Конкурс «Крылатые выражения»
Таганрогский государственный педагогический институт
имени А.П. Чехова»
Отчет по истории.
Выполнила:
студентка 42 группы
факультета истории и права
Рихельгоф Л.П.
Практика проходила
на базе МАОУ лицей № 28
города Таганрога
Проверил:
к.и.н., доцент
Гуров М.И.
2014 год
Список 10 «Б» класса:
1. Лиманова Екатерина
2. Захарченко Мария
3. Корнакова Светлана
4. Вовака Алина
5. Кондратова Алина
6. Дробот Валерия
7. Одинцов Владимир
8. Ус Иван
9. Скороходова Валентина
10. Попов Денис
11. Доценко Кристина
12. Варшавская Ксения
13. Супрун Ирина
14. Понаморенко Алёна
15. Маркова Татьяна
16. Кубанова Анастасия
17. Карпенко Дарья
18. Хачатрян Томара
19. Шпорт Владислав
20. Самохвалова Юлия
21. Лащенко Маргарита
Классный руководитель: Самойлова Ирина Николаевна
Учитель истории и обществознания: Самойлова Ирина Николаевна
Расписание уроков:
ПОНЕДЕЛЬНИК:
Физическая культура
Физическая культура
Биология
Английский язык
Английский язык
География
ВТОРНИК:
Алгебра
Литература
Литература
Физика
Физика
СРЕДА:
Обществознание
Обществознание
Геометрия
Геометрия
ЧЕТВЕРГ:
Информатика
Информатика
Алгебра
Геометрия
Физика
Литература
ПЯТНИЦА:
Алгебра
Алгебра
Геометрия
Английский язык
Английский язык
Русский язык
Русский язык
СУББОТА:
Экономика
Экономика
География
ОБЖ
Английский язык
Английский язык
История
История
Биология
Химия
Задание №1.
Тематический блок (Темы блока перечислить, тему описываемого урока подчеркнуть) | Форма, тип урока | Обоснование выбранной формы, типа урока | Основные элементы урока. |
Глава 3. Величие Древнего мира (III тыс. до н.э. – середина I тыс.) 1. «Империя Средиземноморья» | Тип урока – урок изучения нового материала. Формы работы учащихся - фронтальная, самостоятельная. | Целью данного урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности и работы с учебником. | 1. Совместимость или противоречия империи и личной свободы. 2. Общие черты взаимосвязи империи и христианства. |
2. «Рождение 3. Средневековья» | Тип урока: урок изучения нового материала. Форма урока:комбинированный урок с элементами дискуссии. | Цель урока овладение учащимися новым материалом. Совмещать разные элементы ведения урока. | 1. Дать характеристику гибели позднеантичной цивилизации. 2. Объяснить образование западнохристианского и восточнохристианского мира. |
Глава 4. Суровость раннего Средневековья 4. «Блеск средневекового Востока» | Комбинированный тип урока. Форма работы – фронтальная, самостоятельная.Фронтальная форма обучения взята потому, что идет работа всего класса над единой проблемой урока. | Комбинированные урок взят потому, что на этом уроке сочетается контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания. | 1. Арабы и возникновение ислама. 2. Арабские завоевания – рождение новой цивилизации. 3. Исламская цивилизация. |
План – конспект урока №1.
Класс: 10 «Б».
Дата: 15 февраля 2014 год.
Предмет: история России и Мира.
Урок по теме: «Империя Средиземноморья».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: смешанный урок.
Цель урока: дать характеристику империи Средиземноморья.
Задачи:
Обучающая: сравнить условия жизни свободного человека в эллинистической монархии и в Риме; рассмотреть, как после утверждения христианства менялась свобода граждан;
Развивающая: продолжить формировать обще-учебные умения и навыки: умение работать с источниками, составлять таблицы, схемы, сравнивать и анализировать; развивать знание рассуждать, суммировать, делать выводы;
Воспитательная: воспитывать интерес к далекому прошлому эллинистической цивилизации;
Понятия: империя, эллинистическая цивилизация, принципат, христианство, доминат.
