Малихова Л.Н., учитель-дефектолог
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Малихова Л.Н., учитель-дефектолог
Проблема оказания эффективной помощи в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является актуальной проблемой современной педагогики, медицины, психологии. Участие родителей в процессе подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе рассматривается как непременное условие эффективности этого процесса.
В процессе развития личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социальной интеграции, социализации: личности.
Ни один ребенок не может полноценно развиваться - духовно, умственно, эстетически, физически и т.д. - вне семьи, и никакой самый профессиональный педагог не может обеспечить ребенку полноты впечатлений и представлений об окружающем мире, полноты общения (духовного и речевого) в той мере, в какой это могут сделать родители.
Восприятие семьей ребенка-инвалида определяется в основном, доминирующими в обществе представлениями об инвалидности, а так же спецификой непосредственного повседневного общения с ребенком, которое не всегда носит позитивный характер. Поэтому часто актуальной проблемой семьи ребенка с ограниченными возможностями выступает нормализация межличностных отношенийв ней. Особенно это касается отношений между родителями и ребенком/детьми.
Родительское отношение определяется как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможностями здоровья, и их родителями позволяет нам выделить приоритетные направления организации взаимодействия с родителями.
Во-первых, это психологическая помощь, в которой на наш взгляд целесообразно выделить профессиональную психологическую поддержку, которую могут обеспечить педагоги, врачи, специалисты другого профиля, встречающиеся с семьей ребенка-инвалида.
Во-вторых, это информационно-образовательная поддержка: изложенные в доступном виде сведения о заболевании ребенка, современных методах лечения, прогнозе заболевания, методах обучения и воспитания. Знания такого рода помогают родителям адекватно оценивать ситуацию, ее ресурсы, выстраивать оптимальную реабилитационную тактику, и, следовательно, снижают эмоциональное напряжение, вызванное особенностями развития ребенка.
Выделяя основные положения взаимодействия с родителями детей-инвалидов, немецкий психиатр X. Ремшмидт большое значение придает сотрудничеству родителей и профессионалов и считает, что оно определяется:
1) Готовностью к совместной работе: убежденностью, что тесное сотрудничество влияет на ситуацию развития ребенка.
2) Преувеличение значимостиболезни. Особенно часто наблюдается у тревожных родителей. Встречается так называемая «семейная тревога» родители педантично наблюдают за своим ребенком, обращают внимание на малейшие симптомы, склонны к сомнению и пессимизму в отношении обучения и воспитания, лечения.
- 3)Чувство вины по отношению к ребенку.Следствием могут быть разные варианты поведения, направление вины и упреков в свой адрес, особенно это характерно для родителей, ребенок которых имеет наследственную патологию.
Попытка «искупить вину» в виде чрезмерного, но часто неискреннего внимания к ребенку (гиперпротекция), либо сочетание вариантов.
Любой дефект, ограничивая взаимодействие ребенка с окружающим миром, мешает ему овладеть социокультурным опытом человечества. Но у ребенка с ограниченными возможностями, по утверждению Л .С. Выготского, имеется значительный резерв здоровых, не затронутых патологическим процессом задатков, а неравномерное (с точки зрении глубины) распространение дефективности на разные стороны психической деятельности открывает большие возможности для развития его личности.
Л .С. Выготский указал на то, что главная задача, стоящая перед педагогами и ро-дителями - не преодоление дефектов, а прежде всего развитие тех здоровых пластов, которые имеются у каждого ребенка, поскольку сам дефект мало поддается медико-социальному и психолого-педагогическому воздействию.
В процессе развития ребенка с ограниченными возможностями проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка, которые являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Например, у детей лишенных зрения, остро развивается чувство расстояния (шестое чувство), дистантное различие предметов при ходьбе, слуховая память, осязание. У глухих детей - мимическое жестовое общение, виброчувствительноеть.
Поэтому, утверждал Л.С. Выготский «...надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого - значит воспитывать глухоту и слепоту...», в процессе работы с детьми с ограниченными возможностями необходимо делать ставку не на «золотники болезней, а на пуды здоровья» с целью максимального ослабления, корригирования «социального вывиха».
