Изучение мотивационной структуры учебной деятельности подростков

Задача:

Определить соотношение мотивов учебной деятельности подростков.

Материалы и оборудование:

Специальный бланк для ответов, перечень вопросов (суждений) по учебной деятельности.

Методика:

В основе методики лежит моделирование ситуации выбора между двумя побуждениями. Испытуемому нужно оценить предложенные ему парные суждения, выбрать одно из них, приемлемость которого следует оценить в четырёхбальной шкале, от «0» до «3». Высший бал «3» означает полное согласие с суждением, нулевой балл — отсутствие какого бы то ни было согласия, не допускается оценивание парного суждения одинаковым баллом: 3-3, 2-2,1-1, кроме оценки суждений 0-0. При оценивании необходимо иметь ввиду факт согласия испытуемого с данным суждением, а не привлекательность последнего. Испытуемому предлагается:

а) набор карточек, в которых представлены два суждения (всего 36 карточек);

б) набор карточек, в которых представлено по одному суждению (всего в наборе 9 карточек). При выполнении теста необходимо самому составить из данных карточек парные варианты.

Пример одной из 36 карточек варианта а):

1. Учиться мне нравится. Сама учёба доставляет мне удовольствие. Но если предмет не интересен, то заниматься им не хочется. 9. Я привык хорошо работать над уроками, старательно выполняю все задания. Просто иначе не могу.

Пример карточек варианта б): см. перечень суждения по учебной деятельности.

№ п/п   Перечень суждений, характеризующих мотивы учебной деятельности.   Смысловая характеристика мотива.  
1. Учиться мне нравится. Сама учеба доставляет мне удовольствие. Но если предмет не интересен, то заниматься им не хочется. Мотив эмоционального восприятия процесса действия.
2. Учиться меня заставляют. Если откажешься, то все равно заставят. Уж лучше я буду учиться сам, пока это необходимо. Мотив приемлемости принуждения (ориентация на необходимость действия вопреки желанию).
3. Того, кто хорошо учится, хвалят и уважают. Это организованные и умные ребята. Я стараюсь быть таким же. Мотив самоутверждения (честолюбия, самолюбия), повышения самооценки
4.   Учиться хорошо лучше, чем учиться плохо. Образование дает возможность получать хорошую зарплату и приличное место в жизни.     Мотив прагматической выгоды делового плана  
5.   Я стараюсь учиться, чтобы не потерять уважения в глазах учителя. Неприятно, если он будет во мне разочарован.   Мотив социальной идентификации с педагогом, ориентации на его мнение.  
6.   Я стараюсь учиться, чтобы мой класс был не хуже других по успеваемости. В нашем классе уважают тех, кто умеет учиться.   Мотив социальной идентификации с группой сверстников (товарищей, друзей, одноклассников).  
7.   Я стараюсь учиться, чтобы мои родители были довольны мной. Их мнение и оценка для меня много значат.   Мотив социальной идентификации с родными (ориентация на позицию сесби).  
8.   Я стараюсь учиться, потому что только знающий человек нужен людям.   Мотив общественной значимости (ориентация на пользу незнакомым людям).  
9.   Я привык хорошо работать над уроками, старательно выполнять все задания, просто иначе не могу.   Мотив принципиальной добросовестной исполнительности.  

Обработка результатов:

1. Подсчитать сумму баллов для каждого мотива (по 9 мотивам).

2. Получить показатели значимости по девяти мотивам учебной деятельности в диапазоне от 0 до 24 баллов (максимальное количество баллов — 24 = 3 (высший бал оценивания)* 8 (число сочетаний)).

3. Полученные данные использовать для составления:

а) сводной таблицы;

б) индивидуальной диаграммы для каждого испытуемого;

в) кривой распределения величин каждого из мотивов.

Для получения кривой значение каждого из мотивов выписываются в убывающем порядке, а затем накладываются на ось координат, где ось абцисс -шкала в 24 балла, ось ординат - число участников выборки. Для получения кривой распределения выделяются отрезки - число высокомотивированных испытуемых (от 16 до 24 баллов), число среднемотивированных в данной деятельности (от 8 до 16) и число низкомотивированных испытуемых ( от 0 до 8 баллов).

Анализ индивидуальной мотивационной структуры деятельности может производиться по принципу выявления типа этих структур. При этом сравниваются максимальные показатели индивидуальных мотивов (2 - 4), групповых (5 - 7) и общественных (8 - 9). Результаты сопоставления отражаются формулой: И... Гр... О, где И (индивидуальные мотивы), Гр (групповые мотивы), О (общественные мотивы) в своих сочетаниях образуют индивидуалистическую мотивационную структуру:

И>Гр>0;

Групповую мотивационную структуру:

И<Гр>0;

Индивидуально-общественную мотивационную структуру

И>Гр<0;

Коллективистическую мотивационную структуру:

И<Гр<0.

Таким образом, можно, пользуясь формулами, характеризовать направленность действий отдельного испытуемого или целой группы.

Сводная таблица

После подсчёта баллов для каждого испытуемого целесообразно занести все данные по группе в сводную таблицу; выделить среднее арифметическое по каждому мотиву (сумму баллов по мотиву разделить на количество испытуемых).

Наши рекомендации