Оборудование урока: учебник «История Россия и Мир» авт. Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Лисейцев Д.В.; раздаточный материал для учащихся.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин.) |
Организационный момент | - приветствие учащихся; - проверка их явки и готовности к уроку; | - приветствие учителя; - положительный настрой на работу на уроке. | ||
Подготовительный этап | - Сегодня мы с Вами начинаем изучение новой темы «Империя Средиземноморья». Откройте, пожалуйста, учебник на странице 102 и прочитайте тексты: «Человек в Империи» и «Империя для человека». | Ребята читают тексты. | ||
Изучение нового материала | - прочитали? Сравните отражённые в текстах позиции по вопросу совместимости империи и личной свободы: в чем они противоречат друг другу? Какую проблему урока можно сформулировать на основании этого противоречия? - Дайте определение понятию империя и назовите основные признаки империи. - После смерти Александра Македонского, его полководцы разделили империю на эллинистические монархии. По всему Востоку строились десятки новых городов – полисов, в которых сохранялась свобода граждан, правивших полисами без царских чиновников, но по царским законам. Параллельно в Западном Средиземноморье развивалась ещё одна античная цивилизация – Древний Рим. Его история началась как история обычного полиса – гражданской общины. - при помощи учебника найдите в таблице и выпишите в тетрадь события, обстоятельства римской истории, которые сделали невозможным сохранение римского общества как полиса, гражданской общины, республики. - Первый римский император Октавиан Август формально не отменял республики, объявив себя всего лишь принципом (первоприсутствующим в сенате). Поэтому первый этап истории Римской империи называют принципат. Вся реальная власть находилась в руках императора, но при этом сохранялась видимость выборов на городские должности Рима. Передавая власть преемнику, император формально получал одобрение сената и армии. Сам Август использовал свою власть для установления «римского мира». Простые римские граждане получили от стабильного государства защиту и возможность покупать дешёвых рабов из покорённых колоний. В это время в одной из римских провинций – Иудее – зародилась новая мировая религия – христианство. Многие подчинённые евреи верили в скорый приход посланника Бога – Иисус Христос. Уже на рубеже I – II вв. появились упоминания о первых общинах христиан. Тем временем Римская империя преобразовалась из принципата в доминат (император воспринимался как безусловный хозяин государства). Экономической основой общества стали не самоуправляющиеся города-полисы, а крупные земельные латифундии, в которых трудились колоны – граждане, за годы кризиса потерявшие часть свободы. | - Может ли империя сочетаться с личной свободой человека? - Империя– это монархическое государство, глава которого носит титул императора. Признаки империи: 1) монархическое государство во главе с императором; 2) колониальная держава, установившая своё господство над колониями и зависимыми территориями. | ||
Применение нового знания | - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем теперь дать? Какие гипотезы оказались верными? | - На разных этапах развития античной цивилизации (в эллинистических монархиях, в Римской республике, в Римской империи, после утверждения христианства) пределы политической и духовной свободы граждан существенно менялись. | ||
Поведение итогов | Выставление оценок за работу на уроке | |||
Домашнее задание | §9, задание №1 на странице 123 (заполните таблицу) | Ученики записывают домашнее задание в дневники. |
План – конспект урока №2.
Класс: 10 «Б».
Дата: 22 февраля 2014 год.
Предмет: история России и Мира.
Урок по теме: «Рождение Средневековья».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный урок с элементами дискуссии.
Цель урока: дать характеристику гибели позднеантичной цивилизации и образованию мира Средневековья.
Задачи:
Обучающая: осветить основные особенности разрушения Древнего мира и узнать, кто породил эпоху Средних веков: варвары или римляне;
Развивающая: продолжить формировать обще-учебные умения и навыки: умение работать с источниками, составлять таблицы, схемы, сравнивать и анализировать;
Воспитательная: расширение кругозора учащихся, воспитание уважения к эпохе Средневековья;
Понятия: «Великое переселение народов», римский папа, патриарх, оброк, барщина, натуральное хозяйство, вассальные отношения, рыцари.
