Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru

Вероятностные педагогические задачи Возможные способы и приемы решения педагогических задач
Управление вниманием учащихся: привлечение непроизвольного внимания большинства учащихся, поддержание его в течение необходимого времени; переключение внимания с одного вида деятельности на другой; поддержание внимания при различных сочетаниях форм обучения; мобилизация и поддержание произвольного внимания; организация деятельности, развивающей способности самостоятельно контролировать свое внимание. Выделение объекта внимания: предъявление конкретных заданий, постановка вопросов, характерных для установления деловых отношений сотрудничества; применение аудиовизуальных средств и т.д. Использование новизны объекта внимания: ориентирование в предстоящей деятельности, постановка новых целей, сообщение новых фактов. Выработка динамических стереотипов - соблюдение постоянного стиля работы с учащимися; неизменность деловых отношений. Стимулирование целеустремленности, настойчивости, постановка заданий, предъявление требований к выполнению работы и критериев ее оценки и т.д.
Разъяснение смысла предстоящей деятельности: разъяснить научную значимость знаний и способов действий; показать их практическое значение; подчеркнуть их социальную и мировоззренческую значимость; формировать умение самостоятельно оценивать значимость знаний и выполняемой деятельности. Показ места знаний в общей их структуре: раскрытие связи общеобразовательного предмета с техникой, производством;показ достижений современной науки и культуры; показ необходимости знаний для общего развития, для овладения профессией; прием апперцепции;создание проблемных ситуаций, подчеркивающих необходимость знаний и умений в общественной и производственной деятельности; нацеливание учащихся на самовоспитание, на осознание ими ценности знаний.

£а

Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru

Вероятностные педагогические задачи Возможные способы и приемы решения педагогических задач
Управление вниманием учащихся: привлечение непроизвольного внимания большинства учащихся, поддержание его в течение необходимого времени; переключение внимания с одного вида деятельности на другой; поддержание внимания при различных сочетаниях форм обучения; мобилизация и поддержание произвольного внимания; организация деятельности, развивающей способности самостоятельно контролировать свое внимание. Выделение объекта внимания: предъявление конкретных заданий, постановка вопросов, характерных для установления деловых отношений сотрудничества; применение аудиовизуальных средств и т.д. Использование новизны объекта внимания: ориентирование в предстоящей деятельности, постановка новых целей, сообщение новых фактов. Выработка динамических стереотипов - соблюдение постоянного стиля работы с учащимися; неизменность деловых отношений. Стимулирование целеустремленности, настойчивости, постановка заданий, предъявление требований к выполнению работы и критериев ее оценки и т.д.
Разъяснение смысла предстоящей деятельности: разъяснить научную значимость знаний и способов действий; показать их практическое значение; подчеркнуть их социальную и мировоззренческую значимость; формировать умение самостоятельно оценивать значимость знаний и выполняемой деятельности. Показ места знаний в общей их структуре: раскрытие связи общеобразовательного предмета с техникой, производством; показ достижений современной науки и культуры; показ необходимости знаний для общего развития, для овладения профессией; прием апперцепции; создание проблемных ситуаций, подчеркивающих необходимость знаний и умений в общественной и производственной деятельности; нацеливание учащихся на самовоспитание, на осознание ими ценности знаний.

Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru




Педагогические ситуации

К ситуациям, имеющим педагогическое значение, относят следующие ситуации: стимулирования; выбора; успеха;

конфликтные ситуации; проблемные учебные ситуации, решения;

проблемных учебных задач; риска;

помощи и взаимопомощи; угрозы наказания; самооценки; общения; подчинения; убеждения;

обвинений и выдержки; быстрого переключения в деятельности и общении; соревнования и соперничества; сопереживания; проявления невнимания; и ограничения; игровые ситуации; ответственных решений; освоения новых способов деятельности; выражения веры и доверия; предъявления требований; тренинговые ситуации; расхолаживания дисциплины и дезорганизации; психологической поддержки; ненасильственного взаимодействия (ненасильственная педагогика) и т.д.

Активизирующие методы

Выбора и решения

Педагогических задач

Методы психологической активизации:

Метод конференции идей

Он основан на процессе стимулирования идей на уровне сознания. Правила для использования данно­го метода:

• исключение всякой критики, насмешек над выдвигаемыми предложениями;

• число участников 5—10 человек;

• формулируются несколько зависимых друг от друга решений;

• время обсуждения — 30—40 минут;

• ведется запись всех предложений, включая и абсурдные.

Метод мозговой атаки (мозговой штурм)

В основе данного метода, широко практикуемого на Западе и в США, лежит стимулирование мышления на уровне подсознания, которое считается неиссякаемым источником человеческого духа, базой для интуиции и источником неосознанного появления блестящих идей.

