Работа с литературными источниками
Прежде чем приступить к целенаправленной работе над курсовой работой, необходимо подготовить план исследования, который включает разделы по теоретическому осмыслению научно-педагогической литературы и источников, подготовке инструментария эксперимента, его организации и обработке данных, написанию текста курсовой работы.
План может быть таким!
1. Определение темы.
2. Уточнение темы и содержания курсовой работы.
3. Работа с источниками и литературой по изучаемой теме. Составление библиографии.
4. Сбор материалов. Подготовка плана курсовой работы.
5. Определение методики и методов исследования, базы исследования.
6. Анализ собранного материала и написание теоретической части.
7. Разработка плана и организация эмпирического исследования.
8. Проведение исследования и обработка данных, обобщение полученных результатов.
9. Подготовка и представление руководителю текста (чернового варианта) курсовой работы.
10. Доработка курсовой работы и представление для рецензирования.
11. Защита курсовой работы.
Наиболее сложной и значимой частью курсовой работы является анализ литературы и источников, передового педагогического опыта, организация и проведение опытно-экспериментальной работы, отражение полученных результатов в курсовой работе.
Теоретический анализ научной литературы выполняет следующие функции:
- определение актуальности темы курсовой работы;
- соотношение теоретических разработок со своей собственной концепцией исследования;
- анализ проведенных исследований;
- уточнение понятийного аппарата курсовой работы.
Прежде, чем приступить к анализу литературы и источников, необходимо знать наличие литературы по определенной теме в библиотеках. Для целенаправленного поиска необходимой литературы используются каталоги библиотек. Существуют два основных вида каталогов: систематический и алфавитный. В систематическом каталоге литература расположена по проблемам или наукам, например: "Образование и искусство", "Просвещение в России в XVII веке". В алфавитном - по алфавиту, т.е. по фамилии автора или названию учебника, учебного пособия.
Сведения о литературе, полученной из каталогов, выписываются на определенные карточки, которые должны быть четко и правильно заполнены.
Например:
Блонский П.П. Избранные психологические и педагогические труды: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1979, Т.1. - 304 с. |
|
В дальнейшем карточки помогут систематизировать библиографические источники, т.е. можно расставить карточки в алфавитном порядке и написать список литературы (особенно этот прием поможет, если нет возможности работать на компьютере).
Прежде, чем приступить к аналитической работе, необходимо определить систему записи положений, методик, тезисов, идей. Это могут быть отдельные листы бумаги - формат А 4 (297х210мм). Можно использовать и ту форму записи, которая устраивает студента - исследователя.
Карточки могут быть приблизительно такими:
Название источника. Основные тезисы и проблемы | Мои комментарии |
Например: Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных учреждениях. – М.: АПК и ПРО, 2002.-112с. Далее выписываются основные положения с обязательным фиксированием номера страницы, откуда выписаны цитаты, идеи автора. С.5. Центральная задача модернизации образования – обеспечение его современного качества, выстраивание эффективной образовательной системы с действительной экономикой и управлением, которая будет отвечать запросам современной жизни и потребностям развития личности, общества и государства. С.7. Единое образовательное пространство подразумевает образование, в процессе которого наряду с учреждениями образования вовлекаются предприятия, организации и учреждения, семья, разнообразные социальные институты. |
Такая система записи позволит систематизировать полученную информацию, проанализировать отношения различных ученых к тому или иному понятию теории, концепции, определить свою позицию.
Изучая научно-педагогическую литературу и источники, необходимо обратить внимание на психологическое понятие. Задача начинающего исследователя изучить трактовки понятий различными учёными и определить свою позицию по отношению к ним.
Содержание курсовой работы
Оглавление
Курсовая работа должна содержать оглавление. Оглавление выполняет функцию указателя глав, разделов, параграфов. Оглавление может быть помещено в начале курсовой работы или в конце. Логичным было бы расположение в начале курсовой работы, так как оглавление выполняет информационную функцию, т.е. читатель, открыв курсовую работу, может увидеть содержание работы и страницу, на которой помещен интересующий его материал.
Введение…..
Глава I. Название главы (теоретическая часть)
1.1……………………………
1.2……………………………
1.3……………………………
Глава II. Название главы (практическая, экспериментальная часть)
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования……
2.2. Методика исследования……………………
2.3. Результаты исследования………………….
2.4. Обсуждение результатов исследования….
Заключение…………………………………….
Библиография………………………………….
Приложения……………………………………
Введение
Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы с первых строк заинтересовать читателя актуальностью своей научно-исследовательской работы, раскрыть практическую значимость исследования, показать базу экспериментальной работы, методы исследования, определить проблему, объект, предмет, цель, гипотезу исследования.