Оборудование урока: учебник «История Россия и Мир» авт. Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Лисейцев Д.В.; карта «Старый Свет на рубеже древности и средневековья», «Великое переселение народов»
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин.) |
Организационный момент | - приветствие учащихся; - проверка их явки и готовности к уроку; | - приветствие учителя; - положительный настрой на работу на уроке. | ||
Подготовительный этап | - Сегодня мы с Вами начинаем изучение новой темы «Рождение Средневековья». Откройте, пожалуйста, учебник на странице 118 и прочитайте тексты: «Варвары против Рима» и «Рим против себя». | Ребята читают тексты. | ||
Изучение нового материала | - прочитали? Сравните два высказывания о том, кто разрушил Древний мир и дал начало миру Средневековья. В чём они противоречат друг другу? Какую проблему урока можно сформулировать на основании этого противоречия? - Дайте определение понятию цивилизации и перечислите её признаки. - век за веком мир цивилизаций и мир варваров противостояли друг другу. Во II – V вв. из-за изменения климата варварские племена пришли в движение, названное «Великим переселением народов». - пользуясь учебником и картой, запишите в тетрадь основные племена варваров, участвовавших в «Великом переселении народов». - Империя того времени уже достаточно сильно отличалась от классического античного общества. Экономической основой её были земельные владения римских аристократов. Новая религия (христианство) диктовала уже иные ценности взамен культа силы – духовную любовь и спасение души. В 395 году империя разделилась на Западно- Римскую и Восточно-Римскую. В V в. Варвары разгромили Западную Римскую империю. Для римлян приход варваров означал крах многих основ цивилизации. На этом фоне единственным уцелевшим институтом оставалась Церковь. В отсутствие императора, роль символа единства западных провинций перешла к епископу города Рима – римскому папе. Однако с этим не соглашались в Восточно-Римской империи – в Византии.Здесь не только было 4 равных папе церковных лидера – патриарха, но и сохранялась власть императора со столицей в Константинополе (Второй Рим). Выстояв под ударами варваров, Византия осталась страной очень развитой. Иначе складывалась история западнохристианского мира. Потомки римских аристократов и варваров -дружинников, а т.ж. христианские епископы и монастыри образовали новый слой господ – сеньоров – крупных землевладельцев – феодалов,на полях которых работали зависимые крестьяне. Крестьяне получали защиту и право пользование землёй, а взамен они несли феодальную ренту:отдавать хозяину земли часть урожая и приплода скота (оброк), работать часть дней в году не на своём, а на господском поле (барщина). При этом каждая сеньория вела натуральное хозяйство, т.е. производила всё нужное для жизни внутри себя, не нуждаясь в торговле с соседями. Прочным оказалось лишь одно варварское королевство – Франкское с правителем Карлом Мартеллом. Он создал рыцарей – вассалов правителя. В Европе возникли личностные вассальные отношения службы и покровительства между сеньором и вассалом, скреплявшиеся взаимной клятвой верности со стороны вассала и покровительства со стороны сеньора. При внуке Мартелла – Карле Великом конное ополчение рыцарей – феодалов присоединило к Франкскому королевству обширные земли. А после получения Карлом Великим короны от папы римского, западнохристианский мир вновь объединился в империю. | - Кто породил эпоху Средних веков: варвары или римляне? - Цивилизация –это ступень обществ, развития, характеризующаяся определёнными экономическими, социальными и религиозными особенностями.Признаки цивилизации: 1)появление государства; 2)появление классов; 3)наследственная собственность на землю; 4)налоговая система; 5)развитие торговли; 6)появление ремесленников, специалистов; 7)письменность; 8)появление городов; 9)монументальные сооружения; 10)зачатки искусства и науки. | ||
Применение нового знания | - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем теперь дать? Какие гипотезы оказались верными? | - Великое переселение народов (германцы, тюрки, славяне и др.) привело к гибели позднеантичной цивилизации, на месте которой в V – VIII вв. сложились западнохристианский мир с центром в Риме и восточнохристианский мир с центром в Византии. | ||
Поведение итогов | Выставление оценок за работу на уроке | |||
Домашнее задание | §10, на странице 123 заполните таблицу, выделив для каждого региона и века одно важнейшее событие. Аргументируйте выбор. | Ученики записывают домашнее задание в дневники. |
План – конспект урока №3.
