Организацияучебного процесса по физической культуре

В высшем учебном заведении

Обязательное содержание дисциплины «Физическая культура» состоит из ряда взаимосвязанных разделов, в том числе: теоретического, методико-практического, практического и контрольного.

Теоретический учебный материал на лекционных занятиях формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. В первой (установочной)лекции «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов» значительное внимание уделяется пониманию содержания учебной дисциплины «Физическая культура» и ее социальных функций. Эти знания необходимы для усвоения природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, организации здорового стиля. Важное значение имеют и другие лекции: «Основы здорового образа и стиля жизни студентов.Физическая культура в обеспечении здоровья», «Социальные и биологические основы физической культуры»,«Психофизиологические основы повышения эффективности учебного труда и работоспособности студентов средствами физической культуры», «Общая физическая и спортивная подготовка в образовательном процессе», «Профессионально-прикладная физическая подготовка(ППФП) студентов», «Методические основы в самостоятельных занятиях физическими упражнениями», «Самоконтроль занимающихся за состоянием здоровья». Учитывая всё возрастающую роль Олимпийского движения в жизни общества, активного участия в этом процессе студенческой молодёжи студентам также читается лекция «Студенческий спорт.Олимпийские игры –важная составная часть студенческого спорта и воспитания физической культуры личности студента».

Методико-практический раздел содержания дисциплины характеризует четко выраженную методическую направленность, обеспечивающую операциональное овладение методами и способами самопознания, самодиагностики и саморазвития в физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей.По мнению авторов книги «Физическая культура»(под ред. ВиленскогоМ.Я.)примерная тематика методико-практических занятий может включать следующие методы:

· составления индивидуальных программ самопознания, физического самовоспитания, самообразования, саморазвития, самокоррекции;

· организации индивидуальных занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;

· самомассажа: гигиенического, профилактического, спортивного, лечебного;

· самоконтроля за функциональным состоянием организма;

· самооценки работоспособности, усталости, утомления, регулирования психоэмоционального состояния, мышечной релаксации;

· корригирующей гимнастики для глаз;

· оценки и коррекции осанки и телосложения;

· самоконтроля состояния здоровья, физического развития и др.;

· самооценки развития личностных и профессионально значимых мотиваций, отношений;

· самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.

Важным и необходимым условием закрепления и совершенствования методических умений является их многократное воспроизведение на учебных занятиях, во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту и на отдыхе.

Освоение содержания практического (учебно-тренировочного) раздела занятий помогает студентам приобрести опыт творческой практической деятельности, развивать самостоятельность и самодеятель­ность в физической культуре и спорте. Содержание занятий базируется на широком спектре знаний и умений применения средств физической культуры, использования спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На занятиях студенты учатся регулировать свою двигательную деятельность, поддерживать или повышать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности, приобретают опыт совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профи­лактики общих и профессиональных заболеваний, учатся предотвращать травматизм, а также овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в сфере физичес­кой культуры, проявления их социально-творческой активности в пропагандистской, инструкторской и судейской деятельности.

400 академических часов, выделенных на освоение содер­жания дисциплины «Физическая культура», можно дополнять элективными (факультативными) курсами различной направленности, учитывающими запросы, мотивы, интересы и потребности студентов с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности. Студенты, первого курса, которым предстоит прохождение дисциплины по физической культуре перед учебным годом(или в начале учебного года),в обязательном порядке должны пройти углублённый медицинский осмотр. На последующих курсах они обязаны дополнительно проходить медицинские осмотры. Это особенно касается студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальным медицинским группам и ЛФК. Согласно существующего положения в состав медицинской бригады наряду с терапевтами должны включаться врачи- узкие специалисты по наиболее распространёнными заболеваниями. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим занятиям не допускаются.

На основании проведённого медосмотра комиссия определяет студентам определённую медицинскую группу- основную, подготовительную, специальную или ЛФК(с возможностью практических занятий под наблюдением медицинских работников или- только по теории).

