Виды современных организационных форм обучения изобразительному искусству. Классификация и характеристика занятий по изобразительному искусству
1. Виды современных организационных форм обучения изобразительному искусству. Урок как основная форма обучения.
2. Особенности классификации учебных занятий относительно способов эстетического и научного освоения действительности и языка изобразительного и декоративно-прикладного искусств.
3. Доминантность учебных занятий и видов деятельности относительно возрастных особенностей учащихся.
4. Виды художественной деятельности в программах «Изобразительное искусство» под редакцией В.С. Кузина, «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Т.Я. Шпикаловой.
5. Экскурсия как форма обучения изобразительному искусству. Виды экскурсий. Методика проведения экскурсии.
Основная литература: (27, 79, 108-110, 112, 119, 123)
Дополнительная литература: (79, 136, 169, 185, 194, 195)
Контрольные вопросы:
1) Почему в начальных классах отдается предпочтение рисованию по памяти и представлению, а не рисованию с натуры?
2) Почему в подростковых классах ведущим видом деятельности является рисование с натуры?
3) Какова роль и место уроков рисования на темы и уроков-бесед в календарно-тематическом плане занятий изобразительного искусства относительно возрастных образовательных ступеней?
4) Какова роль композиционных поисков на уроках тематического рисования?
5) Чем отличается структура урока тематического рисования в начальных классах от урока в старших классах?
6) Каковы критерии подбора музыкальных и литературных произведений для уроков изобразительного искусства?
7) С какого класса рекомендуется проводить уроки-беседы?
8) Какова структура обзорной и ретроспективной беседы по ИЗО?
9) Какие основные учебно-воспитательные задачи имеет каждый вид учебно-творческой деятельности в программе «Изобразительное искусство» под редакцией В.С. Кузина? Как можно охарактеризовать стержневое содержание занятий каждого вида деятельности?
10) Какие основные учебно-воспитательные задачи имеют виды учебно-творческой деятельности в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского?
11) Какие основные учебно-воспитательные задачи и какое содержание занятий предлагает программа Т.Я. Шпикаловой в начальной и средней школе?
17. Методика обучения рисованию с натуры. Правила выбора объектов изображения и организации натурной постановки и её восприятия учащимися.
1. Роль рисования с натуры в обучении детей основам изобразительной грамоты. Связь уроков рисования с натуры с другими видами занятий по изобразительному искусству.
2. Развивающие, обучающие и воспитывающие функции уроков рисования с натуры. Объем знаний, умений и навыков, который планируется сформировать у учащихся на уроках рисования с натуры. Приемы развития пространственного мышления и зрительной памяти на уроках рисования с натуры.
3. Методика организации и проведения уроков рисования с натуры, по памяти и представлению. Особенности структуры уроков рисования с натуры.
4. Особенности методики ведения занятий рисования с натуры в начальных и подростковых классах.
5. Требование к натурным постановкам (выбор натуры, композиционное решение с учетом тонального строя всех элементов – предметов и драпировок, значение и особенности выбора фона в учебной постановке, выбор освещения; влияние всех элементов на прочтение объема и пространства). Особенности содержания натурных постановок, их композиционного строя с учетом целевого предназначения (решения образовательных, развивающих, воспитывающих задач).
6. Основные критерии оценки рисунка с натуры.
7. Место педагогического рисунка в обучении детей изобразительной грамоте и методике выполнения рисунка. Приемы работы учителя на доске.
Основная литература: (27, 97, 108, 112, 119, 134, 181, 186, 230-232, 241)
Дополнительная литература: (26, 83, 101, 117, 132, 137, 139, 143, 152, 153, 159, 185, 211, 227, 378)
Контрольные вопросы:
1) Почему к урокам рисования с натуры относятся занятия, на которых рисуют предметы или группы по памяти или по представлению?
2) Как проявляется зависимость структуры урока рисования с натуры от его цели (дать ли новые знания или развить уже приобретенные умения и навыки?), новизны изобразительных материалов и средств изображения, уровня подготовленности учащихся к самостоятельной изодеятельности?
3) Почему на уроках рисования с натуры не рекомендуется вести объяснение закона изобразительного искусства от изучения обучающей схемы, например, схемы, объясняющей линейную перспективу, а затем уже «умными» глазами смотреть на мир?
4) В чем заключаются особенности организационного этапа урока рисования с натуры (общая организация детей, подготовка необходимых учебных принадлежностей)?
5) Какими средствами на этапе вводной беседы урока рисования с натуры учитель осуществляет мобилизацию внимания, достигает эмоциональной заинтересованности, повышает мотивацию изобразительной деятельности школьников?
6) Как анализ объекта изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление идейно-тематического содержания натурной постановки влияет на анализ хода работы с натуры, определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности)?
7) Как соотносятся указания учителя к началу работы (рекомендации по композиции рисунка и технике его исполнения, предупреждение возможных ошибок) с самостоятельной работой учащихся над рисунком?
8) Как учитель осуществляет руководство процессом изобразительной деятельности (фронтальное, дифференцированное и индивидуальное руководство; повторное привлечение внимания детей к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности учащихся; дополнительный показ технических приемов рисования и т. п.)?
9) В чем заключаются особенности подведения итогов урока рисования с натуры
с целью обучения детей самооценке своей деятельности (обобщение деятельности учащихся; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах рисунков; выявление критериев и оценка рисунков)?
10) Какие домашние задания могут оказать существенное влияние на процесс последующего урока рисования с натуры?
11) Как влияет величина натуры на её количество? Сколько необходимо приготовить комплектов гербариев? В каких случаях гербарии используются на уроках рисования с натуры?
12) Каковы особенности расположения натурной постановки плоского предмета (пила лучковая, лопатка саперная, осенняя ветка и др.) в целях организации её ясного восприятия и минимального иллюзорного искажения?
13) Какие требования предъявляются к натурным столикам и их количеству?
14) Какова роль освещения в процессе рисования с натуры?
15) Какие методы следует применить, чтобы активизировать восприятие детей на уроке рисования с натуры?
16) С какой целью учитель выполняет педагогический рисунок на уроке рисования с натуры?