Класс: 10 «Б».
Дата: 1 марта 2014 год.
Предмет: история России и Мира.
Урок по теме: «Блеск средневекового Востока».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: овладение учащимися основами знаний и конкретными представлениями о средневековом Востоке.
Задачи:
Обучающая: получить знания о возникновении ислама, особенностях государственного и общественного строя арабов, арабских завоеваниях, складывании исламского мира; усвоить понятия ислам, исламизация, мусульманство, медресе, традиционные устои;
Развивающая: учиться критически, анализировать источники исторической информации; представлять изученную информацию в форме кратких конспектов, таблиц;
Воспитательная: воспитать в учениках чувство толерантности и уважения к другим вероисповедованием;
Понятия: мусульманин, Арабское государство, Коран, халиф, исламская цивилизация.
Оборудование урока:учебник «История Россия и Мир» авт. Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Лисейцев Д.В.; иллюстрации, тексты исторических источников, атласы; компьютер с проектором.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин.) |
Организационный момент | - приветствие учащихся; - проверка их явки и готовности к уроку; | - приветствие учителя; - положительный настрой на работу на уроке. | ||
2. | Подготовительный этап | - темой нашего сегодняшнего урока будет «Блеск средневекового Востока». Прежде чем мы перейдем к изучению нового материала давайте вспомним такие понятия как язычество, монотеизм, мировая религия. | Язычество это обозначение нехристианских, в широком смысле —политеистических религий в литературе христианских народов. Суть языческих культов — магическое воздействие на природу. Монотеизм – это система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма — многобожия. Мировая религия – это религия, которая получила широкое распространение на определенной территории или среди определенной социальной общности, в различных странах мира и на разных континентах. В современном мире выделяют три мировые религии: буддизм, христианство и ислам. | |
Изучение нового материала | - Особенностью ислама является его относительная «молодость». Он возник в первой половине VII века. Поэтому происхождение его яснее, чем других религий, но и здесь много неясного и мифического. Ислам возник в Аравии, у арабских племен, которые были коренными жителями этой страны. Толчком к возникновению новой религии послужил упадок транзитной торговли через Мекку. Аравия была всегда местом, являющимся центром торговых путей, но в VI в. положение изменилось - развитие мореплавания, а также опустошительные набеги соседних государств, привели к запустению караванных дорог. Это вызвало экономический упадок крупнейших городов Аравии - Мекки и Медины. Кочевники постепенно стали переходить к земледелию. Появилась нужда в земле, обострилась борьба между племенами. Требовалось сильное государство, которое сумело бы обеспечить жизнедеятельность арабского общества. Все это и создало условия для возникновения ислама. Оно явилось в тот период естественным и закономерным этапом, эволюции религиозной формы сознания общинно-родового строя Аравии. Это и стало причиной сравнительно быстрого распространения ислама среди языческого населения Аравии. В Аравии в те времена существовали христианские и иудейские общины. Арабы общались с ними и их верования влияли друг на друга. Христиане и евреи подавали арабам пример единобожия. Под влиянием этих религий в сознании арабов стала постепенно пробивать себе дорогу идея монотеизма. Разумеется, замена многобожия племенных религий монотеистическим исламом была длительным процессом. Боги и храмы более могущественных племен постепенно становились главными, а боги слабых племен превращались во второстепенных. Этот процесс отчетливо проявился в Мекке, где древний бог племени курейшитов «Аллах» занял господствующее положение. Единобожие среди курейшитов стали проповедовать ханифы – «искатели истины». Они боролись против старых родовых культов, не признавали иудейского, и христианского богов. Одним из видных последователей ханифизма и был житель Мекки Мухаммед, который считается основателем ислама. Он родился в Мекке около 570 г. н.