Вторая важная задача при организации учебных занятий - распределение студентов по учебным отделениям.В большинстве вузов страны практикуется распределение студентов по трём отделениям- основное, специальное медицинское и спортивное.На основное отделение зачисляются студенты, отнесенные по результатам медицинского обследования в основную и подготовитель­ную медицинские группы. На специальное учебное отделение определяются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния. Студенты, по состоя­нию здоровья освобожденные от практических занятий на длительный срок, зачисляются на специальное учебное отделение для освоения доступных разделов содержания программы.На спортивном отделении, состоящем из учебных групп по ви­дам спорта, системам физических упражнений, обучаются студенты основной медицинской группы, имеющие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявившие желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованных в вузе. Проведение учебных занятий по принципу спортивной специализации решает две основные задачи - повышение интереса студентов к физической культуре и спорту, а также подготовка спортивного резерва из числа наиболее способных студентов для сборной команды вуза. Студенты, имеющие высокуюспортивнуюквалификацию, могут быть переведе­ны на индивидуальный график занятий с обязательным выполнением зачетных учебных требований в установленные сроки. Перевод студента с одного учебного отделения на другое возмо­жен по его желанию только после успешного завершения обучения в се­местре или учебном году. Перевод же на специальное учебное отделение может произво­диться на основании медицинского заключения в течение всего учебного года.

Квалифицированное распределение студентов по учебным отделениям требует вдумчивого отношения и большой организаторской работы к этому мероприятию. На кафедре физической культуры Ижевской ГСХА накоплен большой опыт работы по этой проблеме и получил научное обоснование. Особенно это касается студентов 1-го курса. Оно состоит в необходимости выполнения следующих организационно-педагогических условий:

· К началу учебного года заблаговременное прохождение студентами 1-го курса углубленного медицинского осмотра;

· данные медицинского осмотра дают основание для проведения контрольных тестов физической подготовленности первокурсников уже на первых учебных занятиях;

· на первом же учебном занятии по физической культуре(установочная лекция)- проведение анкетирования первокурсников, которое дает возможность получить физкультурно-спортивную характеристику на каждого студента, приступившего к учёбе в вузе.

Остановимся на этом вопросе более подробно. В Ижевской ГСХА анкетирование студентов 1-го курса проводится уже более30-и лет. В небольшой по размеру анкете содержатся самые необходимые вопросы: отношение к физической культуре и спорту до поступления в академию (занятия в спортивной секции и вид спорта, наличие спортивного разряда и спортивные достижения); желание заниматься в секции и каким видом спорта; медицинская группа, определённая после углублённого медицинского осмотра в поликлиникеакадемии и некоторые другие. В дальнейшем анкеты служат своего рода паспортом, характеризующей физкультурно-спортивную активность студентов. Статистическая обработка анкет позволяет получать интересный материал, который используется при проведении научной работы по этой теме на кафедре.

Получив в короткие сроки эти данные(результаты углублённого медицинского осмотра, анкетирование и данные физической подготовки) на каждого первокурсника, преподаватели оперативно, уже на третьем по порядку учебном занятии, распределяют их на учебные отделения и группы спортивной специализации. После этого начинается реализация практических занятий, согласно имеющимся рабочим программам. На старших курсах в начале учебного года проводится уточнение характера учебных занятий групп спортивной специализации. К примеру - продолжить занятия со студентами указанной группы по принципу спортивной специализации или приступить к занятиям по программе основного отделения и т п.

В физическом воспитании студентов могут быть использованы и другие формы учебных и вне учебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе, в том числе:

· индивидуальные;

· индивидуально-групповые;

· дополнительные занятия;

· консультации.

Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний и умений, состоянии профессионально-личностного развития, динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной физической подготовке студентов.Оперативныйконтрольопределяет информацию о ходе выполне­ния конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий контроль позволяет оценить качество освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачет) выявляет уровень сформированности физической культуры студента и самоопределение при комплексной проверке.

