Морехозяйственный комплекс
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СЕВАСТОПОЛЯ
НА 2010-2020 ГОДЫ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Стратегия развития Севастополя на 2010–2020 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Законом Украины "О стимулировании развития регионов", Государственной стратегией регионального развития на период до 2015 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2006 года №1001.
Основой для разработки документа служат Программа Президента Украины Януковича В.Ф. «Украина для людей!», «Стратегия экономического и социального развития Украины "Путем европейской интеграции" на период 2004-2015 годы», утверждённая Указом Президента Украины от 28 апреля 2004 года № 493/2004, «Программа устойчивого социально-экономического, экологического и культурного развития города Севастополя на период до 2015 года», утверждённая Постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июля 2006 года № 1017 и «Стратегический План привлечения инвестиций в г. Севастополь», утвержденный решением сессии Севастопольского городского Совета от 15 декабря 2009 года №8523.
Стратегия определяет цели, направления и задачи развития Севастополя на период до 2020 года, является основой для разработки городских целевых программ, а также ежегодных программ социального и экономического развития.
При разработке документа основное внимание было сконцентрировано на определении важнейших стратегических приоритетов социально-экономического развития, перспектив, целей и путей их достижения для повышения уровня и качества жизни населения.
При определении приоритетов развития экономики за основу взяты те отрасли, которые объективно являются «локомотивом» реформ и положительных изменений в производственной, финансовой и управленческой сферах, а также те, которые имеют чрезвычайно благоприятные предпосылки для развития, учитывая природный и ресурсный потенциалы региона и тенденции развития мировой экономики на основе процессов глобализации и интеграции.
В инфраструктуре жизнедеятельности в центре внимания - человек как главный приоритет деятельности институтов государства. Определены основные условия обеспечения жизнедеятельности и всестороннего развития личности.
Механизмы социально-экономического развития региона не только учитывают природно-ресурсный, экономический, научно-технический, трудовой и культурный потенциалы региона, внутренние требования и необходимость решения актуальных проблем его развития, но и тесно связаны с основными направлениями и приоритетами Государственной стратегии регионального развития на период до 2015 года.
РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
СТРОИТЕЛЬСТВО
Проблемы:
1. Отсутствует комплексный подход к застройке территорий, при котором осуществляется общая координация действий смежных застройщиков и при котором осуществляется общее проектирование и устройство инженерных коммуникаций.
2. Отсутствует утвержденная концепция индивидуального и малоэтажного строительства с прозрачной схемой предоставления земельных участков.
3. Отсутствует комплексная программа строительства (расширения существующих) пляжных зон свободного доступа для всех желающих, на побережье Черного моря в административно-территориальных границах города Севастополя.
4. Отсутствует программа строительства комплексных, подростково-молодежных парковых зон для активного отдыха.
Цель:
1. Создание благоприятных условий строительства объектов застройщиками.
2. Обеспечение населения доступным жильем.
3. Удовлетворение спроса населения города и его гостей по средствам строительства статусных, социально-необходимых объектов.
4. Организация инфраструктуры досуга молодежи.
Пути решения:
1. Оптимизация порядка выделения земельных участков под застройку.
2. Расширение понятия оценки потребностей населения.
Способы решения:
1. Определение перспективных мест комплексной застройки в городе, в т.ч. под индивидуальное и малоэтажное строительство, с утверждением соответствующих решений городским Советом, и внесением изменений в генплан.
2. Передача УКС СГГА земельных участков под организацию комплексной застройки и централизованному устройству сетей инженерных коммуникаций.
3. Строительства малозатратных, но многофункциональных подростково-молодежных парковых зон для активного отдыха.
4. Разработка и внедрение инвестиционных проектов по реконструкции ветхого жилья.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Проблемы:
1. Низкий уровень конкурентоспособности производимой продукции промышленными предприятиями региона из-за их энергоемкости и материалоемкости.
2. Проданные или приватизированные в конце 90-х - 2000 годов «потенциальным инвесторам» предприятия государственной формы собственности («Маяк», «Парус», «Севморзавод», «Муссон») имеют тяжелое финансово-экономическое положение или находятся в процедуре банкротства.
4. Устаревшая производственная база многих предприятий в связи с отсутствием оборотных средств, которые можно было бы
направить на модернизацию производства.
5. Значительная часть продукции реализуется в виде сырья или отдельных комплектующих, т. е. не производится конечный продукт.
