Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Книжная графика» реализуется при 3-летнем сроке обучения. Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Книжная графика» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часов. Из них: 315 часов – аудиторные занятия, 105 часов – самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки | Затраты учебного времени | Всего часов | |||||
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | ||||
Полугодия | |||||||
Аудиторные занятия | |||||||
Самостоятельная работа | |||||||
Максимальная учебная нагрузка |
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
аудиторные занятия:
· 1-3 годы обучения – по 3 часа в неделю;
самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
· 1 -3 годы обучения – по 1 часу в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цели учебного предмета
Целью учебного предмета «Книжная графика» является овладение знаниями и представлениями об искусстве книжной графики, формирование практических умений и навыков, развитие творческой индивидуальности учащегося, обеспечение развития творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
- изучение композиции в книжной графике;
- изучение различных графических техник и приемов работы;
- формирование посредством книжной графики духовной культуры учащихся и потребности их общения с искусством;
- развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания художественного образа в книжной графике;
- развитие зрительной памяти и способности к изучению материальной культуры, представления и воображения детей.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по искусству книжной графики.
Кабинет должен быть просторным, светлым, оснащенным необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно–тематический план
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | аудит. | самост. | ||
Раздел № 1 Книжная графика как вид искусства и ее выразительные средства | ||||
1.1. | Беседа о книжной графике. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детской книги: И.Билибина, Б.Дехтярева, А.Пахомова и других. Изучение материальной культуры: архитектуры, мебели, костюма. Просмотр книг, видео презентаций. | |||
Раздел № 2 Стилизация в книжной графике | ||||
2.1. | Изображение предмета и его стилизация (одушевление). Например: улыбающаяся кружка, плачущий чайник, грустный ботинок. | |||
2.2. | Изображение животных - героев сказок или басен, одетых в костюмы. Например: лиса в платье, медведь в кафтане. | |||
2.3. | Изображение человека. Образ литературного героя в костюме. Эмоциональная характеристика героя: злой или добрый и т.д. | |||
2.4. | Стилизация пейзажа. Плоскостное изображение пейзажа в три цвета. | |||
2.5. | Стилизация интерьера. Плоскостное изображение интерьера. Перспектива отсутствует. | |||
Раздел № 3 Шрифт и орнамент в книге | ||||
3.1. | Беседа «Зачем нужен декоративный шрифт в книге». Рассказ о разных шрифтах. | |||
3.2. | Образность шрифта. Знакомство с различными фактурами. Например: слово «древесина», шрифт обработан фактурой «под дерево». | |||
3.3. | Творческая работа (зачет). Шрифтовая композиция с использованием орнамента. Красиво расположить шрифт на листе бумаги. Подобрать цвет. Украсить орнаментом. ллллилитературного героя в интерьере или | |||
Итого |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | аудит. | самост. | ||
Раздел № 1 Иллюстрация как основной элемент книги | ||||
1.1. | Иллюстрация с использованием орнамента. Орнамент может использоваться как рамка, как украшение на одежде героев, как украшение элементов пейзажа. Например: цветы или деревья, состоящие из элементов орнамента. | |||
1.2. | Иллюстрация к сказке с использованием исторического костюма. Костюм боярина, костюм Емели, костюм Золушки, принца. | |||
1.3. | Черно-белая иллюстрация к басне И.А.Крылова. Знакомство с силуэтом на основе иллюстраций Елизаветы Бём. | |||
Раздел № 2 Книжная графика малых форм | ||||
2.1. | Вензель. Красивая компоновка начальных букв своего имени и фамилии. Украсить орнаментом. | |||
2.2 | Буквица. Изображение первой буквы названия предмета или животного, насекомого. Например: Ж-жук. Украсить декором. | |||
2.3 | Экслибрис. Эмблема хозяина книги. Создать эмблему для своей книги. | |||
2.4. | Творческая работа (зачет). Иллюстрация, вензель, буквица, экслибрис (по выбору). | |||
Итого |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | аудит. | самост. | ||
Раздел № 1 Структурные особенности книги. Составные части и элементы книги | ||||
1.1. | Обложка. Иллюстрация с использованием шрифта в названии книги. | |||
1.2. | Форзац. Плоскостной пейзаж или интерьер в три цвета с использованием орнамента или фактуры. | |||
1.3. | Титул. Небольшая иллюстрация в начале книги. | |||
1.4. | Заставки и концовки. Небольшие иллюстрации в середине и в конце книги с использованием предметов быта, украшенных декором. | |||
Раздел № 2 Итоговая композиция на основе полного курса обучения (книга по выбору учащегося) | ||||
2.1. | Три несложные иллюстрации, буквица и обложка, объединенных одной темой по выбору учащегося (знакомого ему литературного произведения): обложка – 1 лист, иллюстрации – 2-3 листа, буквица – 1. Используются ранее полученные знания о шрифте, орнаменте, фактуре и костюме. | |||
Итого |
Годовые требования
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел № 1