В последние годы во многих вузах значительное внимание уделяется рейтинговой оценке успеваемости студентов. На кафедре физической культуры Ижевской ГСХА разработан достаточно простой, но весьма эффективный способ проставления рейтинговой оценки. За основу взяты три показателя(критерия):

· регулярность посещения студентами учебных занятий;

· выполнение контрольных нормативов (текущий и промежуточный контроль);

· отношение к занятиям(активность, инициативность, соблюдение необходимой дисциплины и т.п.).

Определено, что наибольшее количество баллов, которые может набрать студент в течение месяца, составляет 13(в том числе посещение всех учебных занятий-8-9баллов - в зависимости от количества занятий за конкретный месяц, остальные баллы - за выполнение 2-го и 3-гоиз названных показателей),что равноценно 100%,адекватные показателям успеваемости по дисциплинам других кафедр академии. Рейтинговая оценка успеваемости студентов ценна тем, что она отражает отношение студентовкаждому учебному занятию и успешность освоения ими программных требований по физической культуре на протяжении всего семестра. Это предъявляет к студентам требования более серьёзно относиться к каждому занятию, а преподавателям – объективно подходить при проставлении зачётов за каждый учебный семестр.

Допуск студентов к итоговой аттестации требует выполнения обязательных тестов и заданий по общефизической и профессиональ­но-прикладной физической подготовке (на оценку не ниже чем «удовлетворительно») за прошедший период обучения. Упражнения, тесты и задания по профессионально-прикладной подготовке студентов, а также для обучающихся на специальном(медицинском) учебном отделении опреде­ляются кафедрой.Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию раздела программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:

· понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке бакалавра и специалиста;

· знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;

· иметь позитивное мотивационно - ценностное отношение к физической культуре, самоопределяться в ней, проявлять установку наздоровыйстиль жизни, физическое самосовершенствование, потребность в регулярныхзанятиях физическими упражнениями и спортом.

И конечно, при итоговой аттестации учитывается уровень выполнения студентами требований практического раздела программы.

При проведении зачётов студенты, освобождённые на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную, как правило, с анализом характера заболевания, его причинами и возможностями профилактики и лечения с использованием средств физической культуры. Они сдают также зачет по теоретическому разделу программы.

Внеучебные занятия по физической культуре организуются в форме:

· выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

· занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

· самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

· массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

1.4 Актуальные вопросы модернизации образования

По физической культуре

К основным направлениям модернизации образования по физической культуре относятся прежде всего процессы гуманизации и гуманитаризации. Гуманизация (от лат. — «человеческий») предполагает значительные изменение отношений преподавателя и студента, которые основываются в настоящее время на традиционных дисциплинарных и объектных принципах, к их субъектной самореализации, призна­ние ценности каждой личности, ее права на свободное развитие и про­явление своих способностей. Гуманизм предполагает, прежде всего, человечность, его стремление к свободе, достоинству, творчеству, самореализации, разностороннему развитию своей личности на основе самопознания. Способствуя гармонизации интересов педагога и обучающихся гуманизация образования определяет придание знаниям личностно значимого смысла, максимально возможный учет индивидуальных особенностей и способностей студентов для достижения образовательных целей. Его важным условием выступает со­ответствие и согласованность педагога истудента, его индивидуальным опытом и возможностями. Поиск на волнующие вопросы порождает у студентов твор­чество. В свою очередь развитие и совершенствование являются необходимым условием для самосохранения здоровой личности и формирования человека культуры. Гуманизация образования ориентирует также на непрерывноегармоничное развитие на протяжении всей жизни, превращение обучения в одну из основных потребностей личности. Гуманистическая направленность образования активизирует механизмы самореализации, саморазвития, адаптациив постоянно изменяющемся обществе.