г

Метод вопросов и ответов .,

Основанный на предварительном наборе вопросов, ответы на которые могут подвести к решению задачи, новому подходу, выходу из ситуации, например:

• можно ли получить тот же результат другим спо­собом (методом, формой, приемом, технологией и т.д.)?

• можно ли достичь тех же результатов, не де­лая этого?

• можно ли достичь высоких результатов, сде­лав это?

• можно ли сократить время на это?

• можно ли это сделать более щадящим (твор­ческим, поисковым и т.д.)?

• можно ли это сделать более эффективным?

• можно ли и как привлечь к этой деятельности общественность (общественные организации, какие-либо учреждения культуры, родителей и т.д.)?

• можно ли этого добиться имеющимися сред­ствами и т.д.?

Теоретико-игровой метод

Применяется при большом объеме информации и трудности его обработки или недостатке времени. Это модифицированная форма совещаний, педагогичес­ких советов, малых педсоветов. Педагогическая си­туация, педагогическая задача в данном случае «ра­зыгрывается» участниками, где каждый выполняет какую-то роль (учителя, педагога, и т.д.). Коллек­тивный поиск ответа здесь происходит в наглядной форме на основе прогнозирования действий субъек­тов педагогической ситуации или задачи (ситуация гипотетического поиска).

Экспертные методы

Данные методы основаны на совокупном мнении специалистов в пересекающихся областях деятельно­сти (педагогика — социология — психология — ме­дицина и т.д.), которые анализируют задачу, ситуа­цию со своих профессиональных позиций и дают свое заключение о предполагаемом результате. Таких не­зависимых экспертиз может и должно быть несколь­ко. Все решения затем сводятся в одно и принимается то или иное решение исходя из более оптимального варианта решения, который может быть совокупным.

Эвристические методы

Они основаны на логике, здравом смысле и опыте. Они используют метод Сократа — извлекать скрытую в человеке информацию с помощью искусных наводя­щих вопросов. Основа метода — метод индукции, пе­реход от частного к общему. При этом проблема разде­ляется на несколько относительно простых проблем.

Метод сценариев

Представляет собой набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, возмож­ным положительным или отрицательным последстви­ям. Схема рассмотрения педагогической ситуации, задачи может быть следующей:

• история развития объекта (ситуации, системы, задачи);

• текущая ситуация (которая привела к необхо­димости ее разрешения, исторические параллели ре­шения подобных задач, ситуаций);

• цель развития объекта (системы, ситуации, за­дачи), которая вытекает из ситуации;

• действующие лица, охваченные проблемой;

• проблема, исходящая из социально-психологи­ческого конфликта между участниками внешней и внутренней среды и ее анализ;

• набор мероприятий (технологий, средств, спо­собов и т.д.) по каждой проблеме;

• предполагаемый результат.

Метод достаточно эффективен для педагогической проблематики, так как относится к комплексным ме­тодам разработки, выбора и принятия решений.

Метод дерева решений

Метод аналогичен методу сценариев, но отличие его состоит в том, что он предполагает аналитический


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru

агот

жесткая лимитированность, спрессованность во времени (педагог

не может ждать, когда его осенит, он должен найти оптимальное

решение в кратчайшие сроки, ибо педагогическая ситуация, задача

требуют немедленного анализа и мгновенного действия);

оно всегда должно быть нацелено на положительные результаты,

ибо ошибки обходятся слишком дорого, они допустимы лишь

в мысленных прикидках в процессе мысленного анализа ситуации;

сотворчество (это особенность педагогического творчества, так

индивидуальное творчество тесно связано с творчеством всего

педагогического коллектива и с творческой деятельностью каждого

учащегося);

динамичность как постоянное развитие всех элементов

педагогической системы: целей, содержания, средств, методов, форм

(педагогическое средство, действенное сегодня, завтра может

оказаться бесполезным или даже вредным);

значительная часть педагогического творчества осуществляется

на людях, то есть в обстановке публичной деятельности.

Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru

9. В. И. Волынкин


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


«Не унижать, не выбивать из-под ног уверенности, не глушить плохой оценкой стремление овладеть знаниями»

М.И. Яновская

В нынешней теории нет установившегося подхода к определению понятий «оценка», «контроль», «проверка», «учет» и др., нередко они смешиваются. Общим родовым понятием является «контроль», означающий выявление, измерение, оценивание знаний и умений обучаемых.

Выявление и измерение и называют проверкой.

Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru

- определение не только уровня и качества обученности, но и объема учебного труда. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки, фиксируемые в виде отметки по пятибалльной системе.

- единственное (формальное) в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность, при этом считается, что именно под влиянием оценки школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.

Заметим, что у каждого из нас есть внутренний локус оценивания (К. Роджерс), который не нуждается во внешней оценке.

