Гигиенические основы проектирования школ
Впроектировании и строительстве школ в недавнем прошлом было стремление увеличить их вместимость. Это привело к росту заболеваемости, высокому уровню шума, к трудностям обеспечения возрастной изоляции и др. В школах большой вместимостью (1800 и более учащихся) более высокая острая заболеваемость (в 2 раза), чаще встречаются вегетососудистые дистонии, жалобы на головную боль (в 2—3 раза) и др. При превышении проектной нормы, переуплотненности классов, снижении высоты классных помещений, нерациональной организации вентиляции в воздухе помещений накапливаются токсичные продукты обмена, в несколько раз превышающие ПДК.
В настоящее время оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся (при наполняемости каждого класса не более 25 человек). Вместимость сельских школ не должна превышать для начальных малокомплектных школ 80 учащихся, для школ I, II ступеней — 250 учащихся, для школ I, II, III ступеней — 500 учащихся.
Гигиенические принципы размещения детских и подростковых образовательных учреждений:
• близость к месту жительства обслуживаемых контингентов, определяемая радиусом обслуживания, который устанавливается в зависимости от возраста детей, климатических особенностей местности и характера ее застройки;
• удаленность от предприятий, загрязняющих воздух химическими веществами или являющихся источниками шума, от шоссейных и железных дорог, гаражей, пожарных депо, рынков и др. на расстояние, позволяющее сохранять окружающую среду детских учреждений в пределах гигиенических нормативов;
• земельный участок должен быть достаточным по размеру, соответствовать общесанитарным требованиям и позволять разместить все необходимые зоны в должных размерах. Зонирование территории осуществляется в соответствии с типом образовательного учреждения, числом учащихся.
При выборе проекта школы необходимо учитывать основные гигиенические принципы экспертизы проекта:
• обеспечение благоприятных условий для проведения учебного процесса. Школьное здание должно иметь полный набор основных помещений (классные комнаты, кабинеты, мастерские), строго отвечающих гигиеническим требованиям по своим размерам, оборудованию и его размещению. В школе должны быть созданы необходимые условия для обучения и воспитания детей 6-летнего возраста. Помещения для детей 6-летнего возраста должны располагаться в отдельном блоке (секции), иметь полный набор и достаточные размеры, соответствующее возрасту и назначению оборудование.
• обеспечение условий для всестороннего физического воспитания. Должен предусматриваться полный набор спортивных площадок достаточных размеров с соответствующим оснащением, позволяющий осуществлять физическое воспитание в учебное и внеучебное время; число спортивных залов определяется вместимостью школы;
• соблюдение условий для организации питания учащихся.
• создание благоприятных условий для отдыха детей. Наличие площадок для отдыха детей различных возрастных групп, рекреационных помещений в здании, специальных помещений для групп продленного дня.
• обеспечение полноценного естественного и искусственного освещения.
• создание оптимального воздушно-теплового режима за счет правильного выбора системы вентиляции и отопления.
• обеспечение достаточным количеством доброкачественной воды.
Расположение зданий общеобразовательных учреждений на территории городских и сельских поселений осуществляется с учетом радиуса обслуживания. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений составляет 0,3—0,5 км пешеходной доступности. Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности в одну сторону: для учащихся I ступени — 15 мин, для учащихся II и III ступени — не более 30 мин.
Здания общеобразовательных учреждений размещаются на внутрикварталъных территориях микрорайона в удалении от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии 100—170 м, на самостоятельном земельном участке с расстоянием от здания школы до красной линии не менее 25 м. На земельном участке выделяются учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная зоны.
Учебно-опытная зона должна составлять не более 25 % площади участка. В городских школах она не может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.
Физкультурно-спортивная зона школы должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания, за полосой зеленых насаждений. Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров.
Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она должна включать площадки для подвижных и тихого отдыха.
Хозяйственная зона должна предусматриваться площадью 500—900 м2. Она должна размещаться от здания школы на расстоянии не менее 35 м, со стороны входа в производственные помещения столовой, вблизи учебно-опытной зоны и иметь подъезд. В хозяйственной зоне в зависимости от местных условий допускается размещать сарай, овощехранилище, учебный гараж, навесы для инвентаря и оборудования.
Метеорологическая и географическая площадки должны находиться на расстоянии не менее 2,5 высоты здания.
Территория земельных участков должна иметь ограждение высотой 1,5 м и вдоль него зеленые насаждения.
