Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в группе и на участке) обеспечивает:

ü игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

ü двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;

ü эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

ü возможность самовыражения детей.

Трансформируемость образовательного пространства обеспечено возможностью изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов обеспечивается:

ü возможностью разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, мягких модулей, и т. д.;

ü наличием в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Вариативность среды обеспечена:

ü наличием в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

ü периодической сменяемостью игрового материала, появлением новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды обеспечена:

ü доступностью для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

ü свободным доступом воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Организация образовательного пространства в групповом помещении дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование группового помещения. Зонирование помещения помогает ребёнку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

В групповом помещении организованы зоны для:

ü приёма пищи и занятий;

ü развития движений;

ü сюжетных игр;

ü игр со строительным материалом;

ü игр с машинками, куклами;

ü изобразительной деятельности;

ü чтения и рассматривания иллюстраций;

ü отдыха (уголок уединения);

ü уголка природы.

ü

Региональный компонент

Основной цельюработы является формирование целостных представлений о семье, родном крае через решение следующих задач:

· воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.

· формирование элементарных представлений о животном и растительном мире родного края.

Принципы работы:

· Системность и непрерывность.

· Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.

· Свобода индивидуального личностного развития..

Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народными игрушками и др.

Перспективный план по национально-региональному компоненту в младшей группе
Месяц Форма работы Цели
  Сентябрь Познакомить с детским садом. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др)
Октябрь «Осенние прогулки с малышом»   Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся
Ноябрь «Моя семья»   Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям
Декабрь «Это я» Формировать у детей элементарные представления о себе
Январь «Мой дом» Поощрять умение детей называть имена членов семьи
Февраль «Зима в родной деревне» Расширять представления о зимних природных явлениях.
Март «Народная игрушка» Продолжать знакомить с русскими народными игрушками, воспитывать желание играть в игры
Апрель Весна Продолжать знакомить с русским народным творчеством по теме.
Май Народные игры и забавы Продолжать знакомить детей с народными играми.

Наши рекомендации