С первых строк введения необходимо показать актуальность исследования. В сжатом изложении объяснить те задачи, которые стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте выбранной темы в современных социально-экономических условиях развития общества вообще и данного мегаполиса в частности (район, город и т.п.). В самом общем конспективном изложении обратить внимание на то, что сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать в данном исследовании.
На этой основе формулируется противоречие. Противоречие это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояния (17, 26). Противоречие (научное) – это логическая форма развития научного познания. Научные теории развиваются в результате раскрытия и разрешения противоречий, обнаружившихся в предшествующих теориях или практической деятельности людей.
Вслед за А.М. Новиковым, приведем примеры противоречий для педагогических исследований (17): «… противоречие между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности преподавателей основ рыночной экономики, с одной стороны, и отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки этой категории педагогов – с другой». В данном исследовании речь пойдет о специальной психолого-педагогической подготовке преподавателей посредством разработки педагогических и методических основ. Формулируют противоречие примерно так: «без знания…сейчас невозможно… В то же время …до сих пор не разработаны…», «Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью применения…подхода и отсутствием методик выявления…» и п.т.
Далее формулируется проблема исследования.
Слово проблема используется в двух смыслах. В широком, общеупотребительном языке – как синоним слова «задача», «препятствие». В научном смысле проблема – это объективно возникающий в ходе развития научного познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов образовательной практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым научным знаниям. Чаще всего проблема формулируется в форме вопроса. Например: Какой должна быть система содержания, методов и средств обучения, которая позволит сформировать профессиональную компетентность будущих учителей начальной школы?», или «Каковы условия необходимые или достаточные для формирования у будущих специалистов профессионального мышления?» (17, 27)
Вслед за проблемой исследования определяется объект и предмет.
Объектв гносеологии – теории познания- это то, что противостоит познающему субъекту (в данном случае исследователю в его познавательной деятельности) (17, 28) или часть объективной реальности, которая на том или ином этапе становится теоретической и практической деятельностью человека как социального субъекта (1). Согласно А.М. Новикову объект педагогического исследования всегда лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса: теории и методики организации, его содержания и принципов, изучения сложившихся и создания новых форм, методов, приемов и средств деятельности преподавателей и учащихся, студентов (17,28).
Предметисследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее, существенные признаки субъекта. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или целых научных направлений (17, 29). Предметом могут выступать: прогнозирование, совершенствование и развитие учебного процесса; содержание образования; формы и методы учебно-воспитательного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения и воспитания; характер психолого-педагогических требований и взаимодействий между педагогами и учащимися; особенности и тенденции педагогической науки и практики; педагогические взаимоотношения.
Важно отметить, что предмет исследования чаще совпадает с темой, либо они очень близки по звучанию.
На основе сформулированной проблемы, определенных объекта и предмета исследования устанавливается цель исследования. Цель – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы.
Цели педагогических исследований сводятся к не очень большому числу формулировок, которые можно передать в одном абзаце.
Целями исследования может быть (17):
§ разработка педагогических или научно-методических (организационно-педагогических, социально-педагогических и т.п.) основ формирования (воспитания, развития) у кого – либо;
§ выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, методологических) условий (предпосылок) формирования (воспитания, развития)…;
§ обоснование содержания, форм, методов и средств…;
§ разработка методики (методической системы) формирования чего-либо или методического применения системы средств наглядности в чем – либо;
§ определение и разработка педагогических (дидактических) средств (системы средств)…;
§ разработка теоретической модели чего – либо;
§ разработка требований, критериев чего-либо;
§ педагогическое обоснование чего-либо.
Далее, важным моментом является построение гипотезы. Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений; вообще - предположение, требующее подтверждений (19); - научное предположение, истинное значение которого неопределенно (17,30). Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования. В ходе исследования гипотеза уточняется, дополняется или изменяется.
Гипотеза может быть:
- описательная (описание причин и возможных следствий изучаемых явлений);
- объяснительная (пояснение возможных следствий из определенных причин). Объяснительная гипотеза строится на предположении: если сделать то-то, то такие-то изменения произойдут в изучаемом объекте.
Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи. Под задачей в гносеологии понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. В работе необходима формулировка тех задач, которые решаются в ходе исследовательской работы. Задачи предполагают: проанализировать, изучить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе, апробировать.
Для начинающих исследователей первую задачу следует формулировать так: «Проанализировать педагогическую (психологическую, методическую) литературу по проблеме исследования».
Далее определяются методы исследования. Методы педагогического исследования – совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития (9, 157). К педагогическим методам относят такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование, социометрия, изучение и обобщение педагогического опыта, мониторинг и др.
Еще раз обратим внимание на алгоритм построения введения курсовой работы: Актуальность исследования - противоречие - проблема – объект – предмет- цель - гипотеза – задачи – методы.