Три вида деятельности учащихся
Учащийся, который
способен спроектировать то, что он (она) собирается сделать и способен изготовить, то что он (она) спроектировали,
должен обладать целым набором когнитивных и моторных навыков, которые развиваются в процессе различных видов деятельности, в которые учитель включает ученика.
Проекты.При выполнении проектов учащиеся участвуют в некоторых или почти во всех стадиях дизайн-процесса (смотри «Процесс дизайна»). В младших классах учитель дает краткую формулировку задачи и ограничивает варианты решений. Несмотря на это, учащиеся все равно проходят через этапы изучения (осознания) краткой формулировки задачи, выработки первоначальных идей, проработки одной из идей, изготовления, испытания и самооценки. Постепенно фокус смещается на проведение исследования и написание дизайн-спецификации с более полным испытанием изделия и самооценкой (и изделия, и дизайн-процесса). В конце проекта учащиеся должны иметь изделие и дизайн-папку, которая является документом, отражающим мысли, процесс исследования, идеи и решения.
Упражнения.Короткие, сфокусированные виды деятельности учащихся, направленные на то, чтобы обучить их конкретным навыкам или дать определенные знания. Их продолжительность может быть от 20 минут до 4 — 5 недель. Они могут быть направлены на изучение общих навыков дизайна (таких, как написать вопросник для изучения мнения потенциальных потребителей) или быть связанными с определенным материалом (деревом, тканью, например, для развития таких навыков, как разметка, выпиливание (раскрой), соединение; быть нацелены на обучение знаниям о рациональном питании, прочности различных конструкций и т. д. Упражнения используются как отдельные виды деятельности и (или) как часть проектов. В последнем случае они выполняются до начала проекта или в процессе реализации объекта, по мере возникновения потребности.
Дизайн-анализ.Цель дизайн-анализа — понять, почему изделие такое, какое оно есть. Попытка проникнуть в мысли дизайнера помогает учащимся осознать процесс проектирования и изготовления. Учащийся (лучше — группа учащихся) анализирует изделие или сравнивает несколько похожих изделий и пытается понять, почему именно эта форма, материал, способ производства, функциональное назначение были выбраны дизайнером. Такой способ дизайн-анализа может вести к более детальному исследованию эстетических, эргономических факторов, маркетинговому исследованию материалов и способов производства. Другие методы дизайн-анализа дают возможность учащимся рассмотреть социальные и экономические последствия разработки и изготовления изделий. Происходит тесная связь обучения и воспитания.
Три вида деятельности учащихся:
Проекты — деятельность, направленная на включение учащихся в целостный процесс дизайна (проектирования и изготовления).
Упражнения — короткие, сфокусированные, практические задания для учащихся в целью изучения определенных навыков или приобретения определенных знаний.
Дизайн-анализ — исследование различных объектов с целью изучения их свойств и характеристик: «Почему данное изделие именно такое, какое оно есть? Какие принципы лежат в основе его работы?»
Часть IV Проекты
Проекты направлены на обучение учащихся навыкам дизайна посредством участия в целостном процессе проектирования и изготовления. Упражнения не дают такой возможности и используются только для того, чтобы научить учащихся определенным навыкам или дать определенные знания. В части III «Процесс дизайна», обозначены 8 ступеней процесса дизайна. Они составляют основу для проведения проектов. Предлагаемая последовательность не является парадигмой, которой надо слепо следовать. Важно отметить следующее.
• Не все проекты уделяют равное внимание всем ступеням дизайн-процесса: часто проект концентрируется на одной из них больше, чем на другой, например на стадии исследования, или оценки, или изготовления. Учитель может ограничить выбор учащихся на какой-либо ступени, чтобы дать им большую степень свободы на другой.
• Не обязательно начинать с исследования ситуации и написания краткой формулировки задачи. Можно начать с дизайн-анализа существующих изделий, выбрав для этого два-три похожих объекта. После этого учащиеся могут написать свою формулировку задачи. Можно начать с анализа нового материала (например, новое синтетическое волокно) или способа обработки и затем обсудить вместе с учащимися, как можно эти новшества использовать. Последовательность ступеней дизайн-процесса не является жестко заданной схемой. Можно перескакивать с одной ступени на другую в разных направлениях.
• К концу выполнения проекта учащиеся должны иметь дизайн-папку с записью и зарисовками всех основных мыслей и ключевых решений.
• Проекты лежат в основе дизайн-подхода к технологическому образованию. Именно через проекты учащиеся развивают творческие способности и самостоятельность. Основная задача упражнений и дизайн-анализа (которые учащиеся выполняют по ходу реализации проекта) — помочь в его осуществлении.
• В 5 и 6 классе учитель чаще всего дает учащимся закрытую формулировку задачи, в 8 (9) классе учащиеся способны сформулировать задачу самостоятельно. Очевидно, что степень свободы, которую учитель предоставляет учащимся, зависит от величины класса и от ресурсного обеспечения. Нет никаких жестких правил.
• При выполнении проектов используется одинаковый подход, который не зависит от того, с каким материалом работает учащийся (дерево, ткань, пищевые продукты, пластик и т. д.).