Участок общеобразовательных учреждений должен быть озеленен из расчета не менее 50 % площади его территории. При озеленении участка не должны использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами.
Композиция здания школыдолжна предусматривать компактную планировку с сохранением секционности. Этому требованию отвечает блочная композиция. Запрещается размещать учебные помещения в подвальных и цокольных этажах здания. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные румбы могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещения кухни. Ориентация кабинета информатики и вычислительной техники производится на север, северо-восток.
Этажность здания не более 3, а для крупных и крупнейших городов — 4 этажей (кроме сейсмических районов). При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4—5-этажных зданиях 4-й и 5-й этажи необходимо отводить под редко посещаемые учащимися кабинеты.
Гардеробы в школах должны быть размещены на 1-м этаже, иметь оборудование ячеек для каждого класса. Гардеробы должны быть оснащены вешалками для одежды и ячейками для обуви. Категорически запрещается устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.
Состав помещений должен быть таким, чтобы имелись условия для изучения обязательных учебных дисциплин, а также дополнительных предметов по выбору учащихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения 1—2—3 предметов.
Учащиеся I ступени должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.
Обучение учащихся II—III ступени осуществляется по классно-кабинетной системе. Она обеспечивает преподавание всех предметов в закрепленном классе-кабинете, в который должны транспортироваться учебные пособия и ТСО. Число классов-кабинетов для основных дисциплин зависит от числа старших классов. Учебные кабинеты и лаборатории размещаются в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных.
Целесообразно создавать специализированные секции, объединяющие кабинеты для дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов. Для создания наилучших условий для учебной и внеучебной деятельности школьников II— III ступеней количество кабинетов и лабораторий в секции не должно быть более 6. Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов: химия — биология, математика — черчение, черчение — рисование, история — география, литература — иностранный язык.
В школьном здании размещаются также учебные мастерские, спортивный и актовый залы, библиотека, рекреационные помещения (предпочтительно зального типа), столовая, медицинский пункт, санитарные узлы, административно-хозяйственные помещения.
Площадь кабинетов должна приниматься из расчета 2,5 м2 на одного учащегося при фронтальных формах занятий; 3,3 м2 — при групповых формах работы и индивидуальных занятиях. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.
Оптимальные размеры рабочей зоны учащихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов парт), который должен составлять не менее 35° для учащихся II—III ступени школы и не менее 45° для школьников 6—7 лет.
При каждом кабинете или группе из 2—3 кабинетов должна быть лаборантская. Кабинеты химии, физики, биологии, компьютерный класс обязательно должны иметь лаборантские.
Кабинет информатики и вычислительной техники школы должен соответствовать следующим требованиям.
Размещение рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ во всех учебных заведениях не допускается в цокольных и подвальных помещениях. Площадь на одно рабочее место во всех учебных и дошкольных учреждениях должна быть не менее 6 м2, высота стен не менее 4 м.
Спортивный зал следует размещать на I этаже в пристройке. Его размеры должны соответствовать задачам выполнения полной программы по физическому воспитанию учащихся и возможности внеурочных спортивных занятий. Число и типы спортивных залов должны предусматриваться в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Общая площадь спортивных залов в общеобразовательных школах не менее 0,9 м2 на 1 учащегося, высота стен не менее 6м. В состав помещений физкультурно-оздоровительного назначения необходимо включать зону, оборудованную тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.
Актовый зал в своих размерах определяется числом посадочных мест из расчета 0,65 м2 на одно место и 60 % от общего числа учащихся школы.
Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. В школах нового типа библиотека должна использоваться в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами ТСО и обеспечивающего условия для индивидуальных занятий учащихся
Школьная столовая предусматривается в школах с числом учащихся более 100 человек. При школьных буфетах и столовых обязательно должен быть обеденный зал, исходя из посадки 100 % учащихся в 3 очереди.
При столовых обязательно устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 2 посадочных мест. Умывальники размещают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом.
В школах предусматриваются административно-хозяйственные помещения: кабинет директора, кабинет заместителя по учебно-воспитательной работе, учительская, кабинет организатора внеклассной работы, канцелярия.
Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения учащихся) площадью не менее 14 м2; кабинет зубного врача площадью 12 м2, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет площадью 14 м2; кабинет психолога площадью 10 м2. При медицинском пункте должен быть самостоятельный санитарный узел.
На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров.
В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.