Этапы, методы и методики исследования мотивации учебной деятельности у младших подростков

Под исследованием в области педагогики можно понимать процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях организации учебно-воспитательного процесса. Планирование исследования является одним из первоначальных этапов научной деятельности.
Психолого-педагогическое исследование может включать ряд этапов:
подготовительный: первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы и задач исследования; теоретический анализ имеющейся информации;
организационный: организация опытно-экспериментального исследования;
обобщающий: формулирование полученных результатов теоретического анализа, разработка научно-методических рекомендаций, применение результатов исследования в педагогической практике [11, С. 25].

Для каждого этапа исследования следует применять наиболее оптимальный комплекс методов, при этом рекомендуется руководствоваться следующими требованиями: необходимо такое сочетание методов, которое позволяет получить разносторонние сведения; методы должны отражать динамику развития определенных качеств во времени, методы должны позволять анализировать не только результаты, но и условия, при которых они были получены [4].

Методик, диагностирующих школьную мотивацию, крайне мало, и практически все они предназначены для учащихся начальной школы. Однако вопрос мотивации при переходе в среднее звено не теряет своей актуальности. Даже наоборот, учитывая возрастное снижение учебной мотивации в подростковом возрасте, крайне важным становится определить, а что же все-таки способно мотивировать учащихся, как могут воздействовать на них учителя и как строить программу обучения, чтобы преодолеть традиционное снижение успеваемости в 5–6-х классах[11, С. 52].

Основное средство психодиагностики – психологические тесты – серии кратких однотипных стандартизированных испытаний предполагаемого носителя психических свойств. Суммарный итог этих испытаний позволяет судить об уровне измеряемого психического качества у данного индивида (по средствам подсчета тестового балла) [7, С. 3].

Популярность метода тестов объясняется следующими главными его достоинствами:

1. Стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации пользователя (исполнителя), на роль которого можно подготовить даже лаборанта со средним образованием. Это, однако, не означает того, что для подготовки комплексного заключения по батарее тестов не надо привлекать квалифицированного специалиста с полноценным высшим психологическим образованием.

2. Оперативность и экономичность.

3. Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяет рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам (знаниям, умениям в заданной области).

4. Надежность [11, С. 29].

Как всегда, определенные недостатки метода тестов являются продолжением его достоинств:

1. Опасность «слепых» (автоматических) ошибок.

2. «Потеря индивидуального подхода, «стрессогенность». Тест - самая общая «гребенка», под которую подгоняют всех людей. Возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека (тем более ребенка), к сожалению, довольно вероятна.

6. Потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность. Иногда неквалифицированные «тестологи» обрушивают на ребенка тесты, слишком трудные, сложные для него по возрасту [4] .

Тесты-опросники. Это тоже тесты с заданными вариантами ответа на пункт (вопрос). Тесты-опросники применяются в большей степени для диагностики личностных черт, а также установок, ценностных ориентации, самооценки.

В.В.Никандров предлагает разделять все опросники по следующим принципам:

1. По принципу построения (опросники-анкеты; собственно опросники).

2. По сфере применения (опросники широкого применения; узкопрофильные: клинические, профориентационные, сферы обучения и т.д.).

3. По форме диагностируемого психического явления (опросники состояний; опросники свойств; комплексные опросники).

4. По принципу описания личности (одномерные, многомерные и типологические опросники).

5. По оцениваемой макрохарактеристике (подструктуре) личности (опросники темперамента, характера, способностей; опросники направленности личности) [22, С.38].

Учитель, преподаватель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, естественно, обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, но при этом он лишен методического инструментария, позволяющего определить наличный уровень мотивации учащихся и ее динамику при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета.

Анкетирование(анкетный опрос) – метод социально-психологического исследования, при котором общение между исследователем и испытуемым опосредуется с помощью анкет.

Анкетирование - это процедура проведения опроса в пись­менной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполня­ются респондентами [4].

Анкетирование как метод исследования имеет свои преимущества и недостатки:

Преимущества:

- Высокая оперативность получения информации; Возможность организации массовых обследований; Сравнительно малая трудоемкость процедур подготов­ки и проведения исследований, обработки их результатов;

- Отсутствие влияния личности и поведения опрашива­ющего на работу респондентов;

- Невыраженность у исследователя отношений субъек­тивного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

Недостатки:

- Отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки воп­росов в зависимости от ответов, поведения респондентов;

- Не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более вы­годном свете [1, С. 35].

Методика диагностики направленности учебной мотивации автора В.Э. Мильмана

Методика может использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения.

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Внедрение и практическое использование.

Предложенная методика может использоваться:

1) для выяснения причин неуспеваемости учащихся;

2) для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и среднего типа);

3) для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;

4) для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов его совершенствования;

Результаты исследования могут рассматриваться:

1) как показатель эффективности (качества) применяемой учителем методики (технологии) обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальных классах);

2) как показатель способности учителя активизировать мотивационную сферу учащихся (что может учитываться при проведении аттестации, конкурсов педагогического мастерства);

3) как основа для повышения эффективности педагогической деятельности и совершенствования педагогического мастерства.

Проверка валидности теста осуществлялась путем выделения двух контрастных групп предметов: 1) предметы, которые, по мнению самих учащихся (студентов), нравились, были интересны им; 2) предметы, которые явно не нравились учащимся (студентам), были им неинтересны. Обработке были подвергнуты ответы 50 испытуемых. Среднее арифметическое для первой группы составило 16,4, среднее квадратическое отклонение – 2,97; для второй группы среднее арифметическое составило 4,4; среднее квадратическое отклонение – 3,26. Значение t (критерий Стьюдента) значительно превысило однопроцентный уровень значимости, что свидетельствует о том, что разработанный тест в высокой степени характеризует то, для измерения чего он предназначен [21].

Полностью методика представлена в приложении 1

Методика модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Мы остановили свой выбор на анкете Н.Г. Лускановой модифицированной Е. И. Даниловой для учащихся среднего звена, т.к. данная методика наилучшим образом отражает отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Цель методики: Определение уровня школьной мотивации.

Общая характеристика методики:методика состоит из 10 вопросов, которые зачитываются экспериментатором вслух. Предлагаются варианты ответов, из которых подростки должны записать те ответы, которые им подходят [11, С. 56].

Полностью методика представлена в приложении 1

Методика «направленность на отметку предложенная Е.П.Ильиным и Н.А.Курдюковой

Цель методики: изучить направленность мотивации на отметку. Под направленностью на отместку понимается стремление рассматривать главным результатом учебной деятельности поставленную учителем отметку.

Описание методики

Дается ряд вопросов. Испытуемый должен ответить на них, поставив в соответствующей ячейке знаки «+» («да») или «-» («нет»).

Сопоставление баллов по этой методике и методике «Направленность на приобретение знаний» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знание или на отметку [9, С.432].

Полностью методика представлена в приложении 1.

Методика «направленность на приобретение знаний» предложенная Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой

Цель методики: изучить направленность мотивации на отметку направленность на приобретение знаний. Направленность на приобретение знаний представляет собой стремление рассматривать полученные знания в качестве главных результатов учебной деятельности.

Описание методики

Дается ряд утверждений - вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу [9, С.431].

Полностью методика представлена в приложении 1.

Таким образом, мы считаем, что подобранные нами методики позволят в полном объеме исследовать мотивацию учебной деятельности младших подростков.

Наши рекомендации