ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Как трактуется понятие "развивающее обучение" в психолого-педагогической литературе?
|
|
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
- Как трактуется понятие "развивающее обучение" в психолого-педагогической литературе?
- Назовите основные показатели развивающего обучения.
- В чем суть проблемы соотношения обучения и развития?
- Какие две основные черты выделил Л.С. Выготский в третьей теории соотношения обучения и развития?
- Назовите основные характеристики развивающего обучения.
- Какие закономерности учитывает и использует развивающее обучение?
- Что означает следующая фраза: "Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности"?
- На что направлено развивающее обучение?
- Как связано развивающее обучение с зоной ближайшего развития ребенка?
- Назовите основные предпосылки создания СРО Эльконина - Давыдова.
- Какие психологические новообразования характерны для младшего школьного возраста?
- Что лежит в основе психического развития младших школьников, по мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова?
- Чем отличается эмпирическое мышление от теоретического?
- Какие основные различия эмпирического и теоретического знания приводит В.В. Давыдов?
- Назовите некоторые особенности СРО Эльконина - Давыдова.
- В чем суть общедидактических принципов по В.В. Давыдову?
- Назовите предпосылки создания дидактический СРО Л.В. Занкова.
- Какие исследования были осуществлены под руководством Л.В. Занкова?
- Дайте характеристику основных принципов дидактической СРО Занкова.
- Чем отличается принцип осознания школьниками процесса учения от принципа сознательности?
- Назовите некоторые особенности внедрения СРО Занкова в практику.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И/ИЛИ КУРСОВЫХ РАБОТ
- Проблема развивающего обучения в психолого-педагогической литературе.
- Проблема соотношения обучения и развития.
- Как связано развивающее обучение с зоной ближайшего развития ребенка?
- Назовите основные предпосылки создания СРО Эльконина - Давыдова.
- Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова: за и против.
- Типы мышления в учебном процессе.
- Различия эмпирического и теоретического знания.
- Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: за и против.
- Основные принципы дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
- Проблемы и трудности внедрения систем развивающего обучения в практику.
ЛИТЕРАТУРА
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
- Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова. М., 1977.
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского; вступ. ст. А.И. Подольского. М.; Воронеж, 1998.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
- Кабанова-Меллер Е.Н. О переносе в процессе учения // Советская педагогика. 1965. № 11.
- Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.
- Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М., 1988.
- Коффка К. Собрание сочинений. Т.1. М., 1992.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М.; Воронеж, 1999.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.
- Обучаем по системе Л.В. Занкова: 3 кл.: Кн. для учителя / И.И. Аргинская и др. М., 1994.
- Развитие учащихся в процессе обучения (I-II классы) / Под ред. Л.В. Занкова. М., 1963.
- Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996.
- Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. Уфа, 1985.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). М., 1994.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.
- Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ | |
http://www.vygotsky.ru/russian/vygot/vygotsky.htm | Сервер, посвященный Л.С.Выготскому |
http://education.orunete.ru/go23808.html | Сайт, посвященный системе развивающего образования обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова |
http://www.maro.newmail.ru/licnie_str/elkonin_db/index.htm | Личная страничка, посвященная Д.Б. Эльконину |
http://www.maro.newmail.ru/licnie_str/vvdavidov/index.htm | Сайт, посвященный В.В. Давыдову |
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-uchen.html | Лаборатория психологии учения ПИ РАО |
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html | Лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ПИ РАО |
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html | Группа психологии обучения и развития младших школьников ПИ РАО |
http://www.zankov.ru/center | Сайт Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова |
http://www.orc.ru/~michel/ks.htm | Сайт Консультационного центра Международной Ассоциации "Развивающее обучение" (КЦ МАРО) |
http://www.maro.orc.ru/sp_centr.htm | Образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой специалистов развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова), рекомендованные Правлением Международной Ассоциации "Развивающее обучение" |
http://maro.interro.ru/centrro/ | Сайт центра развивающего обучения Международной общественной организации - Ассоциации "Развивающее обучение" |
http://www.ipk.alien.ru/education/helpuch/vvedenie/posob11.html | Статья В.В.Давыдова "О понятии развивающего обучения" |
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/963/963138.htm | Статья Ильясова И.И. "Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение" |
http://www.vygotsky.edu.ru/html/da.php | Сайт международной кафедры культурно-исторической психологии МГППУ |
http://liber.rsuh.ru/Conf/Psyh_razvitie/kravcova.htm | Статья Кравцовой Е.Е. "Культурно-исторические основания зоны ближайшего развития " |
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/973/973040.htm | Статья Репкиной Н.В. "Система развивающего обучения в школьной практике" |
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985085.htm | Статья Чудиновой Е.В. "Работа с гипотезами детей в системе обучения Эльконина-Давыдова |
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985068.htm | Статья Г.А. Цукерман "Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?" |
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985029.htm | Статья А.В. Брушлинского "О развитии В.В. Давыдовым своей теории психического развития" |