У каждого родителя, имеющего ребенка с ограниченными возможностями здоровья появляется страх за будущее ребенка: «Каким он будет? Как его воспитывать? Будет ли он учиться, работать? Как он будет жить самостоятельно? Что будет с ним, когда я умру?». Возникает страх перед тем, как будут реагировать на вашего ребенка-инвалида окружающие, его братья и сестры, близкие родственники, друзья, соседи. Страх пройдет только тогда, когда родители почувствуют, что у них есть силы помочь ребенку стать социально здоровым человеком. Сила же появляется, когда люди активно действуют.
Необходимо знать, что если ребенку создать своевременно все необходимые условия для развития, то нарушение может быть сведено только до физического дефекта.
Современные родители начинают понимать: занимаясь ранним развитием ребенка, они активизируют двигательное, музыкальное, сенсорное, логическое, речевое развитие, способствуют становлению его практической независимости и ранней социализации, в общем, создают условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, а значит, дают ему в будущем больше шансов для самореализации, ощущения успешности себя в обществе.
Методические рекомендации помогут родителям лучше понять своего ребенка, научить строить с ним свое общение и помочь более полно адаптироваться в окружающей жизни.
Начиная работу с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, родителям следует помнить следующие правила:
1. Занятия необходимо начинать как можно раньше. Чем меньше ребенок, тем выше эффективность и результативность работы.
2. Занятия будут успешны, если будут интересны для ребенка.
3. Ребенок должен чувствовать себя комфортно и спокойно.
4. Чаще хвалить ребенка в случае успеха. Не ругать в случае неудачи.
5. Требования к ребенку должны быть систематическими и одинаковыми всех членов семьи.
,/I/ С целью становления родительских компетенций специалистами Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 1и11 вида:
- вводятся общие правила работы, позволяющие разным семьям комфортно и эффективно совместно участвовать в образовательном процессе;
- осуществляется включение мам и пап в специально подготовленное . пространство для освоения наиболее приемлемых детско-взрослых способов взаимодействия;
- организуется наблюдение за деятельностью ребенка в урочное и ' внеурочное время;
- ведется индивидуальное психолого-педагогическое консультирование специалистами психолого-медико-педагогического консилиума; проводятся занятия в «Школе для родителей»;
- осуществляется методическая и информационная поддержка через . газету «Школьные новости» и методические пособия для родителей (памятки, рекомендации);
- поводятся детско-взрослые праздники;
- организуется поле родительской рефлексии (анкетирование, карточки родительского наблюдения за работой ребенка в группе, дискуссии на страницах газеты «Школьные новости», школьного сайта и во время встреч «Школы для родителей», общешкольных и классных родительских собраний);
- поддерживается родительская активность в издании газеты, написании методических пособий для родителей, проведении занятий в «Школе для родителей», участие в поведении совместных праздников и спортивных мероприятий, организации творческих мастерских, изготовлении развивающих пособий, игрушек и театрального реквизита.
Работа по становлению родительских компетенций позволяет родителям отрефлексировать ту или иную педагогическую ситуацию, ощутить уверенность в правильности принятия собственного решения, выбрать вовремя из своего «родительского багажа» наиболее эффективный способ взаимодействия с ребенком.
Дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются по тем же законам, что и здоровые, но при этом обладают значительно меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к окружающему миру. Поэтому такой ребенок, нуждается в длительном, правильно организованном коррекционном воспитании, которое должно быть направлено на преодоление, компенсацию имеющихся в настоящее время нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем.
Литература:
1. Гилевич И.м., Тигранова Л.И. К проблеме интеграции программ подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха// «Дефектология», 1966,№6,с.44-51.
2. Гончарова Е.Л.Кукущкина О.И.еабилитация средствами образованияреРеабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии/Шодходы к реабилитации детей с особенностями в развитии средствами образования.-М.:ИПНРАО, 1996.
3. Готовность к школе:развивающие программы./под ред. Дубровиной И.В. - 6-е изд.. — М." «Академический проспект»,2001 (серия «Ркуоводетво практического психолога»).
4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха. Методич.рекомендации/ Под ред. Л.м. Шипициной, Л.П. Назаровой. -СПб.: «Дество-Пресс»,2001.
5. Малофеев Н.Н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции//Интегративные тенденции современного специального образования. - М.: «Полиграф сервис», 2003, с. 12-28.
6. Ремшмидт X. Детская и подростковая психиатрия/Пер. с нем. Т.Н. Дмитриевой.-М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001. - 624 с.