Изучение мотивационной структуры учебной деятельности подростков
Задача:
Определить соотношение мотивов учебной деятельности подростков.
Материалы и оборудование:
Специальный бланк для ответов, перечень вопросов (суждений) по учебной деятельности.
Методика:
В основе методики лежит моделирование ситуации выбора между двумя побуждениями. Испытуемому нужно оценить предложенные ему парные суждения, выбрать одно из них, приемлемость которого следует оценить в четырёхбальной шкале, от «0» до «3». Высший бал «3» означает полное согласие с суждением, нулевой балл — отсутствие какого бы то ни было согласия, не допускается оценивание парного суждения одинаковым баллом: 3-3, 2-2,1-1, кроме оценки суждений 0-0. При оценивании необходимо иметь ввиду факт согласия испытуемого с данным суждением, а не привлекательность последнего. Испытуемому предлагается:
а) набор карточек, в которых представлены два суждения (всего 36 карточек);
б) набор карточек, в которых представлено по одному суждению (всего в наборе 9 карточек). При выполнении теста необходимо самому составить из данных карточек парные варианты.
Пример одной из 36 карточек варианта а):
1. Учиться мне нравится. Сама учёба доставляет мне удовольствие. Но если предмет не интересен, то заниматься им не хочется. | 9. Я привык хорошо работать над уроками, старательно выполняю все задания. Просто иначе не могу. |
Пример карточек варианта б): см. перечень суждения по учебной деятельности.
№ п/п | Перечень суждений, характеризующих мотивы учебной деятельности. | Смысловая характеристика мотива. |
1. | Учиться мне нравится. Сама учеба доставляет мне удовольствие. Но если предмет не интересен, то заниматься им не хочется. | Мотив эмоционального восприятия процесса действия. |
2. | Учиться меня заставляют. Если откажешься, то все равно заставят. Уж лучше я буду учиться сам, пока это необходимо. | Мотив приемлемости принуждения (ориентация на необходимость действия вопреки желанию). |
3. | Того, кто хорошо учится, хвалят и уважают. Это организованные и умные ребята. Я стараюсь быть таким же. | Мотив самоутверждения (честолюбия, самолюбия), повышения самооценки |
4. | Учиться хорошо лучше, чем учиться плохо. Образование дает возможность получать хорошую зарплату и приличное место в жизни. | Мотив прагматической выгоды делового плана |
5. | Я стараюсь учиться, чтобы не потерять уважения в глазах учителя. Неприятно, если он будет во мне разочарован. | Мотив социальной идентификации с педагогом, ориентации на его мнение. |
6. | Я стараюсь учиться, чтобы мой класс был не хуже других по успеваемости. В нашем классе уважают тех, кто умеет учиться. | Мотив социальной идентификации с группой сверстников (товарищей, друзей, одноклассников). |
7. | Я стараюсь учиться, чтобы мои родители были довольны мной. Их мнение и оценка для меня много значат. | Мотив социальной идентификации с родными (ориентация на позицию сесби). |
8. | Я стараюсь учиться, потому что только знающий человек нужен людям. | Мотив общественной значимости (ориентация на пользу незнакомым людям). |
9. | Я привык хорошо работать над уроками, старательно выполнять все задания, просто иначе не могу. | Мотив принципиальной добросовестной исполнительности. |
Обработка результатов:
1. Подсчитать сумму баллов для каждого мотива (по 9 мотивам).
2. Получить показатели значимости по девяти мотивам учебной деятельности в диапазоне от 0 до 24 баллов (максимальное количество баллов — 24 = 3 (высший бал оценивания)* 8 (число сочетаний)).
3. Полученные данные использовать для составления:
а) сводной таблицы;
б) индивидуальной диаграммы для каждого испытуемого;
в) кривой распределения величин каждого из мотивов.
Для получения кривой значение каждого из мотивов выписываются в убывающем порядке, а затем накладываются на ось координат, где ось абцисс -шкала в 24 балла, ось ординат - число участников выборки. Для получения кривой распределения выделяются отрезки - число высокомотивированных испытуемых (от 16 до 24 баллов), число среднемотивированных в данной деятельности (от 8 до 16) и число низкомотивированных испытуемых ( от 0 до 8 баллов).
Анализ индивидуальной мотивационной структуры деятельности может производиться по принципу выявления типа этих структур. При этом сравниваются максимальные показатели индивидуальных мотивов (2 - 4), групповых (5 - 7) и общественных (8 - 9). Результаты сопоставления отражаются формулой: И... Гр... О, где И (индивидуальные мотивы), Гр (групповые мотивы), О (общественные мотивы) в своих сочетаниях образуют индивидуалистическую мотивационную структуру:
И>Гр>0;
Групповую мотивационную структуру:
И<Гр>0;
Индивидуально-общественную мотивационную структуру
И>Гр<0;
Коллективистическую мотивационную структуру:
И<Гр<0.
Таким образом, можно, пользуясь формулами, характеризовать направленность действий отдельного испытуемого или целой группы.
Сводная таблица
После подсчёта баллов для каждого испытуемого целесообразно занести все данные по группе в сводную таблицу; выделить среднее арифметическое по каждому мотиву (сумму баллов по мотиву разделить на количество испытуемых).