констатация уровня обученности;

средство развития мотивации;

развитие адекватной самооценки;

стимулирование положительного отношения к учению

на основе овладения способами деятельности.

объективность (адекватность установленным критериям оценивания); систематичность (диагностика не всех этапах дидактического и воспитательного процесса; мониторинг);

• наглядность (гласности), открытость испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям;

• гуманистичность.

Для продуктивной системы оценивания надо создавать адекватные условия:

» оценивается не личность и ее деятельность, а определяется уровень

и объем ее достижений; » оценка - это констатация наличествующего уровня знаний,

т.е. она может (и должна) меняться;

• философия оценки - это философия достижения, успеха, а не ярлыка;

• система оценивания не самостоятельный, а служебный процесс, выполняющий строго определенные функциональные обязанности.

Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru

Правила рефлексии возникающих ассоциаций);

\ • самоуглубленность (никто и ничто не \ должно отвлекать от процесса размышления) • акцент на свои действия и эмоции (обязательный компонент рефлексии).

Например, учитель с высоким уровнем профессионального развития:

• понимает и поощряет индивидуальные различия;

• ежедневно развивает и поощряет успешность всех учеников;

• основывает свою работу на теории обучения и воспитания и новейших научных исследованиях;

• в ходе работы группирует учеников и дает им задания, соответствующие стилю их обучения, темпу продвижения, интересам, уровню знаний, способностям

и возможностям и т.д.;

• постоянно развивает свои знания об индивидуальных особенностях людей;

• постоянно ищет и пробует новые технологии, формы, приемы и способы профессиональной деятельности) дидактической, воспитательной, коммуникативной, когнитивной и т.д.;

• знает сильные и слабые стороны своих учеников и свои собственные и эффективно использует это в своей работе;

• эффективно работает с другими учителями.

Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru

«Управлять» - значит не только контролировать, но и уметь вовремя «снимать» накопившиеся эмоциональное напряжение, усталость, нервное напряжение и приводить свое состояние в порядок. В этом смысле необходимо владеть приемами, навыками и способами адаптации к изменяющимся обстоятельствам и ситуациям. Хотя не надо особенно и бояться стресса, который и является механизмом адаптации, приспособления к происходящему. Надо уметь проанализировать его и выйти из него.

Способы повышения стрессоустойчивости

■ Развитие способности переключаться через со­здание для этого специальных условий (яркое представле­ние о каком-либо объекте, ситуации, эпизоде способны выз­вать соответствующие ощущения и состояния организма, ко­торые заменят возникшую негативную эмоцию. Например, волнение или злость можно «снять», представив себя в при­ятном месте (морской пляж, солнышко ласкает тело, тепло, уютно... и т.д.).

■ Умение расслаблять мышцы. Нервное напряжение всегда сопровождается мышечным. Механизм прост: в ситу­ации опасности в мышцы поступают нервные импульсы, активизирующие их и побуждающие готовиться к нападе­нию или отражению, но когда ситуация опасности заканчи­вается, мышцы автоматически не расслабляются, а продол­жают оставаться в напряжении.

■ Изменение отношения к миру как механизм пе­реключения.

Г. Селье советует:

— развивайте в себе положительные чувства —любовь
в самом широком смысле, включающая в себе благодарность,
уважение, доверие, восхищение выдающимся мастерством,
— все эти чувства усиливают дружеское расположение и доб­
рожелательность;

— старайтесь возбудить к себе такую любовь других людей;

— старайтесь избегать даже самых мягких форм бес­смысленного мщения, контролируйте свои отрицательные чувства: ненависть, недоверие, презрение, враждебность, рев­ность, ибо они вызывают только ответную жестокость;

— изберите себе такое окружение (супругу, супруга, руководителя, друзей), которое созвучно вашим внутренним предпочтениям, найдите работу, которую вы можете любить;

— постарайтесь придать своей жизни определенную на­
правленность и смысл, сформулировав для себя возвышенную
цель. Она должна непременно иметь две черты: требовать упор­
ного труда, но плоды этого труда не должны быть мимолетны­
ми, а непременно накапливаться в течение жизни.


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности - student2.ru

Волынкин

Валерий

Иванович,

доктор педагогических наук.

Автор более 70 научных работ, в том числе: «Ху­дожественная потребность и пути ее воспитания», «Основы саморазвития личности (методологический ас­пект). Часть 1. К истокам человека и личности», «Эт­ническая педагогика» (хрестоматия) и другие.

Область научных интересов — художественное и эстетическое воспитание, школа в современном мире, культура и образование, духовность и духовное вос­питание, проблемы образования и воспитания в но­вой эпохе.

Серия «Высшее образование»

Наши рекомендации