Образовательные технологии. Модуль «Практическая педагогика» направлен на формирование у студентов готовности решать профессиональные задачи на основе анализа конкретной педагогической
Модуль «Практическая педагогика» направлен на формирование у студентов готовности решать профессиональные задачи на основе анализа конкретной педагогической ситуации, применять современные методы и технологии в собственной профессиональной деятельности.
Преподавание дисциплины должно включать в себя следующие образовательные технологии:
1) организация лекций с использованием современных компьютерных технологий;
2) обеспечение студентов раздаточными материалами – опорными конспектами с целью активизации их работы по усвоению материалов учебного модуля;
3) использование активных форм и методов обучения (ролевые, деловые игры, метод проектов);
4) использование методов, основанных на изучении практики (case studies);
5) использование интерактивных способов взаимодействия преподавателя и студентов (дискуссии, тренинги).
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля.
Раздел 1. Методология практической педагогической деятельности.
Тема 1.1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике.
Методология практической педагогической деятельности.
Цели изучения темы:
1) формирование профессиональных компетенций:
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК–3);
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК–5);
2) усвоение основных понятий темы;
3) отработка умения анализировать различные подходы к определению сущности понятия «педагогические технологии», умения выявлять основания наиболее существенных классификаций педагогических технологий.
По итогам изучения темы студенты должны:
знать:
· взаимосвязи между теорией и практикой в педагогике;
· сущность профессионально-педагогической деятельности, ее структуру;
· сущность педагогически целесообразного взаимодействия (ПК-5);
· особенности и причины конфликтов в педагогической деятельности (ПК-5);
· виды педагогических технологий;
· сущность понятий «педагогическое мастерство» и «педагогическая техника»;
уметь:
· учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации (ПК-3);
· анализировать различные подходы к определению сущности понятия «педагогические технологии»;
· выявлять основания наиболее существенных классификаций педагогических технологий.
Основные понятия: профессионально-педагогическая деятельность, профессионально-педагогическая задача, педагогически целесообразное взаимодействие, педагогические технологии, типизация технологий, педагогическая техника, педагогическое мастерство, конфликты в педагогической деятельности.
Форма изучения: лекция, семинарское занятие, самостоятельная работа студентов.
Семинарское занятие
План
1. Взаимосвязи между теорией и практикой в педагогике.
2. Педагогическая деятельность как деятельность по решению профессионально-педагогических задач. Структура педагогической деятельности. Особенности профессионального педагогического мышления учителя. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.
3. Сущность педагогически целесообразного взаимодействия учителя с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.
4. Конфликты в педагогической деятельности, их особенности и причины возникновения.
5. Различные подходы к определению понятия «педагогические технологии». Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Виды педагогических технологий, проблемы их классификации. Понятие о педагогической технике и педагогическом мастерстве.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.
Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/93280/
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брызжева, Н. В. Практикум по решению профессиональных задач / Н. В. Брызжева: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. вузов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.
2. Гузеев, В. В. Преподавание. От теории к мастерству / В. В. Гузеев. – М.: НИИ школьных технологий, 2009.
3. Зайцева, Л. А. Практикум по решению профессиональных задач / Л. А. Зайцева: Учебно-методическое пособие для студ.-бакалавров педагогических вузов. - 2-е изд., испр. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.
4. Коротаева, Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии / Е. В. Коротаева. - М., 2007.
5. Мухина, С.А. Современные инновационные технологии обучения / С. А. Мухина, А.А.Соловьева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
6. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательным процессом / Г.К. Селевко. - М., 2005.
7. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 2005.
8. Сенько, Ю.В. Стиль педагогического мышления в вопросах: учебное пособие / Ю.В. Сенько. – М.: Дрофа, 2009.
9. Смирнова, Л. В. Становление и развитие теории и практики педагогического стимулирования в отечественной педагогике / Л. В. Смирнова: Монография. - Нижний Тагил, 2008.
10. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин. - М., 2008.