Организация учебного процесса по физической культуре
Под организацией учебного процесса по физической культуре понимается использование определенных элементов и условий, обеспечивающих обучение и воспитание слушателей. Это проведение учебных занятий, тренировок в секциях по видам спорта, спортивно-массовой работы и соревнований Организация различных форм физической культуры в ВУЗе имеет общие и специфические особенности[2].
Содержание обучения и воспитания составляют планирование; подготовка преподавателей, качественное проведение ими учебных занятий; материально-техническое, финансовое и медицинское обеспечение; контроль, проверка и оценка; научно-исследовательская работа.
Планирование позволяет увидеть перспективу процесса обучения слушателей, целенаправленно проводить их физическую и психологическую подготовку, наиболее полно использовать средства и формы этой работы. Оно осуществляется на основе учебного плана и расчета часов, организационных указаний руководства. В основе планирования лежит научный подход, который предполагает:
- подбор средств и методов с таким расчетом, чтобы они в
максимальной степени сказывались на повышении качества учебы;
- учет объективных особенностей формирование двигательных навыков, физических, специальных и психологических качеств.
К планированию учебных занятий предъявляются следующие требования:
- связь физической культуры с общими задачами образовательной системы ВУЗа;
- систематичность обучения физической культуре;
- сочетание и взаимосвязь различных форм физической культуры;
- относительно равномерное распределение общей физической нагрузки в течение каждой недели;
- учет местных условий.
Связь физической культуры с общими задачами образовательной системы ВУЗа обусловлена тем, что она служит повышению профессионального уровня и работоспособности слушателей, освоению ими учебных дисциплин. Планирование занятий осуществляется так, чтобы учитывались общие и специальные задачи учебного процесса. Это достигается соответствующим распределением учебного времени, отводимого на занятия, соревнования, тренировки, что помогает оптимизировать развитие основных физических, специальных качеств и прикладных навыков. Такое планирование увязывает физическое обучение и воспитание с общим образованием.
Систематичность обучения физической культуре предполагает регулярность и определенную последовательность в использовании различных средств и методов физического воспитания и обеспечивается:
- планированием проведения занятий не менее двух раз в
неделю;
- рекомендациями проведения утренней физической зарядки на каждый день;
- планированием проведения спортивных тренировок до 2 раз в неделю.
Систематичность реализуется в постепенном наращивании физических и специальных качеств каждым слушателем, твердом закреплении ими прикладных навыков.
Сочетание и взаимосвязь различных форм физической культуры - важное требование к планированию. Необходимо, чтобы все формы были согласованы по срокам и основному содержанию с занятиями. Так, состязания по лыжам, гимнастике, плаванию, легкой атлетике преподаватели планируют на завершающую стадию обучения, когда слушатели более натренированны. Это позволяет лучше закрепить результаты освоения ими учебной программы и проверить уровень их физической готовности.
Относительно равномерное распределение общей физической нагрузки в течение каждой недели обеспечивается на основе комплексного планирования с учетом нагрузки на занятиях по другим учебным дисциплинам и увязывается по содержанию и срокам. Тренировки в секциях по видам спорта планируются в те дни, когда не проводятся учебные занятия.
Учет местных условий обеспечивает конкретность и реальность планирования учебных занятий. Под местными условиями понимаются:
- уровень физической подготовленности слушателей;
- материально-техническое обеспечение занятий;
- места расположения учебных подразделений (имеется в виду наличие рядом парков, спортивных сооружений, экологически загрязненных объектов и др.).
Уровень физической подготовленности обучаемых учитывается при разработке тем и расчете часов на каждый семестр. Чем он выше, тем сложнее должно быть содержание занятий. При низком уровне планируются различные подготовительные и менее сложные упражнения. По мере повышения физической подготовленности обучаемых усложняются упражнения, увеличивается количество повторений их выполнения.
