ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ. Производственная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования

Производственная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, в процессе которой студент овладевает основами профессиональной деятельности специалиста – практического психолога, основами профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность практического психолога, или профессионализм, характеризуется сформированностью единого ком­плекса знаний, навыков, умений, психологических особенностей (качеств), профессиональных позиций и акмеологических инва­риантов.

Знания, навыки и умения можно представить как ролевые характеристики профессиональной компетентности пси­холога.

Психологические качества, профессиональные позиции и акмеологические инва­рианты предстают в качестве субъ­ектных характеристик, указывают на отношение психолога к деятельности и на его сугубо индивидуальный почерк. В числе общих и специфических акмеологических инвари­антов, определяющих продвижение психолога к вершинам про­фессионализма, можно выделить постоянную включенность в процесс принятия решения, предвидение, проницательность, лич­ностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и другие невостребованные ранее профессионально важные каче­ства и индивидуальные особенности.

Отличительные особенности профессиональной компе­тентности практического психолога:

• цели и задачи профессиональной деятель­ности практического психолога, обусловленные социальным заказом обще­ства и его институтов, — оптимальная реализация потенци­альных возможностей человека, как в сфере его деятельности, так и в повседневной жизни;

• полифункциональность профессионального тру­да практического психолога - сочетание многообразия задач;

• актуаль­ность творческого подхода, адекватного общепринятым нор­мам, рекомендациям психологической науки, моральным принципам и профессиональной этике - в связи с недостаточной регламентированностью социально-правовой, функциональной и организационно-методической базы про­фессиональной деятельности, взаимоотношений с различны­ми субъектами труда и жизни;

• конгруэнтность (соответствие) выдвигаемых целей, задач и функций с индивидуальными возможностями, потребностя­ми и действиями практического психолога;

• интегративный характер процесса и результатов профессио­нальной деятельности, складывающийся на основе эффек­тивного использования многих технологий (исследовательско-диагностических, конструктно-проектировочных, формирующе-развивающих, коррекционно-терапевтических, коммуникативных, аналитико-оценочных и других);

• творческий характер профессиональной деятельности, бази­рующийся на знании психологической сути процессов и яв­лений, широкой эрудиции, личном опыте, активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, лич­ной инициативе и широкой профессиональной коммуника­бельности;

• поливариантность условий выполнения профессиональных обязанностей, которые реализуются комплексно и полифунк­ционально при обязательном непосредственном сопряжении с конкретным человеком, коллективом, их отношениями и взаимосвязями.

Производственная практиканаправлена на овладение знаниями, навыками и умениями пси­холога, а также на формирование отношения к деятельности и индивидуального почерка и предполагает достижение следующих целей:

§ закрепление полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

§ освоение студентами системного подхода к постановке задач профессиональной деятельности;

§ формирование профессиональной позиции практического психолога образования и социальной сферы;

§ освоение профессиональной этики;

§ знакомство с конкретными условиями профессиональной деятельности практического психолога;

§ овладение технологиями диагностической, профилактической, коммуникативной, формирующее - развивающей, коррекционной деятельности и др.

Задачи производственной практики:

· знакомство с практическим опытом деятельности специалистов-психологов в детском саду, школе, вузе или в других образовательных учреждениях, в психологических центрах, центрах социальной защиты и т.п.;

· знакомство с методами психологического консультирования;

· формирование культуры самоорганизации деятельности практического психолога;

· самостоятельное решение различных типов профессиональных задач (диагностических, тренинговых, коррекционных, аналитически-оценочных и др.);

· овладение способами и средствами профессиональной коммуникации со специалистами других профилей и клиентами и социальными объектами его деятельности (детьми разного возраста, подростками, родителями, людьми, переживающими кризисные состояния и т.п.);

· овладение необходимыми навыками практической работы психолога в системе образования, методами психологического анализа урока;

· развитие у студентов-практикантов интереса к научно-исследовательской работе в области психологии развития и возрастной психологии.

Наши рекомендации