III. Подготовка к восприятию новой темы

Урок № 10

Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ»

Цель:

  • закреплять знания учащихся о разлитых видах устного на­родного творчества;
  • актуализировать знания учащихся о народных и ли­тературных сказках;
  • формировать навык правильного беглого чтения со скоростью, регулируемой педагогом: совершенствовать умение читать вслух и молча;
  • содействовать формированию умений самостоятельной групповой деятельности;
  • создавать условия для активной познавательной и творческой деятельности детей, формирования храбрости, умения бороться со своими страхами.

Оборудование:конверты с зданиями для работы в группах, тренажёр № 1.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка д/з.

III. Подготовка к восприятию новой темы.

1.Вступительное слово учителя.

— Жила-была одна замечательная старушка. Приветливая такая, радушная. И было у старушки поэтому много-премного добрых знакомых. Во всяком случае, они тут же добрели, узна­вая ее. Даже Чайник и тот шипеть не смел — все ворковал ласково. А еще у старушки было…впрочем, ничего особенного и не было, кроме говорящих кастрюль да клубочка волшебного. Из него-то и плела бабушка свои фантазии. Да так искусно, что слушаешь —- не наслушаешься. Разное про бабулю сказывали.

Взрослые говорили, что уж очень она древняя: еще первые люди земли с ней у костра грелись. А дети шушукались, будто на по­доконнике у старушки тучки живут да цветок солнечный, а на печке — загадки прячутся.

Любили детишки у бабушки гостить. Все им в диковинку тут: и чай колдовской, летом пахнущий, и пряники в виде птиц и зверей невиданных. Но больше всего ждали они часа, когда старушка уберет со стола, подбросит в камин поленьев, важно протрет очки и сядет в свое любимое кресло. Дети тогда рас­саживаются вокруг и готовятся слушать.

Вот тут-то и начинается самое таинственное. Сказывать ста­рушка умела мастерски. Говорит, будто колдует. А воображенье картинки рисуют: вот смелый Иван Царевич на сером волке ска­чет, вот Аленушка на мшистом камне сидит, пригорюнилась... а вот лягушка в девицу-красавицу превращается!...Мягко зву­чал голос, тихо потрескивали поленья. Мимо бежало Время да ост а и о в и л ос ь, заслушалось

Р. С качко

2. Беседа с учащимися.

Как звали старушку? (Сказка.) Когда появились первые сказки?

-- Сказки возникли в глубокой древности, много тысячелетий назад, когда еще не было письменности. Сказка получила свое название от слова «сказ». Сказ — это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передавалось из уст в уста. В сказках наши предки передавали свое представление о мире. Человеку хотелось иметь храбрых защитников, умных советчиков.

Сказка — один из любимых жанров в фольклоре и литера­туре народов мира. Нет такого народа, который не слагал бы сказки. (Учитель обращает внимание на выставку книг.)

— Как называют человека, который сочиняет сказки? (Ска­зочник.)

— Каких писателей-сказочников вы знаете? (А. Пушкин, X. Ан­дерсен, К. Чуковский, В. Витка.)

— Давайте отправимся в гости к старушке и послушаем сказку.

HI. Работа с текстом сказки «У страха глаза велики»

1. Чтение сказки учителем (с. 26).

2. Лексическая работа.

• Колода — бревно с выдолбленной серединой.

• Напёрсточек — металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой.

• Схоронилась — спряталась.

Проверка первичного восприятия.

— Поправилась ли вам сказка? Почему?

4. Чтение текста учащимися.

Чтение Буксир» (учитель читает вслух, меняя скорость чтения, учащиеся также читают вслух, стараясь успеть за учителем).

5. Обсуждение прочитанного.

— Назовите всех героев так, как они названы в сказке.

— Почему ведра у героев были разные?

— Как пели ведра у бабушки {внучки, курочки, мышки)?

— Что произошло и огороде?

— Почему каждому из героев почудился свой зверь?* Бабуш­ке — медведь, внучке — волк, курочке -- лиса, мышке — котище, зайцу —- охотник? (Каждый из героев кого-то боялся, вот им и почудилось то, чего они боялись.)

— Прочитайте текст, определите характерные черты героев сказки.

— Найдите в сказке поговорку. Объясните ее смысл.

— Какая это сказка: веселая, грустная, смешная, печальная, поучительная? Аргументируйте свой в ы б о р.

— О чем вы задумались, читая эту сказку?

Физкультминутка

IV. Викторина «Сказочные герои»

— А сейчас мы проверим, как вы знаете сказки. Я прочту несколько стихотворений-загадок, а ваша задача — вспомнить сказочных героев.

Этот милый чудачок.

С ним хозяин, мальчик Робин,

И приятель — Пятачок.

Для него прогулка - праздник,

И на мед особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок ... (Винни-Пух).

Человечек деревянный

На воде и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это? (Буратино.)

Эта злобная старушка

Шутит шустро и хитро.

Вам такими быть не нужно —

Лучше делайте добро. (Шапокляк.)

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мила.

Кто читал такую книжку,

3нает девочку малышку. (Дюймовочка.)

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Ну, опадайте, как звали ее? (Красная Шапочка.)

Всех па свете он добрей.

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит. Это ... (доктор Айболит).

Над мальчишкой все смеются: Все он делает не так! Не желает он учиться — Несознательный чудак! (Незнайка.)

Забот у девушки полно.

Работает — не злится.

3ато ей выйти суждено

3 а сказочного принцa. (3о л у ш к а.)

Е. Бурлак

V. Работа в группах

— Применить на практике информацию, полученную сегодня на уроке, и узнать что-то новое вы сможете, поработав в груп­пах. Предлагаю свободный выбор. Слушайте задания.

Задание для 1 группы

— Восстановите разрезанную иллюстрацию к сказке Г. X. Ан­дерсена «Дюймовочка».

Задание для 2 группы

--- Впишите имена персонажей сказки «Репка» в клеточки. Кто из героев, нарисованных на картинке, лишний? (Прил. 4.)

III. Подготовка к восприятию новой темы - student2.ru

Ответ: заяц + дед + баба + внучка + лиса + жучка + кош­ка + мышка = 8; лишние — заяц и лиса.

Задание для 3 группы

— Найдите ошибки:

• Баба Бяка (Баба Яга).

• Жар - Мух а (Жар - Птица).

• Елена Неграмотная (Елена Прекрасная),

• Кощей Бесстрашный (Кощей Бессмертный).

Наши рекомендации