Цель: Увеличение в общем объеме промышленности наукоемкой и высокотехнологичной продукции, а также товаров длительного потребления с завершенным процессом производства. Снижение энергоемкости и материалоемкости производимой продукции.
Пути решения:
1.Подготовка нормативно – правовой базы, способствующей развитию новых производственных технологий, использующих
энергосберегающее оборудование.
2. Создание условий для улучшения и обновления материально-технической базы промышленных предприятий путем замены
устаревшего оборудования новым энергоэффективным, а также снижения материалоемкости продукции.
3. Реализация современных механизмов развития энергетики региона путем производства альтернативных и комбинированных
энергетических ресурсов на базе предприятий коммунальной формы собственности.
Способы решения:
1. Подготовка нормативно – правовых актов, предусматривающих комплекс мер, направленных на поддержку промышленно – энергетического комплекса.
2. Привлечение отечественных и иностранных инвестиций в модернизацию основных фондов и приобретение инновационных
технологий.
3. Привлечение инвестиций в модернизацию предприятий коммунальной теплоэнергетики для обеспечения производства
энергоресурсов по низким тарифам.
4. Разработка механизма замены неэффективных собственников, приватизировавших государственные предприятия с предусмотрением штрафных санкций за неэффективное использование полученных производственных мощностей.
МОРЕХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС
Проблемы:
1. Неконкурентоспособность судоремонтной и судостроительной отрасли.
2. Изношенность основных фондов рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отрасли, отсутствие квот на вылов.
3. Неразвитость инфраструктуры инновационных предприятий по выращиванию и переработке морепродуктов.
4. Необеспеченность внутреннего потребительского спроса на морепродукцию (80% импорт).
Цель:Формирование конкурентоспособного морехозяйственного комплекса, обеспечение внутреннего потребительского спроса и увеличение доли высокотехнологичной экспортно-ориентированной морепродукции.
Пути решения:
1. Внесение предложений:
- по государственным преференциям для стимулирования заказов украинских предприятий на строительство и обновление судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных заводах;
- по формированию государственных квот на вылов рыбы.
2. Внесение изменений в нормативно-правовую базу по государственному льготному кредитованию инвестиционных проектов направленных на обновление и создание основных фондов рыбной отрасли.
3. Стимулирование местной громадой освоения прибрежной акватории: развития полного цикла инновационных технологий по выращиванию и переработке морепродуктов.
Способы решения:
1. Подготовка проектов нормативно-правовых документов стимулирующих размещение заказов, внедрение новых технологий на отечественных предприятиях судостроения и судоремонта.
2. Разработать предложения в нормативно-правовую базу для государственного и местного комплекса мотиваций для инвестирования в инновационные технологии морехозяйственного комплекса, в том числе:
- создание условий для компенсирования за счёт государственного бюджета процентной ставки по кредитам иновационно-инвестиционных проектов при содействии Госинвестагентства Украины;
- упрощение разрешительной и административно-организационной процедуры инвестирования для предприятий внедряющих высокотехнологичную экспортно-ориентированную и импортозамещающую морепродукцию;
- создание индустриальных парков «морские фермы» на прибрежных территориях, предусматривающих льготный кредит на инженерную инфраструктуру, ускоренную амортизацию, компенсацию создания рабочих мест и др.
ГОРОД - ПОРТ
Проблемы:
Отсутствие эффективной системы управления инфраструктурой морской акватории, что способствует ее эксплуатации юридическими и физическими лицами без всяких ограничений, бесплатно и бесконтрольно.
Цель:
Оптимизация управления инфраструктурой морской акватории и создание портовой инфраструктуры, конкурентоспособной в Черноморском бассейне.
Пути решения :
1. Подготовка комплекса нормативно-правовых актов по утверждению статуса города, как международного морского порта с определением его внешних морских границ.
2. Модернизация имеющихся гидротехнических сооружений для создания современной портовой инфраструктуры.
Способы решения:
1. Подготовка и сопровождение проектов нормативно-правовых документов:
- предоставляющих право управления местной громадой всеми гидротехническими сооружениями и сопряженными с ними объектами морского хозяйственного комплекса Севастополя;
- регламентирующих создание единого контрольно-распорядительного органа, с входящими в него единой инспекции государственного портового надзора, региональной службой регулирования движения судов и единой государственной лоцманской службой.
2. Создание стимулирующих условий, в том числе посредством резервирования земельных участков, для внедрения крупных стратегических инвестиционных проектов по строительству новых портов, обеспечивающих грузо-, пассажироперевозки и расширения имеющейся портовой инфраструктуры.