Различающиеся предлагаемым для анализа этапом возрастного развития)

Компетенции:

ОПК-1 – способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

ОПК-3 – готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов

ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики

Задание: Перечислите и кратко охарактеризуйте основные особенности возрастного развития и социализации ребенка указанного возраста

Рефлексия: Опыт педагогической работы с какой возрастной категорией детей Вы имеете? Какие затруднения Вы испытывали?

Вопросы к заданию:

- в какие виды досуговой деятельности целесообразно вовлекать ребенка данного возраста?

- какие проблемы общения с родителями возможны у детей данного возраста (приведите примеры)?

- в какой социально-педагогической помощи чаще всего нуждаются дети указанной возрастной группы?

КОС 5

(3 варианта, различающиеся направлением коллективно-творческой деятельности и возрастом воспитанников)

Компетенции:

ОПК-1 – способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

ОПК-3 – готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов

ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики

Задание: Составьте план подготовки и проведения КТД по предложенному направлению для указанной возрастной группы.

Рефлексия: Какой опыт участия/организации КТД Вы имеете, оцените свою готовность к подготовке и проведению КТД.

Вопросы к заданию:

- как изменится разработанный Вами план подготовки и проведения КТД для другой возрастной группы (приведите пример)?

- с помощью каких диагностических методик можно отследить результативность данного КТД?

- в чем, на Ваш взгляд, особенности позиции социального педагога как возможного организатора данного КТД?

КОС 6

(1 вариант)

Компетенции:

ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики

ОПК-10 – способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач

ОПК-11 – готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов

Задание: Опираясь на нормативные материалы, составьте выступление на педагогическом совете о ценностных основаниях деятельности социального педагога.

Рефлексия: Подумайте, почему для социально-педагогической деятельности так значимы ценностные основания? Какие из указанных ценностей имеют для Вас личностное значение?

Вопросы к заданию:

- какая информация, на Ваш взгляд, о ценностных основаниях деятельности социального педагога необходима его коллегам?

- с какими общечеловеческими ценностями согласуется ценностная основа социально-педагогической деятельности?

- в каких случаях возможен ценностный конфликт в социально-педагогической деятельности (приведите пример)?

КОС 7

(5 вариантов, различающихся произведениями, из которых подобраны отрывки)

Компетенции:

ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики

ОПК-10 – способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач

Задание: В отрывках из произведения выделите основные социально-педагогические идеи и покажите, какое развитие они получили в современной педагогической науке и практике.

Рефлексия: С какими произведениями данного автора Вы знакомы? Близка ли Вам его педагогическая позиция и почему?

Вопросы к заданию:

- что Вам известно об авторе данного произведения?

- какие идеи, содержащиеся в данных отрывках, были бы интересны классным руководителям, школьному психологу, почему?

- какие вопросы и задания Вы могли бы предложить студентам для усвоения содержания данных отрывков?

КОС 8

(5 вариантов, различающиеся проблемой)

Компетенции:

ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики

ОПК-2 – готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях

ОПК-3 – готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов

Задание: Дайте характеристику проявлениям указанной проблемы в жизнедеятельности Вашего региона, поселения, высшего учебного заведения, предложить меры профилактики и коррекции

Рефлексия: Насколько важной для Вас является данная проблема? В чем Вы видите свое возможное участие в преодолении данной проблемы?

Вопросы к заданию:

- в чем, на Ваш взгляд, причины актуальности данной проблемы в настоящее время?

- какие исследовательские методики можно использовать для уточнения проявлений данной проблемы в нашем вузе, отношения к ней студентов?

- с помощью каких диагностических методик можно отследить эффективность мер профилактики и коррекции данной проблемы?

КОС 9

(3 варианта, различающиеся ситуацией)

Компетенции:

ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики

ОПК-10 – способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач

ОПК-11 – готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов

Задание: Разработайте план социально-педагогической работы с родителями в предложенной ситуации

Рефлексия: Опишите свой опыт изучения социально-педагогической работы с родителями. С какими трудностями Вы можете встретиться, если после окончания университета будете работать социальным педагогом?

Вопросы к заданию:

- какие нормы профессиональной этики необходимо соблюдать социальному педагогу в указанном случае?

- с какими специалистами и учреждениями необходимо взаимодействовать социальному педагогу для успешной реализации данного плана?

- каковы нормативно-правовые основы реализации данного плана?

КОС 10

(2 варианта, различающиеся возрастом воспитанников)

Компетенции:

ОПК-1 – способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

ОПК-3 – готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов

ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики

Задание: Смоделируйте ситуацию разработки и реализации социального проекта детьми указанной возрастной категории (тема по Вашему выбору)

Рефлексия: Какой опыт участия/организации социального проектирования Вы имеете, оцените свою готовность к реализации данной технологии.

Вопросы к заданию:

- что Вам известно о сущности и особенностях социального проектирования?

- какие методики можно использовать для диагностики общения детей в рамках работы над проектом?

- какие этические нормы необходимо соблюдать социальному педагогу, организуя данный вид деятельности?

КОС 11

(1 вариант)

Компетенции:

ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики

ОПК-10 – способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач

ОПК-11 – готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов

Задание: Разработайте развернутый план выступления на методическом семинаре социальных педагогов по теме «Роль социального педагога в инклюзивном образовании детей с особыми образовательными потребностями»

Рефлексия: Какой опыт взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями Вы имеете, дайте прогноз возможных собственных затруднений в общении с этой категорией детей и их родителями.

Вопросы к заданию:

- что Вам известно о сущности и особенностях инклюзивного образования?

- участие каких специалистов и учреждений региона, на Ваш взгляд, необходимо для эффективной организации инклюзивного образования?

- содержание каких нормативно-правовых документов необходимо знать социальному педагогу для работы с детьми с особыми образовательными потребностями?

КОС 12

(5 вариантов, различающихся предлагаемой социальному педагогу задачей)

Компетенции:

ОПК-1 – способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

ОПК-3 – готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов

ОПК-10 – способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач

Задание: Опишите методику/технологию воспитания и/или обучения, которую может использовать социальный педагог для решения указанной задачи.

Рефлексия: Охарактеризуйте свой опыт использования методик/технологий воспитания и/или обучения. Какие трудности Вам встретились?

Вопросы к заданию:

- какие возрастные особенности ребенка могут стать препятствием для реализации данной методики/технологии?

- взаимодействием с какими специалистами и представителями микроокружения ребенка Вам будут необходимы для реализации избранной методики/технологии?

- какие методики можно использовать для экспресс-диагностики полученных результатов?

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Наши рекомендации