Тактическая реализация блока
Во время игры очень важно, как реализуется этот технический приём, то есть действия блокирующего. На блок приходиться от 11 до 13% набранных командой очков выигрывается именно блоком.
При своей подаче блокирующему в первую очередь необходимо отыскать «свое- го» нападающего на стороне соперника. После того, как нападающий «взят под контроль», можно перевести внимание на расстановку игроков соперника и ожи- дать дальнейшего развития событий.
При блокировании общей тактической задачей является требование заблокиро- вать или смягчить нападающий удар соперника. Частными тактическими задача- ми являются:
• защита определенной (заранее оговоренной) зоны своей площадки – «зон- ное» блокирование, выполняемое неподвижном блоком;
• активное противодействие атаке соперника – «ловящее» блокирование, вы- полняется подвижным блоком.
Для блокирующего возникают всегда две задачи: в каком месте и в какое время вы- полнить блокирование. Эти задачи можно решить только при согласовании действий блокирующего с действиями игроков команды соперника в следующем порядке:
1. Со связующим игроком, выполняющим вторую передачу для нападающего уда- ра с целью определения возможного направления атаки (по положению рук, ног, корпуса связующего).
2. С траекторией, высотой и скоростью второй передачи.
3. С игроком выполняющим нападающий удар в следующем порядке:
• определение направления его разбега к мячу с последующим перемещени- ем и занятием блокирующим места по ходу (направлению), чтобы «закрыть» направление атаки по ходу.
• оценка движение бьющей руки при замахе с тем, чтобы определить момент прыжка и выноса рук.
Здесь целесообразно руководствоваться следующими правилами:
• при высокой (средней) передаче, близкой к сетке (до 1 м), прыжок следует выполнять в момент замаха «бьющей» руки нападающего;
• при этой же передаче, но отдаленной от сетки (более 1м) в момент пересече- ния вертикали «бьющей» руки нападающего;
• при низкой передаче близкой к сетке – в момент подъема рук на уровень головы при отталкивании нападающего игрока;
• при передаче типа «взлет» - в момент одновременно с нападающим.
7. Литература
1. Беляев А. В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование. — М: ВФВ, 1995.
2. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: Учебник для институтов и академий физи- ческой культуры. — М: СпортАкадем-Пресе,2006.
3. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу, — М.: ФиС. 1970.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. — М.: ФиС, 1978.
5. Железняк Ю.Д., Слумскмй Л.Н. Волейбол в школе. — М.: Проснещение. 1989.
6. Качарова В.С. Основы одиночного блокирования. — М.: ФиС, 1981.
7. Коротко» И.М. Подвижные игры в пионерском лагере. — М.: РИОРГАФК, 1984.
8. Клешей Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. — М.: ФиС, 1979.
9. Марков К.К. Развитие методики двигательного обучения.— Иркутск: ИрГТУ, 1996.
10. Марков К.К. Методика обучения защитным действиям в волейболе. — Иркутск: ИрГТУ, 1996.
11. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. — Иркутск, 2000.
12. Официальные правила волейбола 2007 гг. — М.: ВФВ, О-91 Олимпия; Человек, 2007.
13. Пименов М.П. Волейбол (спец. упражнения). — Киев, 1993.
14. Тюрин В.А. Методика обучения и совершенствования передвижениям и при- ему мяча снизу в волейболе. — М.: ВФВ, 1994
15. Фомин Е. В. Скоростно-силовая подготовка юных волейболистов. — М.: ВФВ, 1994.
16. Чехов О.С. Основы волейбола. — М.: ФиС, 1979.
17. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Теория и методика тренировки. — М.; Ф и С 2007.
18. Былеева Л.В., Коротков И.М., Климкова Р.В., Кузьмичева Е.В. Учебник Под- вижные игры — М.; Ф.К., 2006.
19. Виера, Барбара Л. Шаги к успеху — М.; АСТ 2006.
20. Титов С.В., Чесноков Ю.Б. Техника игры (методический сборник) Выпуск
№3 — М: ВФВ, 2009.
21. Шляпников С.К., Кривошеин А.А. Комплексная тренировка связующего игро- ка (методическое пособие) Выпуск №5 — М: ВФВ, 2011.
22. Романенко В.О., Фомин Е.В. Средства и методы обучения и совершенствова- ния техники и тактики вторых передач (подготовка связующего игрока), (методи- ческое пособие) Выпуск №9 — М: ВФВ, 2012.