Материально-техническое обеспечение занятий осуществляется так, чтобы каждой учебной группе были созданы максимально благоприятные условия для качественного обучения на стадионе, в бассейне, спортивном зале или помещении, оборудованном для занятий по гимнастике, в тренажерном зале и на спортивных площадках.
Задача планирования состоит в том, чтобы, исходя из наличия и пропускной способности спортивных сооружений, обеспечить систематическое и равномерное проведение занятий во всех учебных группах; максимальную загрузку мест занятий в течение каждого учебного часа. Надо стремиться к тому, чтобы имеющиеся места занятий, инвентарь и имущество использовались наиболее рационально.
Местные условия учитываются так, чтобы сезонные разделы физической подготовки (плавание, лыжная подготовка, легкая атлетика) планировались в наиболее благоприятные сроки. От погодных условий зависит возможность проведения занятий по лыжной подготовке. При необходимости их можно заменить на упражнения, близкие по функциональным возможностям: кросс, бег на длинные и средние дистанции.
В программу обучения слушателей вводятся упражнения, имеющие повышенную сложность. В ходе занятий их проводят интенсивно, с увеличением объема и функциональной психической нагрузки. В таких случаях обеспечивается необходимая техника безопасности. В случае травм или неадекватных реакций слушателей на физическую нагрузку педагог принимает нужные меры с последующей отметкой в учебном журнале.
Подготовка преподавателей предполагает постоянную их работу по наращиванию своих знаний, повышению профессионального мастерства, эффективному проведению учебных занятий по физической культуре. Их деятельность строится на основе принципов демократизации, гуманизации, непрерывности обучения, педагогики сотрудничества (взаимодействия); ориентирована на всестороннее духовное и физическое развитие личности. Предполагается, что они обладают высоким уровнем спортивного мастерства, физической подготовленностью по легкой атлетике, гимнастике, плаванию; владеют медико-биологическими основами, хорошей речью и дикцией.
Психолого-педагогическая подготовка лежит в основе профессионализма преподавателя. В ходе учебно-воспитательной деятельности он вооружает слушателей системой идей и методов решения психолого-педагогических задач в целях развития у них профессионально важных качеств (умение выразить свои мысли; способность понимать других людей, уважать их индивидуальность; наблюдательность и отзывчивость).
Преподаватель организовывает занятия со слушателями в любых условиях. Профессия его носит творческий характер, и поэтому в своей работе он опирается на разнообразные учебные пособия, научную и специальную литературу, опыт других преподавателей.
Хорошая квалификация преподавателя обеспечивает высокий уровень физической подготовленности обучаемых. Для этого ему необходимо постоянно совершенствовать свою методику, развивать организаторские способности в процессе практической деятельности. Педагогическое мастерство преподаватель повышает на учебных занятиях: практических, теоретических, инструкторско-методических и показных, - во время самостоятельной подготовки.
Теоретические занятия проводятся в целях изучения руководящих документов и проблем физического обучения и воспитания.
Практические занятия решают задачи поддержания и повышения уровня физической подготовки педагога, от которого зависит образцовый показ всех упражнений, приемов и действий, используемых при обучении.
Инструкторско-методические занятия играют важную роль в подготовке преподавателей к проведению тренировок в спортивных секциях и соревнований.
Показные занятия направлены на ознакомление преподавателей с образцовой методикой проведения учебных занятий, тренировок по видам спорта в командах и спортивных секциях. На них демонстрируют: правильную технику выполнения упражнений, приемов и действий; наиболее эффективные методы и методические приемы обучения; рациональные способы организации занятия и полноценного использования оборудования и инвентаря.
Практические занятия организовываются систематически, а теоретические, инструкторско-методические и показные - по мере необходимости. По своему содержанию и срокам они согласовываются с программами обучения так, чтобы к началу занятий со слушателями преподаватели овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Занятия с преподавателями проводятся в учебное время, а также в дни методических сборов на кафедре, со спортивным активом, как правило, во внеучебное время.
