «звуковых схем». Определение схем слов, в конце которых пишется мягкий знак. Подбор слов к схемам.

10. Темпо-ритмические упражнения (Произнеси медленно; произнеси быстро).

11. Упражнения, направленные на развитие когнитивных процессов (памяти, внимания, операций мышления) типа: «Рассмотри картинки, найди отличия, посчитай количество
предметов» и т.д.

12. Выразительное чтение и отгадывание загадки. Объяснение отгадки.

13. Работа с текстами. Выполнение послетекстовых заданий: произношение слов с мягкими согласными звуками; выбор слов с заданными твердыми и мягкими звуками.

14. Выразительное чтение стихотворений.

15. Четкое произношение и сравнение словоформ типа: учит — учить; носит — носить и т.д.

16. Выразительное чтение поговорки. Обсуждение ее смысла.

17. Работа над силой голоса.

18. Выразительное чтение рассказа В. Голявкина «Стук».

Обратить внимание на четкое, ритмичное и громкое произношение звукоподражаний, которыми насыщен текст. Обсудить, какие действия могут сопровождать следующие звукосочетания: бум, бам, бим, тик, ух, трах и т.д.

Целесообразно расширить содержание заданий данной темы за счет звуко-буквенного разбора слов с парными твердыми и мягкими согласными.

Итог уроков:

§ Чем различаются твердые и мягкие согласные звуки?

§ Почему некоторые согласные звуки называются парными?

§ По каким признакам на письме можно определить мягкость или твердость согласных?

§ Перечислите гласные, которые пишутся после мягких (твердых) согласных.

ЗВУК Й (2 ЧАСА)

Уроки 10-11

Цель: совершенствование произношения звука Й в положении после гласных и разделительного мягкого знака. Обобщение знаний об обозначении звука Й на письме различными вариантами.

1. Определение места звука Й в словах.

2. Четкое повторение слогов со звуком Й.

3. Чтение слов различной слоговой структуры со звуком Й. Четкое произношение звука в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце).

4. Составление словосочетаний с притяжательными место имениями (моя юла; твой ящик).

5. Произнесение слов со звуком Й. Разъяснение значений слов: рояль (струнный, клавишный инструмент, разновидность фортепьяно); баян (духовой музыкальный инструмент, усовершенствованный вид гармони); флейта (старинный духовой инструмент). Обобщение: это музыкальные инструменты. Звуко-буквенный анализ слова флейта. Составление предложений с данными словами.

6. Составление слов из слогов, данных вразброс.

7. Чтение словосочетаний, включающих слова со звуком Й в различных положениях.

8. Работа над темпом речи.

9. Сопоставление однокоренных слов типа: хозяйка — хозяйская — хозяйничать. Обсуждение с детьми вопроса: «По какому признаку слова распределяются по столбцам; какие из слов называют предметы, какие — признаки предметов, а какие — действия?». Подбор слов по одному из выявленных признаков.

10. Название цветов радуги с четким произношением звука Й в конце слова.

11. Работа со словами, обозначающими некоторые цвета и оттенки.

12. Уточнение значения словосочетаний типа красная книга; розовые очки.

13. Чтение слов с четким произношением звука Й.

14. Составление словосочетаний.

15. Изменение глаголов по лицам (действует говорящий: даю, пою, мою; обращение к собеседнику: даешь, поешь, моешь; действует тот, кому говорят: даете, пьете, моете).

16. Обозначение признака предмета (кофе — магазин... (какой?) — кофейный).

17. Работа со словосочетаниями.

18. Четкое произношение пословиц. Объяснение их смысла.

19. Четкое произношение названий цветов (лилия, бегония, настурция, фуксия). Обобщение.

20. Заучивание стихотворения. Сопоставление форм слов: попугай — попугаи.

21. Выразительное чтение стихотворений.

22. Составление рассказа по серии картинок.

23. Сравнение произношения слогов трех типов: твСГ — мСГ — мСЙГ.

24. Называние картинок. Четкое произношение звука Й после разделительного мягкого знака.

25. Значение разделительного мягкого знака. Правописание разделительного мягкого знака.

26. Четкое произношение звука И после мягкого знака в словах разной слоговой структуры.

27. Сравнение словоформ типа семья — семьи.

28. Работа над произношением звука Й в словосочетаниях.

29. Изменение глаголов по лицам и числам (бью — бьет — бьют).

30. Составление слов с разделительным мягким знаком. Четкое их произношение.

31. Словоизменение (гордость — гордостью).

32. Работа над произношением звука Й в предложениях.

33. Сопоставление слов типа солю — солью. Различение слов на слух. Наблюдение за смыслоразличительной ролью мягкого знака в словах. Обсуждение вопроса, одинаково ли количество звуков и букв в каждом из слов.

34. Работа над произношением притяжательных прилагательных.

35. Четкое и правильное произношение звука Й в текстах.

36. Работа над темпом речи.

37. Решение ребуса. (Ответ: «Семья».)

38. Работа с текстом: чтение, заглавие, окончание.

Итог уроков:

§ Что вы узнали о звуке Й?

§ Какую роль выполняет в слове разделительный мягкий знак?

Наши рекомендации