э. Был выходцем из знатного, но не богатого рода. Когда ему исполнилось два месяца, умер его отец. В возрасте шести лет он лишился матери. А когда еще через три-четыре года умер его дед, он остался круглой сиротой. В юности он был пастухом, потом стал приказчиком у богатой купчихи Хадиджи. Через некоторое время он женился на ней. Так он стал состоятельным человеком и мог полностью посвятить себя религиозно-проповеднической деятельности. Некоторое время после женитьбы он продолжал заниматься торговлей, но затем забросил ее и около 610 г. начал проповедовать новую религию. По преданию, он удалялся в пещеру в окрестностях Мекки. Там он однажды услышал голос «свыше», который приказал начать проповедь новой религии. Что же он проповедовал? Основным в учении Мухаммеда было строгое требование почитать только одного Аллаха и быть покорным его воле. | |||
Закрепление нового материала | - сейчас в тетрадях вам необходимо заполнить таблицу, в которой нужно сравнить основы христианской и исламской цивилизации (стр. 157); сделайте вывод: почему в Средние века ислам и христианство противостояли друг другу? Как сегодня избежать этого? | |||
Христианский мир в VII-XII вв.(основные черты) | Исламский мир | |||
Культура и мировоззрение | - христианский идеал аскетизма - забвение многих достижений античной культуры – науки, искусства, образования (сильнее на Западе, слабее на Востоке) | сходства | отличия | |
Социально – экономический уклад | - натуральное хозяйство (сильно на Западе до Х в., слабее в Византии) - феодальные отношения землевладельцев и зависимых крестьян (на Западе дополненные вассально – ленными отношениями) | |||
Политический строй | - противостояние светской и духовной власти (сильно на Западе, значительно слабее в Византийской империи) | |||
Применение нового знания | - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем теперь дать? Какие гипотезы оказались верными? | - в результате возникновения ислама и арабских завоеваний в VII-X веках сложилась исламская цивилизация, простиравшая свои владения от Испании до Китая. | ||
Поведение итогов | Выставление оценок за работу на уроке | |||
Домашнее задание | На основе приведенных текстов, на странице 162 заполните таблицу «Главные причины арабских завоеваний». | Ученики записывают домашнее задание в дневники. |
Задание №2.
Методическая схема определения поурочных целей
(структурно-функциональный анализ содержания урока).
Структурный анализ содержания урока:
1. Главной линией урока являются влияние христианства на развитие империй Средиземноморья.
2. В учебнике приведено достаточно сведений для формирования у школьников яркого, целостного и научного представления о главных исторических фактах.
3. Для углубления и конкретизации новых знаний необходимо читать учебное пособие «У истоков христианства» автор Донини А.
4. В этом уроке следует актуализировать знания, полученные в курсе «Всемирной истории».
Функциональный анализ содержания урока:
Цель урока: дать характеристику империи Средиземноморья
Задачи:
Обучающая: сравнить условия жизни свободного человека в эллинистической монархии и в Риме; рассмотреть, как после утверждения христианства менялась свобода граждан.
Развивающая: продолжить формировать обще-учебные умения и навыки: умение работать с источниками, составлять таблицы, схемы, сравнивать и анализировать; развивать знание рассуждать, суммировать, делать выводы.
Воспитательная: воспитывать интерес к далекому прошлому эллинистической цивилизации.
Методическая схема определения поурочных целей
(структурно-функциональный анализ содержания урока).
Структурный анализ содержания урока:
1. Главной линией урока является изучение рождения Средневековья.
2. В учебнике приведено достаточно сведений для формирования у школьников яркого, целостного и научного представления о главных исторических фактах.
3. Для углубления и конкретизации новых знаний необходимо читать «Историю Средних веков» II том, автор Карпова С.П., а т.ж. «Феодальное общество» М.Л. Кожевникова.
4. В этом уроке следует актуализировать знания, полученные в курсе «Всемирной истории» о средневековом Востоке.
Функциональный анализ содержания урока:
Цель урока: дать характеристику гибели позднеантичной цивилизации и образованию мира Средневековья.