Гуманитаризация образования определяет усвоение гуманитарных знаний на основе изучения цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Она заключается в системных знаниях о закономерных взаимосвязях человека с природой, культурой, обществом, государством, о процессах становления личности, развивающейся в мире ценностей. Углубляя, развивая и уточняя целостную гуманитарную и естественнонаучную картину мира, такие знания позволяют студенту овладеть критериями оценки педагогических воздействий с внутрен­ней позиции, такие знания позволяют студенту овладеть критериями оценки социальных и природных явлений, а также способами добывания и интерпретации научной информации, ее обработки, хранения и распространения.Гуманитаризация способствует присвоению общегуманитарных ценностей как неотъемлемой части профессионального образования, без которых невозможен лич­ностный рост, преодоление технократического и узкопрофессионального мышления, воспитание духовно богатой личности, обладающей развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Выбор гуманитарной парадигмы в образовании подразумевает становление и развитие компетентности, эрудиции, творческих начал, духовной и физической культуры личности.

Целью гуманитаризации образования является культурный человек, не только знающий, но и поступающий в соответствии с гуманистическими убеждениями и идеалами.

Гуманитаризация учебного, в том числе по физической культуре процесса способствует:

· введению ее содержания в систему жизненных смыслов и ценностей;

· критическому осмыслению своего уровня развития физической культуры и стимулированию интереса к присвоению ее ценностей;

· диалоговому пониманию, сотрудничеству и сотворчеству, продуктивному общению преподавателя и студента;

· овладению гуманитарными знаниями в сфере физической культуры в объеме, закладывающем основы для дальнейшего личностного развития;

· творческим формам организации, внедрению нетрадиционных форм, инновационных решений, ведущих к эффективности учебного процесса.

Личность в силу своей природной активности стремится к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции,неповторимойиндивидуальности, поэтому в основе гуманитаризации учебного процесса лежит в единстве личностно- деятельностный подход. Личностный компонент определяется половозрастными, индивидуально-психологическими и многими другими факторами, которые реализуются через выбор содержания и формы учебных занятий, характера общения, взаимодействия и взаимоотношений. Деятельностный компонент служит основой практической ре­ализации ценностей физической культуры, достигнутых знаний на практике. Чем более разнообразной является значимая для студента деятельность в сфере физической культуры, тем эффективнее и продуктивной происходит овладение ею.

1.5 Культурологические основания образовательного процесса

Задача всякого образования — приобщение человека к культурным ценностям. Образованность предполагает наличие разностороннего кругозора по различным вопросам жизни человека. Профессионально ориентированная образованность строится на широкой общеобразовательной основе, комплексе социогуманитарных, культуроведческих, психолого-педагогических и специальных дисциплин,

Динамичная конъюнктура рынка труда требует от выпускника вуза компетентности как в наиболее важных сферах человеческой цивилизации, так и в решении жизненных проблем, самореализации, профессиональной мобильности. В качестве критерия профессиональной образованности выпускника вуза выступает не только его готовность к выполнению определенной деятельности, но и уровень его развития: интеллектуального,физического, творческого. В результате возникла компетентностная модель специалиста, в которой цели образования связываются как с владением профессионально ориентированными, социально ответственной и активной личности. В начале данной лекции мы уже указали на общекультурные компетенции при изучении дисциплины по физической культуре для вузов. При рассмотрении культурологии образовательного процесса расширим эту тему и дадим анализ уже компетентную модель специалиста, о которой достаточно полно сказано в книге «Физическая культура» под редакцией М.Я.Виленского(2012). Авторы подчёркивают,что компетентность современного специалиста носит над профессиональный характер. Она основывается на владении совокупностью культурных образцов и кумулирует современный уровень знаний, техники и технологий, в том чис­ле информационных, используемых в профессиональном труде. Они выделяют ключевые(на основе главной цели образования по физической культуре) и специальные(только в рамках этой учебнойдисциплины).К ключевым относят следующие компетенции(с некоторыми сокращениями):

· ценностно-смысловые, связанные с ценностными ориентирами в этой сфере, способность понимать значение физической культуры для личности и общества, принимать для себя соответствующиерешен

· общекультурные, направленные на познание исторического и культурного опыта их освоения;

· учебно-познавательные,включающие знания и умения в различных областях физической культуры и спорта;

· информационные, позволяющие осуществлять поисканализ, отбор, сохранение и передачу печатной и электронной информации в этой сфере;

· коммуникативные, представляющие способы взаимодействия с окружающим в учебной,физкультурно-спортивной и других видах деятельности в сфере физической культуры.

