Гигиенические требования к оборудованию школ

В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

¨ между рядами двухместных столов – не менее 60;

¨ между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50 – 70;

¨ между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены – не менее 50 – 70;

¨ от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, – не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, – не менее 100; а при наличии оборотных классов – 120;

¨ от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100;

¨ от первой парты до учебной доски – 2,40 – 2,70 м;

¨ наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски – 860;

¨ высота нижнего края учебной доски над полом – 80 – 90;

¨ угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35° для учащихся II – III ступени школы и не менее 45° для школьников 6 – 7 лет.

Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации.

Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум.

В зоне учащихся устанавливаются двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой воды, электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики) и подводкой воды (лаборатория химии). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные рецептивные установки.

Оборудование кабинетов вычислительной техники, дисплейных классов должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используются цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.

При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.

Литература

1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа,1985.

2. Анатомия человека. В 2 томах / Под ред. Сапина М.Р. – М.: Медицина, 1993. – Т.2. – С. 268-478.

3. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М.: Просвещение, 1975.

4. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. – М.: Просвещение, 1978.

5. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещения, 1990.

6. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. 5-ое изд. – М.: Медицина, 1977.

7. Матюшонок М.Г. и др. Физиология и гигиена детей и подростков. – Минск,1980.

8. Избранные главы по возрастной физиологии / Под ред. Ситдикова Ф.Г. – Казань, 1992.

9. Физиология человека / Под ред. Косицкого Г.И. – М.: Медицина, 1985.

10. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 томах / Под ред. Ноздрачева А.Д. – М.: Высшая школа, 1991. – Т.1. – С. 32-370.

11. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма (1 и 2 части). – М.: Просвещение, 1986.

12. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма дошкольного возраста / Под ред. Антроповой М.В. и Кольцовой М.М. – М.: Педагогика, 1983.

13. Физиология развития ребенка / Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. – М.: Педагогика, 1983.

14. Морфология человека / Под ред. Никитюка Б.А., Чтецова В.П. – М.: Изд. МГУ, 1990. – С. 252-298.

15. Экерт Р., Рэндел Д., Огастни Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2 томах. – М.: Мир, 1991-1992. – Т.1. – С. 186-375; Т.2. – С. 261-273.

16. Гистология / Под ред. Елисеева В.Г. – М.: Медицина, 1983. – 611 с.

Глава 8. Анатомия и физиология органов пищеварения

Наши рекомендации