Задачи:
Обучающая: осветить основные особенности разрушения Древнего мира и узнать, кто породил эпоху Средних веков: варвары или римлян;
Развивающая: продолжить формировать обще-учебные умения и навыки: умение работать с источниками, составлять таблицы, схемы, сравнивать и анализировать;
Воспитательная: расширение кругозора учащихся, воспитание уважения к эпохе Средневековья;
Задание №3
«Суровость Средневековья»
Цель викторины: закрепить знания учащихся по истории средних веков.
Тип урока: урок повторения и систематизирования знаний.
Форма проведения: урок - викторина
Задачи урока:
1) повторить в игровой форме, ранее изученный материал;
2) развить у учащихся интерес к истории, к средневековой культуре;
3) создать условия для проявления творческих возможностей учащихся умения работать в группе;
4) развить у учащихся умение кратко и четко отвечать на вопросы.
Оформление:столы для команд – участников, стулья для зрителей, стол для жюри; плакат на доске кабинета: «История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни» (Цицерон)».
Оборудование:
1) карточки с заданиями;
2) жетоны для зрителей;
3) грамоты для награждения по итогам игры – викторины.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Приветствие команд
3. Разминка
4. Конкурс «Крылатые выражения»
5. Конкурс эрудитов
6. Конкурс «История в датах»
7. Конкурс « Историческая путаница»
8. Конкурс « Что здесь лишнее»
9. Конкурс капитанов
10. Конкурс болельщиков
11. Подведение итогов урока и награждение команд
Ход урока:
В игре – викторине принимают участие учащиеся 10 «Б» класса. До начала викторины учащиеся выбирают участников, делятся на 2 команды по 6-8 человек, знакомятся с правилами игры, ее структурой. Каждая команда выбирает название для своей команды, девиз, капитанов. На игре - викторине могут присутствовать и принимать участие зрители: учащихся других классов. Ведущий (учитель) назначает жюри викторины (3-4 человека) из числа зрителей, старшеклассников или приглашенных учителей.
1. Организационный момент: Ребята! Сегодня мы с вами проводим увлекательную интеллектуальную игру (викторину) по истории средних веков. Прошу команды занять свои места.
2. Приветствие команд: Команды поочередно встают, называют название, озвучивают девиз.
3. Разминка: Каждая команда получает карточки, на которых написаны, пять исторических терминов. В течение 3 минут командам необходимо написать определения к этим терминам. За каждый правильный ответ -1 балл. Жюри отслеживает время, подсчитывает количество правильных ответов. На вопросы оставшиеся без ответа могут отвечать болельщики команд, получая за каждый правильный ответ жетон.
1 команда | 2 команда |
1. Аббат – (руководитель монастыря). 2. Пергамен - (бумага из кожи молодых телят). 3. Замок – (жилище феодала). 4. «Щитовые деньги» - (особый взнос королю). 5. Рыцарь - (конный воин). | 1. Дружина – (постоянный отряд). 2. Хроники – (летописи). 3. Донжон – (главная башня). 4. Десятина - (особый налог на содержание церкви). 5. Ратуша – (здание городского совета). |
Конкурс «Крылатые выражения».
Капитаны команд вытаскивают карточки, на которых написаны крылатые выражения. Команды должны в течение 2 минут объяснить суть крылатого выражения. За правильный ответ присуждается 1 балл. На вопросы, оставшиеся, без ответа могут отвечать болельщики команд, получая за каждый правильный ответ жетон. Начинает команда, набравшая в разминке меньшее количество баллов.
Выражение №1. « Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе».
Выражение №2. « Париж стоит мессы».
Выражение №3. « Ходить в Каноссу».
Выражение №4. « Бросить перчатку».
Конкурс эрудитов.
От каждой команды приглашаются по 2 ученика (по желанию).
Учащиеся получают на карточках задание, на которых написаны выражения и ребятам необходимо определить, кому они принадлежат и по какому случаю?
«Когда Адам пахал, а Ева пряла кто тогда был дворянином?» (Д.Болл).
«Дворяне – главный нерв государства» (Ришелье).
«Государство это - я» (Людовик ХIV).
«На этом стою и не могу иначе» (Мартин Лютер).