Роль современного образования в развитии человеческого капитала
Историческим истоком идеи человеческого капитала считаются взгляды Адама Смита, который считал человека частью общественного богатства и целью общественного производства [1]. Позднее важный вклад в концепцию человеческого развития внесла идея «человеческого капитала», возникшая в контексте экономической мысли. Ее автором в 50 - 60 гг. XX века стал американский ученый Т. Шульц. Значительную роль Т. Шульц отводит росту уровня образования женщин и высшему образованию молодежи. «Тремя главными функциями высшего образования» он называет «обнаружение таланта, обучение и научную работу». «Молодежь могла бы применить свои знания в наиболее важных областях здравоохранения, воспитания и обучения подрастающего поколения, в науке для улучшения благосостояния и экономического процветания новых наций третьего мира» [4]. Под человеческим капиталом он понимал совокупность знаний, компетенций, квалификаций, выполняющих важнейшую роль в качестве средства производства.
Понятие «человеческий капитал», или «человеческий потенциал» по-разному трактуется также многими современными российскими социологами. В частности, в своих трудах А.Н. Добрынин и С.А. Дятлов дают следующее определение: «Человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка» [2].
Также среди российских социологов, которые обозначили свою точку зрения относительно формирования человеческого потенциала и факторов, влияющих на его развитие, можно выделить Татьяну Ивановну Заславскую. Она в своей работе называет следующие факторы: особенности национальной культуры, типы преобладающих технологий, степень интеллектуализации труда, уровень развития науки и образования, качество жизни граждан, богатство и насыщенность их образа жизни [3].
На основе определений, сделанных признанными социологами, можно сделать вывод, что человеческий капитал является главной движущей силой социально-экономического развития современного общества.
Изменение роли человеческого капитала в общественном сознании привело к необходимости формирования новой парадигмы развития. В рамках новой парадигмы развития и совершенствования стран и мирового сообщества человеческий капитал занял ведущее место во всемирном богатстве.
Развитие человеческого капитала за последние десятилетия приобретает особую актуальность и значимость не только в России, но и в других странах мира. В рамках данного вопроса одной из важнейших задач, требующей незамедлительного решения, является увеличение качества и уровня жизни людей, организация условий для их интеллектуального, духовного и физического развития.
Развитие каждого человека и человеческого потенциала в целом становятся первостепенным для развития России. На пути становления информационного общества и экономики, основанной на знаниях и навыках, возрастает значение человеческого капитала.
Состояние человеческого потенциала общества, по мнению многих авторов, безусловно, зависит от таких факторов, как уровень развития всестороннего образования и науки, формирование и развитие культуры, здравоохранения, охрана окружающей среды, безопасность человека в обществе. Сочетание представленных компонентов различно в зависимости от достигнутой ступени развития общества, но во всех случаях уровень образования, его эффективность и доступность населению страны остается основой формирования человеческого потенциала.
Необходимо отметить, что авторы акцентируют свое внимание на одном или нескольких определяющих факторах. В частности, анализ работ, посвященных различным аспектам теории человеческого потенциала, показал, что чаще всего среди факторов, влияющих на развитие человеческого потенциала, указывается образование. Таким образом, уровень образования влияет на формирование и развитие производственного потенциала человека, увеличивает производительность и эффективность труда.
Повышение производительности труда у более образованных работников, влечет за собой адекватное увеличение заработка. Многочисленные исследования подтверждают, что существует постоянная незыблемая связь между уровнем образования и доходом, который получает человек в течение всей жизни. Кроме того, образование оказывает большое влияние и на значимые аспекты, характеризующие положение работников на рынке труда (условия труда, уровень безработицы).
В формировании человеческого потенциала существенное значение отводится и таким нематериальным выгодам образования для общества, как рост общей культуры нации, повышение социальной стабильности в обществе, сокращение уровня преступности. Многочисленные исследования также показывают, что уровень образования влияет и на многие другие составляющие потенциала человека, например, на отношение человека к собственному здоровью, организацию потребления и быта, на уровень экологического состояния окружающей среды.
В итоге можно констатировать тот факт, что образование человека во многом определяет его возможности во всех сферах жизнедеятельности, напрямую или опосредованно влияет на формирование и развитие всех форм человеческого капитала, но в первую очередь на его духовный, интеллектуальный потенциал.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Веряскина В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования, Высшее образование в России. 2005. №2
2. Добрынин А.Н., Дятлов С.А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: «Наука», 1999. С. 6-7.
3. Заславская, Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе / Т.И. Заславская // Социология. – 2007. – № 3. – С. 28–39.
4. Шульц Т. Вложения в человеческий капитал: роль образования и научных исследований. 1971.