Самостоятельная подготовка имеет задачей дальнейшее совершенствование методических знаний, умений и навыков преподавателя. Она включает изучение руководящих документов и методических пособий по физической культуре и спорту, уяснение задач и содержания предстоящих занятий, составление конспектов, тренировку в выполнении упражнений, проверку мест занятий, оборудования и инвентаря.
Материально-техническое обеспечение - важный элемент организации процесса физической культуры. Опыт свидетельствует, что высокий уровень занятий и спортивных мероприятий достигается за счет хорошей спортивной базы.
Финансовое обеспечение предусматривает выделение средств, необходимых для приобретения инвентаря и оборудования, ремонта и аренды учебно-спортивной базы, содержания обслуживающего персонала и др.
Физическое обучение и воспитание слушателей проводится при постоянном медицинском обеспечении, которое предусматривает:
- участие медперсонала в мероприятиях по физической
культуре и спорту;
- изучение влияния физической культуры и спорта на состояние здоровья, обобщение результатов медицинских
наблюдений и представление руководству ВУЗа
предложений по дальнейшему повышению качества физического обучения и воспитания;
- контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест
занятий и физической нагрузкой при проведении учебных занятий;
- привитие навыков самоконтроля, гигиены и закаливания.
Успехи медицинского обеспечения достигаются совместными усилиями медперсонала, обучаемыми и преподавателями.
Основной смысл контроля состоит в том, чтобы добиться безусловного выполнения учебной программы, нормативных документов, распоряжений руководства ВУЗа. Систематический и объективный контроль позволяет глубоко изучить фактическое состояние физической культуры, вскрыть недостатки, обобщить лучший опыт обучения и воспитания и на этой основе наметить конкретные меры по дальнейшему повышению квалификации преподавателей.
Контроль возлагается на должностных лиц ВУЗа и заключается в анализе процесса физического обучения и воспитания, определении качества выполнения организационных и методических требований руководящих документов. Проверка учебных занятий, например, выявляет наличие у преподавателя плана, утвержденного заведующим кафедры; материальную обеспеченность занятия; методическую подготовленность педагогов. Кроме того, обращается внимание на регулярность теоретических, инструкторско-методических и показных занятий с преподавателями; на качество и систематичность контроля за всеми видами занятий со стороны руководства кафедры.
В ходе контроля спортивно-массовой работы определяется качество планирования, деятельности спортивного актива, спортивных организаторов факультетов, тренеров команд по видам спорта: регулярность тренировок в командах, семинаров; уровень спортивных рекордов в ВУЗе; наличие пропаганды здорового образа жизни; надлежащего материального и медицинского обеспечения.
Проверка и оценка состояния физической подготовленности преподавателя осуществляется в целях определения его функциональной способности к успешному обучению. Она носит систематический, объективный, конкретный характер и предполагает оказание помощи.
Важным средством повышения уровня профессиональной деятельности преподавателя является владение объективной информацией. Обобщение и распространение передового опыта организации спортивных мероприятий, популяризация достижений в физической культуре и спорте способствуют эффективному обучению слушателей.
Кафедра физической культуры и спорта большое значение придает научно-исследовательской работе. Поисковые, методические и прикладные исследования, учебно-методическая работа направляются на совершенствование физкультурного образования слушателей. Кафедра организует и проводит установочные методические занятия для преподавателей по отдельным разделам учебной программы.
К важнейшим условиям развития физического обучения и воспитания слушателей относится определение перспектив разработки научных исследований и научно-методического обеспечения. Эту проблему необходимо решать целенаправленно: планировать тематику диссертационных работ преподавателей, вовлекать в научную работу слушателей, определять направления исследований.
Чтобы научные исследования в физической культуре и спорте опережали время, необходимо разрабатывать новые концепции, внедрять новые учебные программы и принимать их после экспериментальной проверки, научной экспертизы, широкого обсуждения на кафедре.
Научно-исследовательская работа приближает практику физического обучения и воспитания слушателей к требованиям образовательного процесса. Новые разработки позволяют добиваться высокого уровня физической подготовленности обучаемых.