К специальным компетенциям относятся:

· система общекультурных и специальных знаний,навыков и умений для осуществления видов деятельности в этой сфере;

· методами и средствами самопознания(диагностики психических и физических качеств);

· методами и средствами самоуправления физическим совершенствованием, психофизическим состоянием, функциональной подготовленностью.

Большое значение для профессиональной деятельности будущего специалиста имеют его человековедческая компетентность, включающих такие качества, как личное обаяние, терпимость к чужому мнению, умение устанавливать контакты, приобретать навыки общения. Необходимая составная часть профессиональной подготовки — формирование у студента культуры умственного труда, которая обеспечивает его высокую продуктивность. Полноценнаяактуализация потенциала личности тесно связана с ее здоровьем, работоспособностью, уровнем развития физических кондиций, культурой здоровья, ответственностью за собственное здоровье и здоровье семьи.

Важнейший итоговый результат профессионального образова­ния — овладение профессиональной культурой.Образование в области физической культуры определяет процесс передачи студентам ее ценностей, которые оказывают влияние на их мировоззрение, самосознание, мотивацию, направленность учебной и внеучебной деятельности. К ценностям физической культуры относят: материальные (условия занятий, инвентарь, спортивная экипировка); физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и на­выки, физические качества, физическая подготовленность); социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции); психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности);культурные (познание, чувство собственного до­стоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).

И так, мы видим,что итогом образовательного и культурологического процесса по физической культуре является становление мировоззрения, формирование физической культуры студента, обеспечивающей жизненно важные для него ценности.

В данной лекции,помимо основной задачи решаютсяи ряд других.Весьма важно дать первокурсникам информацию о работе, проводимой по физической культуре и спорту в данном вузе, прежде всего, по таким вопросам, как истории развития физической культуры, спортивных достижениях студентов и имеющихся традициях, спортивной базе вуза, деятельности кафедрыфизического воспитания и спортивного клуба, познакомить с профессорско-преподавательском составом кафедры, теми условиями и требованиями, которые необходимо выполнять студентам на учебных и учебно-тренировочных занятий, во время участия вспортивно-массовых мероприятиях.

В ряде вузов, в том числе, в Ижевской ГСХА,как правило, на первой лекции,проводится анкетирование первокурсников, позволяет получить данные физкультурно-спортивной активности студентов. Об анкетном опросе первокурсников, ежегодно проводимомв академии, мы уже отмечали в соответствующем разделе данного курса лекций.

И так, по первой теме лекционного курса, которую принято считать как установочную, и читается студентам первого курса, мы рассмотрели ряд актуальных вопросов, касающихся дисциплины «Физическая культура», в первую очередь, её нормативно-правового статуса, социальных функций, организации учебного процесса и необходимости его модернизации, гуманитарных и культурологических основ образовательного процесса. Значительное внимание уделили также рассмотрению общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров и специалистов, прежде всего, сельскохозяйственногопрофиля. Безусловно, к некоторым из указанных вопросов в связи с их актуальностью мы будем возвращатьсяи к последующим разделам лекционного курса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барчуков И.С.Физическая культура: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.:Академия,2012.

2.ВиленскийМ.Я. Физическая культура и здоровый образ жизнистудента: учебное пособие /М.Я.Виленский, А.Г. Горшков. - М.:КНОРУС,2011.

3. Психология здоровья: учебник для вузов/под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: Питер,2003.

4.Соловьёв Н.А. Опыт работы по физическому воспитанию в Ижевской ГСХА(организация,особенности, проблемы): монография. - Ижевск,2007.-31 с.

5.Соловьев, Н. А. Физическая культура и спорт в Ижевской ГСХА (история, достижения) : монография / Н. А. Соловьев ; ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА. - Ижевск : РИО ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. - 143 с.

6.Физическая культура:учебник/коллективавторов /подред.М. Я.Виленского. - М.:КНОРУС,2012. – 424с.

Тема 2

Наши рекомендации