Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в группе и на участке) обеспечивает:
ü игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
ü двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;
ü эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
ü возможность самовыражения детей.
Трансформируемость образовательного пространства обеспечено возможностью изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов обеспечивается:
ü возможностью разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, мягких модулей, и т. д.;
ü наличием в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Вариативность среды обеспечена:
ü наличием в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
ü периодической сменяемостью игрового материала, появлением новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды обеспечена:
ü доступностью для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
ü свободным доступом воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Организация образовательного пространства в групповом помещении дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование группового помещения. Зонирование помещения помогает ребёнку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.
В групповом помещении организованы зоны для:
ü приёма пищи и занятий;
ü развития движений;
ü сюжетных игр;
ü игр со строительным материалом;
ü игр с машинками, куклами;
ü изобразительной деятельности;
ü чтения и рассматривания иллюстраций;
ü отдыха (уголок уединения);
ü уголка природы.
ü
Региональный компонент
Основной цельюработы является формирование целостных представлений о семье, родном крае через решение следующих задач:
· воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
· формирование элементарных представлений о животном и растительном мире родного края.
Принципы работы:
· Системность и непрерывность.
· Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
· Свобода индивидуального личностного развития..
Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народными игрушками и др.
Перспективный план по национально-региональному компоненту в младшей группе | ||
Месяц | Форма работы | Цели |
Сентябрь | Познакомить с детским садом. | Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др) |
Октябрь | «Осенние прогулки с малышом» | Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся |
Ноябрь | «Моя семья» | Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям |
Декабрь | «Это я» | Формировать у детей элементарные представления о себе |
Январь | «Мой дом» | Поощрять умение детей называть имена членов семьи |
Февраль | «Зима в родной деревне» | Расширять представления о зимних природных явлениях. |
Март | «Народная игрушка» | Продолжать знакомить с русскими народными игрушками, воспитывать желание играть в игры |
Апрель | Весна | Продолжать знакомить с русским народным творчеством по теме. |
Май | Народные игры и забавы | Продолжать знакомить детей с народными играми. |